Что посеем, что соберём?

Что посеем,  что соберём?

Правительство и Минсельхоз предпринимают решительные меры для полного самообеспечения кыргызстанцев основными продуктами питания. Получится?

 

В 90-х, да и нулевых годах власти нашей страны заявляли о специализации сельского хозяйства. Дескать, давайте, друзья-фермеры, выращивать только рентабельные для вас культуры, а недостающие продукты питания можно без труда импортировать. Заграница нас всегда накормит. Между прочим, политика узкой специализации сельского хозяйства имела коварный замысел. Властям не нужно было особенно тратиться на поддержку крестьян. По мнению чиновников, сельские товаропроизводители сами могли выжить за счёт выращивания высокодоходных в наших климатических условиях культур. То есть бывшие руководители правительства, того же Минсельхоза, хотели, ничего особо не делая, накормить своих граждан. И межу прочим, эти номера у них проходили на ура. Кыргызстан так прочно сел за все прошедшие 30 лет на импортный продовольственный крючок, что теперь спрыгнуть с него будет чрезвычайно трудно.

 

Да, трудно, но необходимо. Потому что международная политическая ситуация сегодня аховая. Каждая страна в первую очередь стала заботиться о пополнении собственных амбаров, как выживают “державы”, полагающиеся только на импортное продовольствие, сейчас уже никого особенно не беспокоит. А если и беспокоит, то только из-за стремления содрать с таких умников три шкуры.

 

В результате на сегодняшний день продовольственная корзина (из-за постоянно дорожающего импорта) составляет 6 с половиной тысяч сомов в неделю (в 2018 году она не превышала трёх с половиной тысяч сомов). Средняя заработная плата нынче составляет 44 тысячи сомов. Другими словами, почти половину своих кровно заработанных сомов люди тратят на питание. А в развитых странах, между прочим, только треть, а то и четверть от своего жалованья. Потому они и считаются развитыми и благополучными, а мы… развивающимися. Но самое главное, Кыргызстан не в состоянии обеспечивать себя основными продуктами питания: хлебом, растительным маслом, мясом, сахаром, яйцами (и – о, ужас, даже фруктами).

 

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров и правительство поняли порочность курса на узкую специализацию сельского хозяйства и принимают решительные меры для достижения хотя бы частичного на сегодняшний день продовольственного суверенитета.

 

Так, на прошлой неделе заместитель министра водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Маил Алиаскаров заявил о намерении своего ведомства переориентировать крестьян с производства фасоли и картофеля на выращивание сахарной свёклы и пшеницы. Для достижения этой крайне необходимой цели правительство и аграрное ведомство уже разработали конкретные меры. Так, к примеру, теперь Фонд государственных материальных резервов будет пополняться не российской, а местной пшеницей. Для этого крестьянам дополнительно предоставлено 40 тысяч гектаров, стоимость семян будет субсидироваться из государственного бюджета. В государственные амбары планируется заложить 100 тысяч тонн продовольственной пшеницы.

 

Кроме того, фонд Госматрезервов начнёт выделять фермерам ГСМ, удобрения, а покупать пшеницу поручено Ассоциации мукомолов республики. Нет даже сомнения в эффективности намечаемых мер. Нынешние власти за это можно даже поблагодарить.

 

Никто ранее из наших боссов не отважился на такие шаги.

 

Но здесь нужно всё обдумывать до последнего сома. Таласские крестьяне выживают только за счёт выращивания фасоли. Цены на эту бобовую культуру у зарубежных покупателей очень высоки. На вырученные деньги талассцы строят шикарные дома, покупают квартиры в Бишкеке и дорогие автомобили, учат детей в престижных вузах.

 

Согласитесь, их трудно будет переориентировать на производство той же пшеницы или сахарной свёклы. Тем более что командно-административной экономики у нас уже давно нет. Здесь выход только один: материально заинтересовать крестьян в выращивании необходимых стране сельхозкультур. Но как это сделать? Только путём предоставления фермерам дотаций. Необходимо посчитать все затраты сельских товаропроизводителей на производство пшеницы или сахарной свёклы и максимально помочь им.

