Эйнштейн в далёком 1941 году сказал: “Человек может прожить без кислорода три минуты, без воды – три дня, а без пчёл – четыре года”. По прогнозам учёных, пчёлы могут исчезнуть к 2035 году. Уже сейчас их не хватает, чтобы полностью опылить все растения. Пагубное влияние на них оказывает человек, применяя пестициды и химические удобрения для выращивания сельхозкультур.
Наши пчеловоды успокаивают: в стране пока всё в порядке. Ежегодно увеличивается экспорт сладкого продукта в другие страны. Да и число пчеловодов с каждым годом растёт. Но и проблем хватает…
На днях состоялось мероприятие, собравшее более 150 пчеловодов со всех регионов. Республиканскую конференцию для институционального развития пчеловодства организовало Министерство сельского хозяйства, водных ресурсов и перерабатывающей промышленности совместно с палатой пчеловодов при активной поддержке Программы USAID по торговле в Центральной Азии. Важность его в том, что в подобном формате и с таким количеством профессионалов в области пчеловодства мероприятие проходит впервые.
Участники конференции обсудили планы развития отрасли на 2024-2030 годы, создание и развитие пчеловодческого кластера, экспортного потенциала мёда и медовой продукции.
Гостями конференции стали ученики профессионального лицея № 47, пришедшие на мероприятие в костюмах пасечников. По словам преподавателя Бурул Данияровой, учащиеся получают сразу две специальности – пчеловода и водителя категории С.
– Мы обучаем пчеловодству с 1981 года. Раньше выработкой мёда занимались в основном люди старшего возраста, а сейчас молодёжь всё больше интересуется.
Как отметил председатель палаты пчеловодов Султан Аббасов, основные приоритеты сообщества – защита интересов отрасли, координация деятельности и повышение экспортного потенциала через продвижение бренда кыргызского мёда как экологически чистого продукта. А цель создания палаты пчеловодов – это объединение их всех в единый союз, ведь только вместе можно решить накопившиеся проблемы.
– В советское время был наибольший показатель выработки мёда – около 12-16 тысяч тонн в год, когда работали совхозы и колхозы, существовали обширные площади севооборота. Сейчас у нас проблема раздробленности земельных участков. Засевают в основном технические культуры, а цветочные уменьшаются. Каждый пчеловод сегодня самостоятельно находит сбыт своего продукта, тогда как во времена Союза создавали специальные ведомства, которые принимали мёд по выгодной цене, а у пчеловодов не было проблем со сбытом своей продукции. Поэтому мы и создали палату пчеловодов.
По словам замминистра Минсельхоза Маила Алияскарова, наша страна как экспортирует, так и импортирует медовую продукцию. По его данным, экспорт натурального мёда за 12 месяцев составил: в страны ЕАЭС – 130,44 тонны; в третьи страны – 308,645 тонны. Больше всего его приобретают в Китае, Саудовской Аравии и Узбекистане. В государственном реестре зарегистрированы 1 429 пчеловодов и 90 354 пчелосемей.
Ежегодно проводится работа по определению остаточных количеств антибиотиков тетрациклиновой группы, левомицетина, токсичных элементов (кадмий, свинец, мышьяк), хлорорганических пестицидов на основании Государственного мониторинга пищевой продукции.
По данным ведомства, в прошлом году при взятии проб мёда выявлено 15 положительных результатов на антибиотики. Это связано с тем, что пчеловоды применяют антибиотики при лечении болезней пчёл. Продукция не исследуется на остаточное количество антибиотиков в ветеринарной лаборатории.
Программа развития пчеловодства включает разработку нормативно-правовой базы, совершенствование системы ветеринарно-санитарного контроля и предоставление ветеринарных услуг, организацию селекционно-племенной работы, повышение
кадрового потенциала и другое.
Заместитель директора ветеринарной службы Бакыт Шарапов отметил, что климат и уникальная география нашей страны позволяют производить мёд в большом количестве и высокого качества, ведь здесь обширные высокогорные пастбища, покрытые разнообразными медоносными растениями. Неудивительно, что отечественный мёд считается одним из лучших и полезных в мире.
На конференции подняли вопросы заболеваний и вредителей, которые наносят непоправимый урон пчелосемьям. В частности, член Союза пчеловодов из Казахстана поинтересовался у представителя ветеринарной службы нашей страны, какие карантинные меры проводит ведомство по защите пчёл от клеща. По словам Бакыта Шарапова, они ведутся постоянно, но, к сожалению, некоторые недобросовестные пчеловоды не придерживаются санитарных требований.
Эксперты рассказали, что во многих странах дальнего зару-бежья, в частности в США, первая статья доходов пчеловодов – это услуги. То есть сейчас не пчеловоды платят деньги за свою деятельность, а наоборот, государство оплачивает им за разведение пчёл, опыляющих растения. Потому что понимают, что без них не будет многих видов овощей и фруктов. Ведущие пчеловоды сошлись во мнении, что государство должно помогать развитию этой отрасли, поскольку мировая тенденция такова, что количество пчёл в мире сокращается, а значит, в ближайшем десятилетии мы можем потерять до 40% видов сельхозкультур.
Ведущий специалист компании по переработке мёда “Аман-Гринфуд” Назгуль Ишенбаева рассказала о факторах, влияющих на качество сладкого продукта. Одни из главных – климат местности, где расположена пасека, разнообразие ботанических источников региона, пчеловодческий инвентарь и санитарно-гигиенические условия. Часто хранение мёда влияет на его вкусовые особенности и качество. Он должен быть в специальных ёмкостях, отвечающих санитарным требованиям: деревянных бочках, нержавеющих флягах, пищевых пластмассовых вёдрах, имеющих специальную маркировку.
А вот пчеловод со стажем Василий Кормилицин считает, что на рынке страны и так переизбыток мёда, с каждым годом появляются всё новые пчеловоды, которым также нужен рынок сбыта. Необходимо создать компанию, которая централизованно будет заниматься его закупками и экспортом.
– Мёд – это рисковый рынок. Многое зависит от погодных условий. Один год у нас 100% получение продукции, а на другой – 30%. Мы не можем всё предугадать. Почему большая часть мёда из эспарцета? Потому что этого растения больше. Мёд из него считается простым и распространённым. За более целебными травами нужно ехать в высокогорье, соответственно, это дороже. И цена мёда из горных трав будет выше. А принимать его будут с минимальной разницей. Так что не всем выгодно заниматься выработкой мёда из других трав, кроме эспарцета и люцерны.
Важной составляющей конференции стало подписание меморандума о сотрудничестве между Министерством сельского хозяйства, водных ресурсов и перерабатывающей продукции и Палатой пчеловодов.
Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото автора.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”