Портрет Асанбека Токомбаева через годы
“Душа болит, а сердце плачет”. С этих слов я хочу начать воспоминания о нашем папе Асанбеке Токомбаеве – дорогом для нас человеке. Не хочется верить, что ему исполнилось 100 лет! Но это факт.
В нашей памяти он навсегда останется молодым, целеустремленным, бодрым, полным энергии и сил.
Часто он просил моего супруга Кувана спеть песню, которую исполнял Вахтанг Кикабидзе “Мои года – моё богатство”. Слушая её, он мысленно переносился в детство, юность и зрелость, а до старости дожить, к величайшему сожалению, ему не довелось.
Родившись в 1924 году, в сложное время становления советской власти, он уже с детства проявил себя как трудолюбивый, исполнительный и старательный ребёнок, что уже тогда отличало его от других детей. Живя в селе Эпкин Чуйского района Иссык-Атинской области, в котором не было тогда школы, ему приходилось ежедневно в любую погоду ходить за десятки километров в соседнее село. А оно находилось на берегу Чуйского канала, где они с ребятами купались и научились плавать. Всё это выработало в нём спортивный характер и очень пригодилось ему в будущем.
А жизнь его поколения была сложной, трудной, напряжённой, требующей полной отдачи сил для достижения поставленных целей. Цель же у всех была одна – стать грамотными профессионалами своего дела. Кем в итоге и стал наш папа Асанбек Токомбаев…
Окончив школу, он приехал во Фрунзе и поступил в единственный тогда педагогический институт, впоследствии ставший Государственным университетом, на физико-математический факультет. Что само по себе говорит о его аналитическом складе ума.
Именно это и привело его в дальнейшем в “Киргосиздат” сначала редактором, а потом его директором. В его бытность там печатались и выпускались книги писателей и поэтов Алыкула Осмонова, Аалы Токомбаева, Тугельбая Сыдыкбекова, Касымалы Баялинова, Кубанычбека Маликова, Темиркула Уметалиева. Одновременно с этим выпускались эпические произведения, такие как “Манас”, “Илиада” Гомера, “Витязь в тигровой шкуре” Ш. Руставели, а также поэмы М. Лермонтова “Мцыри”. Это всего лишь малая толика того, что было сделано им за время директорства в “Киргосиздате”.
Руководство Республики того периода и в первую очередь её лидер Исхак Разаков зорко следили и отбирали кадры грамотных профессионалов, способных руководить различными областями промышленности, экономики, культуры. Девиз того времени “Кадры решают всё” был необходим и незыблем… Таким образом, выросла целая плеяда, можно сказать, когорта профессиональных руководителей, десятки лет чётко и точно справлявшихся со своими обязанностями. В их числе оказался и наш папа Асанбек Токомбаев.
Областью его руководства стала идеология, а это значит – воспитание личности, духовно богатой и возвышенной. А для этого нужно было самому соответствовать этим требованиям. Ведь каждый руководитель до своего назначения проходил собеседования с представителями из Кремля, и это были не просто формальные встречи, а действительно экзамен на глубокое понимание и знание той области, которую придётся возглавлять.
Таким образом, наш папа Асанбек Токомбаев полжизни отдал делу, которому служил преданно и беззаветно, занимая посты зав. отделом пропаганды, редактора газеты “Советтик Кыргызстан”, секретаря Горкома, секретаря отдела пропаганды и агитации ЦК, председателя Комитета по телевидению и радиовещанию республики, одновременно являясь и председателем Союза журналистов Киргизии, и членом Союза журналистов СССР. Все годы своей активной деятельности он являлся депутатом Верховного Совета республики.
Перечень всех занимаемых постов нашего папы привёл меня к мысли о том, что он, будучи от природы человеком романтичным и творческим, вынужден был заковать себя в рамки строжайшей партийной дисциплины и беспрекословно подчиняться её требованиям и законам.
О его творческом потенциале сам по себе говорит такой факт: ещё в бытность студентом института ассистент режиссёра из Мосфильма выбрал его на главную роль в фильме “Алитет уходит в горы”. Режиссёр этого фильма народный артист СССР Марк Донской после проб, на которые папа приехал в Москву, утвердил его на роль Алитета, но съёмки совпадали со временем защиты дипломной работы в институте, и папа, посчитав, что получение образования для него важнее актёрства, отказался от съёмок. Разгневанный Марк Донской возмутился до глубины души, но папа был непоколебим, и на эту роль пригласили актёра из Казахстана Нурмухана Жантурина, впоследствии ставшего народным артистом республики. Кто знает, может быть, и папа мог бы стать известным актёром… Интересно, что впоследствии, когда Марк Донской приезжал во Фрунзе, папа встречался с ним и напомнил ему этот факт, они вместе от души посмеялись и пришли к выводу – значит, не судьба…
Именно благодаря папе я с детства приобщилась к книге. Из командировок в Москву он постоянно привозил красочные издания “Детгиза”, приносил ещё пахнущие типографским шрифтом книги, выпускаемые “Киргосиздатом”. До сих пор в моей памяти и перед глазами красочные издания “Манаса”, “Илиады”, Агнии Барто – моей первой книжки её стихов для детей, Маршака, сказок и стихов Пушкина.
Папа был первым в нашем дворе, кто привёз из Москвы для меня пианино, чтобы я начала учиться игре на фортепиано в музыкальной школе.
По роду своей деятельности он обязан был быть в курсе всех культурных и литературных событий, и делал это с большим удовольствием и душевной отдачей.
С раннего детства мы с Гульмирой находились в кругу тогдашней интеллигенции, писателей, артистов, композиторов и воочию были свидетелями уважительного и почтительного отношения к ним с его стороны.
Именно папа был тем связующим звеном в продвижении Чингиза Айтматова во время выдвижения его на Ленинскую премию. Ч. Айттматов всегда с благодарностью и уважением относился к папе, а он в свою очередь гордился тем, что помог молодому писателю в начале его пути, и он оправдал надежды, которые возлагали на него.
Они ведь были почти ровесниками и поэтому до конца жизни сохранили дружеские отношения между собой. Отдыхая на Иссык-Куле, они вместе совершали заплывы от санатория “Чолпон-Ата” до “Голубого Иссык-Куля” и обратно. Сам по себе этот факт говорит о многом… Расцвет нашего искусства в целом, его Золотой Век целиком и полностью связан с именем Чингиза Айтматова. И свою лепту в его становление, его первые шаги на пути к утверждению писателем широкого масштаба внёс и наш папа Асанбек Токомбаев, занимая пост Секретаря по пропаганде и агитации в ЦК Компартии республики.
В будущем, когда происходили гонения и преследования Казата Акматова, Касымбекова за роман “Сломанный меч”, папа пытался поддержать их, но в итоге сам стал преследуемым, обвинённым в несуществующих “грехах”… Ещё в 1960-е годы он отметил дарование Дооронбека Садырбаева и дал ему возможность учиться заочно, совмещая работу на телевидении.
Не счесть тех, кому помогал папа, видя заложенный потенциал, и старался взрастить истинных специалистов своего дела.
Когда начались нападки на Асанхана Джумахматова, папа сделал всё возможное и невозможное, чтобы поддержать его и не дать ему покинуть родную землю. При поддержке Председателя Комитета по телевидению и радиовещанию СССР С. Лапина создан симфонический оркестр, ныне носящий имя А. Джумахматова.
А тогда для поднятия профессионального уровня оркестра А. Джумахматов пригласил во Фрунзе своего педагога из Московской консерватории дирижёра Большого театра Бориса Хайкина поработать с музыкантами и предложил сделать запись концерта С. Рахманинова для фортепиано с оркестром.
Партию фортепиано должна была исполнять тогда Гульмира Токомбаева, моя сестра. В тот момент она была ученицей Центральной музыкальной школы при Московской консерватории им. П.И. Чайковского.
Вряд ли какой отец согласился бы в то время учить с раннего возраста своих детей вдали от родного дома. Для этого нужно быть государственно мыслящим человеком, думающим о будущем своей земли. И поэтому каждое письмо, посланное нам, начиналось словами: “Привет из далёкой солнечной Киргизии! Горы Ала-Тоо и народ с нетерпением ждут вашего возвращения на родную землю! Знания, полученные вами, очень нужны республике…”
Возможно, это может показаться высокопарным, но нас это воспитывало в духе ответственности и заставляло относиться к учебё с ещё большим рвением. А учились мы в отличии от других ребят, имевших государственное обеспечение, на средства своих родителей.
Все эти моменты говорят о том, что наш папа был прогрессивно мыслящим человеком, отличавшимся внутренней культурой и самодисциплиной. Наверное, именно поэтому его выбрали во время войны в лётный отряд офицеров на случай войны с Японией, а в дальнейшем предложили учиться в военной Академии им. М. Фрунзе в Москве.
Но и здесь он упустил свой шанс стать генералом…
Дух нашего папы силён и крепок, хотя он никогда не был авторитарной личностью.
Его характер полностью соответствует строкам:
“Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой!
Будь прям и твёрд с друзьями и с врагами,
И пусть они в свой час считаются с тобой!”
Айсулуу ТОКОМБАЕВА,
народная артистка СССР, лауреат государственных премий.