 

Прекрасно известно о поддержке фермеров в США, Западной Европе, Китае, Турции. Но сравнительно недавно по такому же пути пошли страны Восточной Европы. В результате теперь уже Чехия, Польша, даже прибалтийские страны импортируют продовольствие в развивающиеся государства. То есть забота о крестьянах возвращается сторицей. Ведь импортные поставки – это всегда прибыль казне. Так что без дотаций и нашу аграрную отрасль, увы, не поднять. Ведь сельское хозяйство нуждается в такой же заботе, как образование, медицина, культура. Другого варианта человечество ещё не придумало.

 

Аналогичная ситуация и с картофелем. Да, наши крестьяне порой испытывают проблемы с реализацией второго хлеба, но многие из них всё же научились с выгодой для себя реализовывать эту культуру. Значит, и картофелеводов будет не просто переориентировать на выращивание сахарной свёклы и пшеницы. Здесь тоже есть о чём подумать властям.

 

А разве откажутся чуйцы от экспорта кукурузы в страны ближнего зарубежья? Ответ очевиден. Полеводам тоже жить на что-то нужно. Только благодаря предоставлению дотаций можно уговорить фермеров Золотой долины выращивать хлеб, сахарную свёклу.

 

Понятно, бюджет нашей страны пока не велик, всех крестьян за один год государство облагодетельствовать не в состоянии. Именно поэтому Президент страны Садыр Жапаров признался, что в нынешнем сезоне только часть сельчан сможет получить льготные кредиты под шесть процентов. Какие уж здесь дотации! Но всё равно выход можно найти даже из такой сложной ситуации. Экономисты-аграрники должны задуматься о получении зарубежных кредитов для вывода отрасли из стагнации, постараться найти средства для предоставления крестьянам дотаций. Через год-другой они вернут эти деньги в виде налогов. Да и наша торговля может крепко помочь сельским товаропроизводителям.
К большому сожалению, у нас в зачаточном состоянии находится система страхования сельских товаропроизводителей.

 

А это тоже выход из положения. Сколько крестьян разорилось из-за засухи, весенних снегопадов и других катаклизмов, страховые деньги могли бы крепко выручить их. И мы бы не теряли золотые руки и светлые головы в сельхозпроизводстве.

 

Есть ещё один мощный резерв в развитии аграрной отрасли Кыргызстана – кооперативы.

 

Странно и даже смешно, что чиновники 30 лет говорят о необходимости создания объединённых крестьянских хозяйств, но дело с места почти не двигается. В кооперативах, по подсчётам специалистов отрасли, урожайность основных сельхозкультур, как правило, выше на 40-50 процентов, а себестоимость продукции в полтора-два раза ниже. Но за всё это время мы так и не предоставили желающим создать товарищества по обработке земли и выращиванию скота приемлемых условий для эффективной работы. Почему? Да просто никто этим по-настоящему не занимался.

 

Но в последние годы лёд тронулся. Так, по словам директора Департамента механизации, инновационных технологий и кооперации Минсельхоза Нурлана Кожогулова, только в прошлом году было создано 216 сельскохозяйственных кооперативов, а всего таких хозяйств уже почти 700. Но есть и другая цифра, её тоже предоставили в Минсельхозе. За все прошедшие годы в стране развалилось более 400 крестьянских товариществ. Как бы далеко ушло наше сельское хозяйство, если бы они действовали. Но не судьба была тогда развиваться кооперативам. Как сейчас живётся кооператорам – пока не совсем понятно. Вернее, имеют ли они доступ к длинным и дешёвым кредитам, существуют ли для такой категории хозяйств какие-либо налоговые послабления? Устраивают ли их закупочные цены на пшеницу и ячмень? Если нет, то и они скоро испустят дух. Известно только, что при Кыргызском национальном аграрном университете имени Скрябина совместно с Организацией международного сотрудничества ТИКА открыт учебный центр для фермеров по созданию сельскохозяйственных кооперативов. Всемирная продовольственная программа (ФАО) также активно включилась в эту работу. По решению Кабинета министров земли, находящиеся в ведении Фонда сельскохозяйственных и пастбищных угодий, кооператорам выдаются в приоритетном порядке, то есть без конкурса.

 

Уже что-то! Если, как говорил поэт Владимир Маяковский, начнёт “оперяться моя кооперация”, то земли будут защищены от истощения, засоления. Ведь в них просто необходимо будет проводить севообороты. Фермеры на своих клочках земли в 1,5-2 гектара подобные агроприёмы проводить не в состоянии.

 

Сейчас в тренде – аграрные кластеры, о которых не говорит только ленивый. Это мощные объединения товаропроизводителей, переработчиков и реализаторов готовой продукции. Государство на их поддержку выделило миллиард сомов. Однозначно, за кластерами будущее, но и они нуждаются не в разовой, а в систематической поддержке.

 

В стране развернулась большая работа по развитию мелиорации. Из бюджета уже выделены сотни миллионов долларов на строительство и ремонт ирригационных объектов, финансовая поддержка будет оказана и в дальшейшем. По словам директора Службы водных ресурсов Минсельхоза Алмаза Сакеева, начался ремонт 863 гидротехнических сооружений, 115 насосных станций, в этом году возведут два бассейна декадного регулирования воды, а в следующем ещё пять. Кроме этого, в нынешнем сезоне заработают семь насосных станций, будет восстановлено 59 скважин. А вот очисткой и ремонтом внутрихозяйственных каналов, по мнению Алмаза Сакеева, должны заниматься сами сельчане. Мысль, конечно, интересная, но смеем утверждать – трудно осуществимая. Сейчас люди бесплатно трудиться не будут.

 

Ещё слабо ведётся в стране работа по внедрению систем капельного орошения. По идее, всем желающим приобрести такие установки должны выделяться беспроцентные кредиты. Обильные урожаи позволят крестьянам рассчитываться с государством за предоставленные кредиты. Игра стоит свеч.

 

Есть в аграрной отрасли проблема, решать которую необходимо в срочном порядке: экспорт нашей сельскохозяйственной продукции. В этом плане у нас полная анархия. Говядина на рынках стоит от 500 до 700 сомов. А в прошлом году за кордон мы отправили 73 тысячи голов крупного рогатого скота. Позвольте спросить: “Но где в данном случае забота о своих гражданах?” Ведь если упорядочить экспорт, то и цены на внутреннем рынке на говядину неуклонно поползли бы вниз. За границу в прошлом году было отправлено также 116 (!) тысяч голов мелкого рогатого скота. А сколько сейчас стоит на рынках баранина, говорить даже неудобно. Чудно устроена экономика аграрного сектора. Без существенной помощи со стороны государства фермеры вынуждены отправлять свою продукцию, в том числе и животноводческую, зарубежным потребителям. Дотации в корне смогли бы поменять ситуацию.

 

Производственные затраты фермеров в таком случае значительно сократятся, крестьяне получат прибыль, реализуя свою продукцию на внутреннем рынке даже по умеренным ценам. И покупатели, то есть мы с вами, в результате будем довольны. А потом уже можно будет подумать и об установлении для фермеров госзаказа.

 

Сейчас, к сожалению, всё происходит с точностью до наоборот.

 

Существует в нашей замечательной торговле большая категория людей, о которой власти почему-то подзабыли: перекупщики урожая. Благодаря их “благородной” деятельности стоимость продуктов питания на рынках подскакивает на 40-50 процентов. Неужели нельзя найти управу на спекулянтов? А как бесчинствуют владельцы рынков, предоставляя торговые места сельчанам по космическим ценам. Государство уже заставило владельцев ломбардов поумерить свои финансовые аппетиты, так почему же перекупщики и базаркомы до сих пор ведут себя, мягко говоря, вызывающе?

 

Согласитесь, эти факты ещё больше сдерживают покупательскую способность населения, а потребительская корзина для многих кыргызстанцев сокращается как шагреневая кожа. Не замечать эти явления чрезвычайно опасно. Ведь люди зачастую голосуют на выборах за того или иного кандидата не по политическим убеждениям, а кошельками. Такова реальность.

 

Вячеслав АНИКИН.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *