Дороги, востребованные временем

Дороги, востребованные временем

На карте нашей страны эти автомобильные дороги отмечены особо: стратегическаятрасса Север — Юг и автомобильная дорога вокруг Иссык-Куля, маршруты Балыкчи — Боконбаево — Каракол и Балыкчи — Тамчи — Чолпон-Ата — Корумду. О том, как обстоят дела на строительстве и реабилитации этих ключевых направлений автомобильной индустрии, представители республиканской прессы, в том числе и корреспонденты «СК», смогли подробнее узнать в ходе журналистского тура, который состоялся на днях под эгидой Министерства транспорта и коммуникаций.

 

 

Начальная точка нашей поездки — южное побережье Иссык-Куля, где полным ходом идёт реконструкция автодороги Балыкчи — Каракол (Барскоон). На участке до 71 километра работает ОсОО «Кыргыз Жол Курулуш». Как пояснил прессе руководитель проекта Кубаныбек Ормонов, сегодня нижнее покрытие трассы выполнено на 17 километрах, земляные работы завершены на 95%, а мостовые — на 80%. Далее с 71 по 141,6 километры работает ОсОО «Арек Строй». Директор этой компании Бакытбек Ашим уулу сообщил СМИ, что на участке с 96 по 127 километр вырубаются и выкорчёвываются деревья, попадающие в полосу отвода земли под трассу. Ведутся также выемка возведённой насыпи, экскавация заранее подготовленных железобетонных труб, разборка и вывод железобетонных изделий, устройство ГПС, заливка фундамента водопропускных труб бетоном ВЗО, разборка и вывоз существующего старого асфальтобетонного покрытия, подготовка полотна существующей дороги.

 

Согласно Указу Президента страны Садыра Жапарова о реконструкции дороги Балыкчи — Боконбаево — Каракол, на участке Балыкчи — Барскоон впервые за годы независимости силами отечественных компаний была начата реконструкция этой трассы. Проект реализуется по инициативе главы нашего государства при финансировании из республиканского бюджета. Общая протяжённость — 141,6 километра. Дорога будет четырёхполосной с раздельным барьерным ограждением. И для верхнего слоя полотна применён ЩМА (щебёночно-мастичный асфальтобетон). Кстати, на автомобильной трассе Балыкчи — Барскоон более 50 лет не проводилось капремонта и впервые генподрядчиком объекта выступает отечественная профильная компания.

 

Руководитель пресс-службы Министерства транспорта и коммуникаций Кылычбек Досумбетов прокомментировал участникам пресс-тура ход строительства трёх автотрасс: Балыкчи — Кочкор — Эпкин, Балыкчи — Корумду и Балыкчи — Барскоон.

 

На первом участке дороги Балыкчи — Боконбаево — Каракол (Балыкчи — Барскоон) с минувшего года согласно Указу Президента уже ведётся строительство трассы второй категории. Наш институт «Кыргыздортранспроект» предусмотрел параллельное строительство и проектирование. Проект Балыкчи — Барскоон разделён на два участка: Балыкчи — Ак-Сай — от 0 до 71 км (подрядчик ОсОО «Кыргыз Жол Курулуш») и Ак-Сай — Барскоон — от 71 до141,6 км (подрядчик ОсОО «Арек Строй»). Последние несколько лет, как сообщил пресс-секретарь, проходили тендеры, которые выигрывали иностранные компании.
В прошлом же году, согласно Указу Президента, дорога Балыкчи — Боконбаево — Каракол была отдана отечественной компании. Сейчас работами занимается дорожно-строительная ассоциация.

 

По его словам, активное строительство трассы Балыкчи — Чоплон-Ата — Корумду ведётся с 2015 года. Основная часть работ была там выполнена раньше. Из-за задержки финансирования работа началась в турсезон. Китайский подрядчик завершил строительство на основном участке. Остаток же (14 километров) надо доводить до ума. Если будет своевременное финансирование из республиканского бюджета, то наши дорожники выполнят всё в 2023 году ещё до начала турсезона.

 

На участке Балыкчи — Кочкор — Эпкин компания «Синагидро» ведёт укладку асфальтобетонного покрытия и земляные работы. Асфальтобетонная альтернативная дорога Север — Юг строится грузоподъёмностью 11,5 тонны на ось, тогда как ранее у нас дороги проектировались на 10 тонн. Кроме того, применяется новый вид покрытия — щебёночно-мастичный асфальтобетон.

 

Мы побывали также на участке Балыкчи — Кочкор — Эпкин альтернативной стратегической дороги Север — Юг в Нарынской области. Строительство трассы тут завершится в июне 2023 года. Об этом СМИ сообщил менеджер компании генподрядчика Sinаhydro Чжао Цзиньвэй. Журналисты побывали на участке 15,5 километра дороги Балыкчи — Кочкор. Субподрядчик — филиал компании «Арек Строй». Специалисты сообщили, что строительство началось в конце 2020 года. Общая стоимость проекта $40 млн. Завершить работу намечено в 2023 году. Однако уже сейчас по новой дороге активно ездят машины с углём из Кара-Кече, и существует риск разрушения полотна. Машины тяжелогружёные, нередко с прицепами, да и двигаются с немалой скоростью. Компания обращалась по этому поводу в МВД для содействия в решении проблемы.

 

При нормальной эксплуатации полотна гарантируется до 10 лет без капремонта. После завершения нового строительства трасса в течение пяти лет будет содержаться компанией-генподрядчиком.

 

Дорога двухполосная, а в некоторых местах и четырёхполосная. На участке Балыкчи — Кочкор — Эпкин уже уложено 42 километра нижнего слоя асфальтобетонного покрытия. Для дальнейшей укладки асфальта подготовлено 50 километров земляного полотна. До конца года планируется уложить ещё 28 километров нижнего слоя и 66 километров верхнего. Завершить стройработы планируется в будущем году.

 

Строительными работами от Балыкчи до села Эпкин на 70 километрах (от 0 до 43 километра и от 62 до 89 километра) занимается подрядная компания «Синагидро», реализующая проект путей соединения между транспортными коридорами ЦАРЭС 1 и 2. Реконструкция автодороги Балыкчи — Кочкор — Эпкин — это строительство 70 километров двухполосного шоссе второй технической категории. Также планируется укладка двухполосного асфальтобетонного покрытия с нижним девятисантиметровым слоем и верхним из щебёночно-мастичного асфальта толщиной шесть сантиметров. Проект предусматривает и освещение в населённых пунктах. Строительство финансируется Азиатским банком развития и Кабинетом министров нашей страны.

 

В селе Эпкин Кочкорского района ведётся строительство подземного перехода. Как сообщил инженер-консультант по искусственным сооружениям Вадим Герасимов, необходимость возведения перехода продиктована высокой интенсивностью движения на этом дорожном участке и наличием рядом школы. Ширина прохода — три, а длина до 21 метра. На вопрос, почему дорога ремонтируется в турсезон, ответил главный инженер подрядчика по реконструкции трассы Балыкчи — Тамчи — Чолпон-Ата — Корумду Авазбек Чалакеев. Он пояснил, что протяжённость дороги составит 106 километров с учётом двух километров объездной дороги в Балыкчи. Строительство начато ещё в 2015 году. Общая стоимость — $68 млрд., работа проведена на 4,8 млрд. Строительство ведётся согласно финансированию. При положительном решении вопроса строители завершат работу за год.

 

С начала проекта прошло семь лет. Вся задержка из-за отсутствия финансирования. Оно утверждается каждый год, что и задерживает ход работ. К примеру, в текущем году реконструкция участка началась лишь в июне, когда турсезон уже стартовал. Это влияет на реализацию проекта. Идёт большой поток транспорта, и если бы вопрос финансирования был решён полностью (лучше разделить его по годам), тогда и проект можно было начинать уже в феврале-марте. До завершения на северном берегу озера осталось 13 километров из 104. Уложено 87% нижнего слоя и 87% верхнего под покрытие трассы. Речь об участке 10-23 километра от села Сары-Камыш до конца села Тору-Айгыр, и ещё 3,6 километра трассы в Чолпон-Ате.

 

Журналисты также посетили строительство кольцевой дороги, которое ведётся на пересечении коридоров дорог Бишкек — Нарын — Торугарт и Балыкчи — Кочкор — Эпкин. Здесь, на альтернативной дороге Север — Юг, и строится кольцевой дорожный участок. О нём рассказал прессе консультант проекта дороги Балыкчи — Кочкор — Эпкин Эльдар Самаркулов.

 

По его словам, объездное сооружение составит 72 метра. При пересечении двух больших магистралей при одинаковой интенсивности трассы положено строить кольцевую дорогу. С неё будет начинаться второй участок дороги Кочкор — Эпкин длиной 27 километров. Генподрядчик — компания «Синагидра», финансирование осуществит Азиатский банк развития.

 

Предполагается строительство двухполосной дороги шириной 9 метров, а внутри сёл будет четырёхполосная трасса шириной до 16 метров. Кроме того, внутри сёл предусматриваются освещение и прокладка тротуаров. Подрядчик выполнил работы на 55%, на 25 километрах проведены земляные работы, завершена укладка асфальтового полотна на 19 километрах, а на двух километрах уже уложен щебёночно-мастичный асфальтобетон. На кольцевой трассе также установлено 44 водоразборных трубы, предусмотрена реконструкция четырёх мостов, из которых два уже готовы, а ещё два будут завершены в зимний период.

 

Задействованы 200 рабочих и 70 единиц техники.

 

Проект стартовал 21 июня 2020 года, а завершить его планируется 21 июня 2023 года. Гарантийный срок на трассу — не менее пяти лет.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *