Про карту оплаты «Тулпар» уже столько сказано и написано, но поток не иссякает. А жаль. Вместо того чтобы делать выводы, наводить порядок, чиновники продолжают закручивать гайки исключительно против населения.
Самое обидное — во всех сферах жизни. Отсутствие достаточного тепла в квартирах бишкекчан и организациях особенно заметно в школах, где дети и так часто болеют из-за постоянного тесного контакта в переполненных классах. Также полное или частичное отсутствие техничек и охранников, что вызывает большое волнение у родителей учеников, которым обещано скорейшее решение вопроса с государственным финансированием оплаты труда этих работников. Но… Неожиданно подкрался третий месяц года, а финансирования нет. Вопрос в пустоту: зачем запретили родителям добровольно оплачивать охрану для своих детей?
Кроме того, объявлено об обязательных экзаменах по гос-языку при переводе из класса в класс и при поступлении в вузы. И это при отсутствии должного преподавания языка в школах. Может, хотя бы открыть повсеместно бесплатные языковые курсы для детей и взрослых, желающих выучить кыргызский? Например, по аналогии с курсами корейского языка для этнических корейцев, действующими в разных странах мира, в том числе и у нас.
Очередная инициатива чиновников — обязательная установка счётчиков для измерения водопотребления. С этой целью сначала увеличили нормы водопотребления, что должно экономически стимулировать население частного сектора устанавливать водомеры. Причём не за счёт государства или водоканала, а за деньги самих же домовладельцев. Многие, может быть, и не против платить по счётчику, а возможно, даже двумя руками за, но устанавливать за свой счёт, да ещё и в обязательно-принудительном порядке… Так, в новом проекте постановления БВК предлагает изменить некоторые нормативно-правовые акты, обязывающие потребителей столицы устанавливать индивидуальные приборы учёта питьевой воды в жилых домах и квартирах за свой счёт.
В общем, не жалеют своих граждан, не заботятся. Даже выигрыши в лотерее «Салык чек» распределили «по-свойски» и «по-братски». Когда пользователи интернета стали отмечать в соцсетях, что главные призы лотереи, организованной Налоговой службой, достались родственникам бывших высокопоставленных чиновников, пресс-служба ГНС прокомментировала это так: «Все имели право участвовать в лотерее, независимо от должности, тем более бывшие. Не могли участвовать только сотрудники ГНС». Вот и всё.
Предельно понятно. Но будем надеяться, что простым обывателям тоже однажды повезёт.
СОВСЕМ НЕ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ «ТУЛПАРА»
На сайте «Тулпара» так радужно расписаны все исключительно плюсы использования дорожной карты оплаты. Да, в общем, неплоха сама идея безналичного расчёта. Но на деле у нас всегда что-то не додумано и не доделано. Так ли это быстро и удобно, как обещает главная страница сайта? «Просто поднесите карту к валидатору», — написано там. Ан нет, фактически время входа пассажиров в троллейбусы и автобусы стало больше. Раньше приготовил монеты без сдачи и быстро прошёл в салон. Теперь вошедшие толпятся у входа, одни сканируют QR-код для оплаты через приложения в телефоне, у других валидатор не считывает карту и показывает крестик, первый, второй раз, и, наконец, третья попытка удалась… Валидаторы порой как будто облиты чем-то липким, что мешает им считывать данные с карт оплаты.
Возможно, кому-то выгодно, чтобы пассажиры в этом случае платили наличкой, ведь это на три сома больше. К тому же история оплаты не всегда сразу обновляется. Парень в автобусе заплатил через телефон и закрыл приложение, а, открыв вновь, не увидел в ленте заметку о прошедшей оплате. И водитель заставил его заплатить повторно, теперь уже наличкой, 20 сомов.
Зачисление средств на карту — это ещё одна история. Да, надо сказать, за последние несколько месяцев стало больше способов пополнить свой «Тулпар». Например, я, зайдя в торговый центр, закинула 200 сомов через терминал, принадлежащий одному из мобильных операторов. Получила чек и ушла. Хорошо, что в этот раз 200, а не 500, как обычно… В истории пометка о пополнении так и не появилась. Телефон «горячей линии» глухо молчал и в первой половине дня, и во второй. Отправление скринов истории и фото чека на почту службы техподдержки не дало результатов. Обратной связи не оказалось. При этом надо отдать должное работе службы техподдержки мобильного оператора — они ответили в течение 5-10 минут, что через них платёж прошёл успешно, поэтому я сразу получила чек из автомата. Остальные вопросы к «Тулпару».
Прошло две недели. И вот на другом конце «горячей линии» подняли трубку. Я уже не ожидала. Прислали мне скрин с их истории, и там есть строка пополнения на эти 200 сомов. Отлегло. Правда ведь, неприятно подозревать, что нас обманывают, что-то куда-то заныкивают и избегают общения и ответа на вопросы. Тем более что в соцсетях мелькала информация, будто валидаторы не всегда списывают положенные 17 сомов, бывают и ошибки. Но не каждый из нас готов после каждой поездки проверять сумму списания: кто-то едет с детьми, кто-то с тяжёлыми сумками, а у иных срочные думы в голове о решении каких-то насущных проблем…
Майя НАБУР.