ЕАЭС: торговля не снижает обороты

Не так давно были обнародованы итоги внешнеторгового оборота Кыргызстана за прошлый год. Из цифр Национального статистического комитета КР следует, что наибольшая активность приходится лишь на часть стран – членов ЕАЭС, который как раз-таки призван стимулировать экономические связи внутри этого пространства. Попробуем разобраться: это недоработка или же вполне допустимое явление рыночного процесса.

 

Для начала кратко коснёмся общих сведений. Так, по данным Нацстаткома, в 2023 году основными партнёрами Кыргызстана по экспорту среди стран дальнего зарубежья являлись:

 

1. Швейцария (28,8% в общем объёме экспорта страны),
2. ОАЭ – 6,4%,
3. Турция – 5,1%,
4. Китай – 2,6%,
5. Иран – 0,8%.
В рамках СНГ значительная доля экспортных поставок товаров пришлась на:
1. Россию (24,1%),
2. Казахстан (15%),
3. Узбекистан (9,3%).
Из стран дальнего зарубежья наибольшие объёмы импортированных товаров поступили из:
1. Китая (43% в общем объёме импорта),
2. Японии (2,1%),
3. Республики Корея (4,5%),
4. Турции (3,8%),
5. США (3,5%),
6. Германии (3,4%).
Наибольшие объёмы импортных поступлений из стран СНГ пришлись на:
1. Россию (17% в общем объёме импорта страны),
2. Казахстан (7,3%),
3. Узбекистан (3,3%).

 

Как видно из статистики, весомый объём экспорта и импорта КР только в две страны ЕАЭС: РФ и РК. Армения и Беларусь занимают более скромное место во внешней торговле.

 

 

Кыргызстан не использует в полной мере возможности членства в ЕАЭС

 

За разъяснениями по этому поводу “СК” обратился к главе Евразийского аналитического клуба Никите Мендковичу (Москва).

 

– Экономические отношения Кыргызстана с Казахстаном и Россией во многом определяются нормами ЕАЭС, в который входят все три страны. Поэтому рост двусторонней торговли – заслуга именно ЕАЭС. Наибольший рост оборота с РФ и РК обусловлен географическим фактором, Армения и Беларусь значительно дальше, а кроме того, имеют меньшие по объёму рынки, – говорит эксперт. По его мнению, кыргызстанцы могли бы получить гораздо больше выгод, работая эффективно.

 

ЕАЭС и школы

 

Чтобы увидеть общую экономическую картину, совершим экскурс в недалёкое прошлое. Основная задача ЕАЭС – создание условий для свободной продажи товаров и услуг на территории других государств объединения. В интересах кыргызстанских граждан – рост продаж своих товаров в другие страны, потому что это отражается на их заработной плате и возможности создавать рабочие места по производству этих самых товаров.

 

Эксперт приводит следующие факты: в 2015-м (год вступления КР в ЕАЭС) республика продала партнёрам по союзу товаров на 410,2 миллиона долларов, в 2018-м – на 640,7 миллиона. То есть дополнительно получила 230 миллионов долларов в год.

 

– Представим эту цифру на примере небольшого города, например, Кара-Суу (Ошской области). При условии равного распределения полученных денег между всем населением страны, город мог бы получать около 640 тысяч долларов в год дополнительно. По грубым оценкам, их хватило бы на строительство одной-двух школ или двух-трёх детских садов. В реальности, конечно, не все приходящие в страну деньги тратятся на школы и детские сады. Что-то уходит в производство, что-то в другие сферы жизни. Тем не менее, по данным официальных властей, за четыре года (2015 – 2019 гг.) в Ошской области открыли 17 школ и 22 дошкольных учреждения. Если учитывать рост аварийности школьных зданий в регионе, видно, что без этих вложений многие населённые пункты могли остаться вовсе без учебных заведений. Однако вопреки трудностям работа по открытию школ ведётся. И в этом важную роль играют и “евразийские деньги”, пришедшие в страну благодаря торговле с партнёрами по ЕАЭС.

 

Увы, часть зарабатываемых денег из-за коррупции, ухода от налогов и вывода бизнесменами средств за рубеж приходит в страну через ЕАЭС, но не доходит до многих кыргызстанцев, сетует эксперт. То есть, грубо говоря, строится не школа для всех, а чей-то дом или покупается дорогая машина… Если бы распределение денег оказалось прозрачным и “братским”, можно бы построить и 40 школ в области. Однако это вопрос, не имеющий отношения к органам ЕАЭС. Кыргызстан – суверенная страна, и вопросами распределения денег после их выплаты занимаются только правительство и народ, а не евразийские учреждения.

 

 

ЕАЭС и рабочие места

 

Никита Андреевич напоминает, что продаваемые товары не берутся из воздуха. Их нужно либо привезти и перепродать, либо произвести самим. А чтобы активнее торговать, нужно больше работать как можно большему числу людей. В августе 2015 года, когда Кыргызстан присоединился к ЕАЭС, в “белом” секторе экономики оказались заняты 523 тысячи человек. В 2019-м занятость достигла 543 тысяч, то есть создано 20 тысяч рабочих мест (без учёта теневого сектора). С учётом “тени” речь может идти о росте числа занятых рабочих мест на 50 тысяч человек.

 

Крайне важно, что кыргызстанцы, живущие в стране, получили за прошедшие годы дополнительную возможность трудоустройства. Например, растёт производство швейных и текстильных цехов, которые ориентированы на экспорт в страны Союза. С 2013 года отрасль была в кризисе, объёмы производства падали, но после вступления в ЕАЭС пошли заказы, стали создаваться рабочие места.

 

К примеру, в Оше в массиве Кен-Сай в 2019-м открылось швейное производство на 7 тысяч рабочих мест. В 2017 году в Токмоке появилась текстильная фабрика на 200 человек. Известен и ряд других предприятий. Основным инвестором проектов выступил Российско-Кыргызский фонд развития, созданный благодаря поддержке России. Стоит учитывать, что ЕАЭС даёт доступ не только к рынку КР, но и к 180-миллионному рынку всех стран-участниц, республика также привлекает инвесторов из дальнего зарубежья, включая Индию, Турцию и арабские страны.

 

Создаваемые предприятия работают не только на экспорт, но и для соотечественников. По официальным данным, за 2017-2018 годы физический объём продукции текстильной и швейной промышленности вырос на 29 процентов. Но на 50-80 процентов сектор представлен мелкими цехами, работающими в теневой и серой зоне, которые не фигурируют в статистике. Так что скачок производства в те годы стал, вероятно, больше.

 

Развиваются и другие секторы. Только за 2018 год в Кыргызстане создано 10 промышленных предприятий. Также оживились сельское хозяйство, продовольственное производство, транспорт, логистика сельхозпродукции.

 

 

ЕАЭС и трудовые мигранты

 

 

Важная задача ЕАЭС – свободное трудоустройство граждан в любой из стран Союза. Кыргызстан сталкивается со слишком быстрым ростом населения, а, например, в России наблюдается дефицит рабочей силы. Кыргызстанцы как члены ЕАЭС освобождаются в РФ от ряда ограничений. Это в свою очередь позволяет им больше тратить на себя и переводить деньги домой.

 

Сейчас, по разным оценкам, в России работает около 700-800 тысяч сограждан. В 2014 году, до вступления в ЕАЭС, из РФ в Кыргызстан было переведено 2 миллиарда долларов. В 2018-м – 2,6 миллиарда, то есть почти на 600 миллионов в год больше, чем до вступления в Союз. Положительная тенденция сохранялась до “пандемийного” 2020 года, когда наблюдалось снижение объёмов переводов. Позже ситуация выровнялась.

 

Эти средства, рассуждает специалист, являются основным источником оплаты многих текущих расходов населения, включая импорт ряда потребительских товаров. Без них республика столкнулась бы не просто с экономическим кризисом, а с настоящей гуманитарной катастрофой.

 

Также это инвестиции в будущее. Многие трудовые мигранты последовательно копят деньги, чтобы открыть на родине свой бизнес. Глава Евразийского экономического клуба знаком с уроженцем Ошской области, работавшим промышленным альпинистом в Санкт-Петербурге и подготовившим бизнес-план по превращению семейного надела на родине в передовое фермерское хозяйство. Накопив необходимую сумму, он планирует вернуться в Кыргызстан и основать своё дело.

 

В недалёком будущем возвращающиеся из других стран ЕАЭС трудовые мигранты могут стать основой для формирования нового и прогрессивного среднего класса республики, считает Никита Мендкович.
Как расти дальше?

 

По данным эксперта, ежегодно Кыргызстан получает прямых доходов, связанных с членством в ЕАЭС, минимум на 3,3 миллиарда долларов. Это почти в полтора раза больше доходной части государственного бюджета республики на 2019 год. Полученная сумма, собранная воедино, позволила бы ежегодно строить четыре дороги, аналогичные альтернативной трассе “Север – Юг”. Именно благодаря этим деньгам стали возможны многие проекты в сферах промышленности, образования и культуры.

 

– Конечно, столь огромную сумму никто не контролирует единолично. Она приходит в экономику Кыргызстана по разным каналам. Но государство и банковская система должны создать условия, чтобы деньги “крутились” максимально эффективно. Не “проедались”, а использовались для
создания востребованных производств и развития социальной инфраструктуры, не выводились ушлыми дельцами за границу. Это вопрос не ЕАЭС, а внутренней политики, правопорядка и экономической стратегии.

 

 

***

 

– В 2015 году республика находилась в экономическом тупике, вызванном неудачным вступлением в ВТО и проблемами собственного реального производства. Единственным выходом было участие в крупном дружественном экономическом объединении. Таким реальным предложением стало вступление в ЕАЭС.

 

Пожалуй, Кыргызстан не использует в полной мере возможности Союза, что объясняется бездействием многих чиновников в первые годы членства в объединении. Масса вопросов, связанных с выводом продукции на внешние рынки, информированием бизнеса о новых возможностях и правилах, оформлением сертификатов и работой с инвесторами, игнорировалась вплоть до 2017 года. Та же сеть фитосанитарных лабораторий для обеспечения экспорта сельхозтоваров создавалась слишком долго, хотя этот проект получал финансовую и техническую помощь других стран ЕАЭС.

 

Но верно говорят: не ошибается тот, кто ничего не делает. Отказ от борьбы за евразийские рынки и самоизоляция – это отказ от развития, стагнация и бедность. Интеграция – новые возможности для инициативных и работящих людей, – заключает эксперт.

 

Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *