Геополитическая арифметика

В Астане состоялся саммит глав государств региона и Японии в формате “С5+1”. Японскую сторону должен был представлять премьер-министр этой страны. Однако Фумио Кисида принял решение отменить визит из-за угрозы мощного землетрясения в районе японских островов.

На саммите ждали объявления о пакете экономической помощи региону. Глава правительства Страны восходящего солнца также озвучил бы предложения по развитию Центральной Азии, в частности в сфере декарбонизации. Кроме того, Япония намерена способствовать наращиванию Транскаспийского международного транспортного маршрута, соединяющего Центральную Азию с Европой через Каспийское море.

Но речь пока не об этом. Перспективы сотрудничества региона и Японии мы проанализируем позже.

Сейчас вкратце рассмотрим, что же собой представляет “С5+1”. Эта формула с момента её “открытия” постепенно приобрела своеобразную магию чисел: сумма “5+1” даёт разные решения, в зависимости от того, кто является “единицей”. Скажем, для США “5+1=1”, для России “5+1=6”, для Китая “5+1=x”.
Формат инициирован в сентябре 2015 года, а первая встреча состоялась в ноябре того же года в Самарканде. С тех пор прошло несколько встреч, которые обрели определённую регулярность. “C5+1” стал основной площадкой для многостороннего взаимодействия со странами ЦА для разных внерегиональных игроков.

Он не настолько функционален и эффективен, как ШОС и ЕАЭС, но имеет важное преимущество – участие всех стран региона единым блоком. При этом каждый из ныне действующих вариантов взаимодействия имеет свои особенности.

США Для Вашингтона – это основной многосторонний формат сотрудничества со странами ЦА. Он и возник-то в процессе активизации внешнеполитической деятельности США в регионе после 2014 года. В тот момент начали обостряться отношения Соединённых Штатов как с Россией, так и с Китаем. При этом сами страны региона были заинтересованы в привлечении американских инвестиций.

В 2015 году состоялся первый саммит с участием глав МИД стран ЦА и госсекретаря США. По итогам той встречи была подписана Самаркандская декларация. Документ содержит общие принципы, а также основные направления взаимодействия. Среди них – улучшение инвестиционного климата региона, активизация инвестиционного сотрудничества, защита окружающей среды, региональная безопасность и Афганистан, защита прав человека. Самаркандская декларация заложила основу многостороннего сотрудничества ЦА и США.

В период президентства Дональда Трампа США были менее активны в регионе, хотя встречи в формате “С5+1” проходили регулярно. Возобновление активной политики произошло после 2022 года также по геополитическим причинам. В первую очередь США были заинтересованы в соблюдении странами ЦА антироссийских санкций. Были даже случаи прямой угрозы в отношении государств региона за их несоблюдение.

Тем не менее, сотрудничество между странами вышло на новый уровень. В 2023 году прошёл первый саммит “С5+1” с участием глав государств ЦА и президента США. В основном говорили об экономическом и гуманитарном сотрудничестве. Также стороны договорились об учреждении деловой платформы в рамках формата “С5+1”.

РОССИЯ И КИТАЙ

В отличие от многих других внешних игроков, у России и Китая уже имелись надёжные механизмы многостороннего сотрудничества: СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕАЭС, инициатива “Один пояс – один путь”. При этом в последние несколько лет страны ЦА делают шаги в сторону более тесного регионального диалога, в частности, в рамках консультативных встреч глав государств региона. В связи с этим формат “С5+1” оказался актуальным и для ближайших соседей региона – России и Китая.
В 2022 году прошёл первый саммит Россия – Центральная Азия с участием глав государств. Его итоговая декларация затрагивает только практические стороны экономического и гуманитарного сотрудничества. Россия, в отличие от США, не продвигает идеологическую повестку, относящуюся к внутренним делам стран.
Китай, который традиционно полагается на более надёжные двухсторонние механизмы сотрудничества, также развивает свой формат “С5+1” со странами ЦА. Первая встреча глав МИД Китая и стран ЦА прошла в 2020 году. Учитывая обстоятельства того времени, стороны преимущественно обсуждали вопросы восстановления экономики и торговли в условиях пандемии. Во время министерской встречи в таком же формате в 2021 году решались проблемы развития транспортной инфраструктуры.

В 2022 году, во время празднования 30-летия установления дипломатических отношений между Китаем и странами ЦА, Си Цзиньпин выдвинул четыре принципа “Китайско-Центрально-Азиатского сообщества с общим будущим”: поддержание регулярного диалога, взаимовыгодное партнёрство, совместное развитие инфраструктуры, обеспечение роста благосостояния.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Как и США, Евросоюз начал пересмотр своей политики в ЦА с середины 2010-х. Ранее ЕС и его ключевые члены традиционно полагались на двусторонние отношения. В 2022 году состоялся первый саммит с участием глав государств ЦА и председателя Европейского совета. При этом пока сложно говорить о полноценном существовании формата “С5+1” с ЕС.

Как бы то ни было, основная повестка многостороннего формата – это транспортное и энергетическое сотрудничество. ЕС, как и ранее, заинтересован в получении прямого доступа к рынку энергоресурсов в ЦА, что в свою очередь требует развивать трансграничную транспортную инфраструктуру.

Кроме непосредственно структур ЕС, в ЦА также активизировалась внешнеполитическая деятельность его основных участников. В частности, в 2023 году президент Франции Эммануэль Макрон посетил Казахстан и Узбекистан.

ЯПОНИЯ И ЮЖНАЯ КОРЕЯ

Япония, по сути, первая страна, организовавшая формат сотрудничества “С5+1” со странами ЦА. Вашингтон придал этой схеме официальное оформление, а Токио реализовал её по факту. Первая встреча глав МИД прошла в 2004 году. В 2015-м премьер-министр Японии впервые в истории посетил Центрально-Азиатский регион. По итогам той поездки стороны подписали соглашения на 27 млрд. долларов. Япония и страны ЦА, в основном, делают ставку на торговлю, инвестиции, технологии, финансы и энергетику.

Республика Корея также неформально начала взаимодействовать со странами ЦА в формате “С5+1” раньше, чем США или страны Европы. В 2007 году состоялся первый форум сотрудничества Южная Корея – Центральная Азия. Сеул преимущественно инвестирует в добывающую промышленность стран ЦА. Экономика сильно зависит от поставок энергоресурсов. Поэтому Центральная Азия важна для неё как потенциальный альтернативный источник их поставок.

“С5+1” постепенно становится одним из ключевых многосторонних форматов взаимодействия со странами ЦА. Он стал широко распространённым относительно недавно. Стремление ведущих мировых игроков утвердить взаимодействие со странами ЦА свидетельствует о повышении значения региона. При этом повышенный интерес к нему также связан с усилившейся конкуренцией больших держав.

Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.