Достойный подарок читателям

Национальная безопасность  в приоритете

К 95-летию Чынгыза Айтматова издана книга Алпаслана Жейлана и Дєєлєтбека Сапаралиева «Чынгыз Айтматов — глашатай жизни кыргызов и тюркского мира». Бишкек, 2023.

 

 

В Кыргызско-Турецком университете «Манас» издана оригинальная книга историков, профессоров — ректора Кыргызско-Турецкого университета «Манас» Алпаслана Жейлана и заведующего кафедрой Бишкекского государственного университета им.

 

К. Карасаева Дєєлєтбека Сапаралиева под названием «Чынгыз Айтматов — глашатай жизни кыргызов и тюркского мира», написанная синхронно на четырёх языках: кыргызском, турецком, русском и английском.

 

Актуальность изданной книги определяется востребованностью творчества Айтматова современными читателями. Чынгыза Айтматова читает весь мир, он влияет на духовный мир каждого читателя, о нём написано, казалось бы, достаточно, но книга авторов открывает новые грани жизни и творчества писателя. Авторы на основании уникальных документов, на конкретных примерах, в исторической последовательности раскрывают роль и место Ч. Айтматова не только в мировой художественной литературе, но и в международной деятельности. В книге проведена колоссальная работа по сбору, систематизации и анализу исторических материалов из биографии писателя, раскрывающая этапы становления его творчества, в хронологической последовательности начиная с 1952 года до сегодняшнего дня. Живо приводятся уникальные и интересные факты из жизни писателя. Известно, что произведения Чынгыза Айтматова вошли в программы школ и вузов многих стран, по его произведениям снимаются фильмы, ставятся пьесы. Произведения великого писателя изданы тиражом более 150 миллионов книг на 176 языках мира. По данным ЮНЕСКО, по изданным и переведённым произведениям Чынгыз Айтматов входит в первую десятку писателей мира. А по данным исследователей по европейскому литературному рейтингу, Айтматов — самый читаемый писатель в мире.

 

В книге впервые с исторической точки зрения предпринят анализ организованного писателем в 1986 г. Иссык-Кульского форума, ставшего площадкой для дискуссий, местом встреч мировых интеллектуалов — самых известных людей в области литературы, культуры и искусства того времени, послужившего основой для формирования нового планетарного мышления человечества. Как известно, в своих выступлениях, произведениях Айтматов поднимал глобальные проблемы, ещё в 80-е годы отмечал: «Сегодня, как никогда остро, перед нами стоят важнейшие социально-нравственные проблемы, в том числе и такая страшная, как угроза самому существованию человечества: быть или не быть? Сможем ли мы, мыслящие люди, победить эту стихию, не дрогнуть перед охватывающим всё существо ужасом, бездонным отчаянием, отнимающим душевные силы и веру, не отречься от будущего ради «последних мгновений», … что требуется от человечества, от каждого человека, чтобы остановить эту угрозу? От искусства, от литературы тут зависит очень многое: тревожить, будить в человеке совесть, мужество, гуманизм, раскрывать перед ним весь мир, чтобы он не забыл, не смог и не смел забыть, что он человек» (Айтматов Ч. Статьи, выступления, диалоги, интервью. М., 1988). Эти слова Ч. Айтматов сказал почти 40 лет назад, но и поныне они не потеряли актуальности. Гениальность писателя заключается в том, что он предвидел общечеловеческие проблемы, отражая их в своих произведениях, опережая реальность. Он отмечает, что «человечество не пришло ещё к планетарному мышлению, поскольку каждый ещё не думает о другом как о себе самом, не желая считаться с тем, что он так же страшится смерти, страдает, переживает и так же любит жизнь, как ты…» (Айтматов Ч. В соавторстве с землёю и водою… Фрунзе, 1978).

 

Планетарность мышления писателя прослеживается, когда он поднимает вопросы экологии, судеб людей, раскрывает духовно-душевные состояния своих героев. Таким образом, в результате деятельности организованного и руководимого Ч. Айтматовым в 1986-2008 гг. международного Иссык-Кульского форума зародилось ядро нового планетарного мышления, нового человеческого самосознания, создание глобальной цивилизации по законам мира и свободы. В то же время писатель поднимает вопрос о сохранении этнического самосознания, исторической памяти, утверждая, что у человека, лишённого исторической памяти, знания своей собственной истории, нет и не может быть самосознания и свободы. Ч. Айтматов, рассматривая проблему исторической памяти, поднимает проблему «манкурта» — человека, не помнящего своего прошлого. Проблема сохранения кыргызского этноса, языка, культуры проходит красной нитью во многих произведениях писателя. Ведь именно память делает человека человеком, народ народом, культуру культурой.

 

Особое место в книге занимает раздел, где авторы рассматривают роль Айтматова в распространении истории и культуры тюркоязычных народов. В хронологической последовательности раскрываются идеи писателя о необходимости объединения усилий близкородственных народов прежде всего для изучения истории, языка, культуры и других аспектов жизни. При которых объективно интенсивнее происходили бы взаимосближения, а также интеграционные тенденции и в политической жизни тюркских государств.

 

4 ноября 2004 г. Айтматов в интервью одному из журналистов сказал: «Для всех было бы полезно создать в тюркском мире союз, подобный Евросоюзу». Затем 25 апреля 2008 г. на встрече с молодёжью он озвучил мысль о том, что «тюркский мир возрождается, вновь поднимает голову и вносит свой вклад в цивилизацию. Пусть понятие «тюркский мир» даст нам новую силу, огромный стимул, двигающий нас вперёд».

 

Как утверждают авторы, «эти высказанные плодотворные мысли Чынгыза Айтматова нашли ведь реальное воплощение, когда 3 октября 2009 года в азербайджанском городе Нахичиване представителями тюркоязычных государств: Азербайжана, Казахстана, Кыргызстана, Турции и Узбекистана — официально создали так называемый Тюркский совет (Тїрк кеўеши) с главной целью углубления всестороннего сотрудничества между тюркоязычными государствами, а также внесения совместного вклада в обеспечение мира и стабильности в регионе и во всём мире. Государства — члены подтвердили свою приверженность демократическим ценностям, правам человека, верховенству права и принципам благого управления».

 

Значительное внимание уделили авторы и становлению целого направления в науке, как «Айтматоведение», где не только в литературоведческом аспекте развивается данное направление. Сегодня, как отмечают авторы, произведения писателя стали объектом изучения философии, этики, эстетики, экологии, педагогики, этнологии, культурологии. Конечно же, большое место в книге занимает и дипломатическая деятельность писателя.

 

В разделе «Интеллектуалы мира о Чынгызе Айтматове» собран уникальный материал высказываний советских, кыргызских, российских, турецких, азиатских и западных исследователей о Ч. Айтматове. Здесь приведены оригинальные и объективные характеристики не только его коллег по перу, но и крупных политиков и государственных деятелей, а также простых почитателей творчества писателя, которые придают им документальную доказательность заключений и выводов авторов. Одно из главных достоинств книги — уникальные фотографии из жизни писателя, которые также отражают многогранность и широту его личности.

 

Вызывает интерес раздел книги, где авторы последовательно раскрывают и постановку спектаклей, фильмов по произведениям писателя в разных странах. Книга вызывает интерес читателя и вносит определённый вклад в развитие «Айтматоведения». Читая её, ещё раз вспоминаешь слова Чынгыза Торокуловича об ответственности человека за судьбу нашей Земли.

 

Гульнара Ботоканова, заведующая кафедрой философии

Бишкекского государственного университета им. К. Карасаева, доктор

философских наук.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *