Грант вам в руки, иноагенты этакие

Незабываемая фраза Д. А. Медведева подходит к нам как никогда лучше: “Денег нет, но вы держитесь”…

…И держимся. Каким-то чудом, божьим промыслом, платными материалами некоторых посольств газета “Слово Кыргызстана” выходит три раза в неделю, имеет своих подписчиков и свой сайт. Хотя могла загнуться, прекратить существование, исчезнуть с медийного поля и два, и три года назад.

В феврале 2022 года мы обратились к Президенту с просьбой оказать единовременную финансовую помощь для погашения долгов редакции. До 2015 года “СК” была самоокупаемой. Но принятие ряда законов, включая Закон “О госзакупках”, привело к потере рекламы, многое ушло в интернет.

Годовые отчёты акционерных обществ печатаются исключительно в “Эркин Тоо”, причём на кыргызском и русском языках, а cтало быть, сузилось наше русскоязычное пространство. Образовались долги перед ОАО “Учкун” и департаментом госзданий.

Сентябрь 2023 года. Опять обращаемся к Президенту и председателю Кабинета министров: “Выражаем вам благодарность за помощь в прошлом году, что позволило погасить долги, образовавшиеся в 2015-2018 годах. Но в последние месяцы финансовое положение газеты резко ухудшилось. Реклама упала до минимума. Внутри страны практически не осталось заказчиков на платные тексты. Выручают зарубежные посольства, публикуя на платной основе материалы о своих государствах, а также отдельные международные организации.

Сократилась подписка, тогда как раньше существовала практика: все структуры подписывались на правительственную газету. С 1 сентября 2023 года ОАО “Учкун” повысило стоимость своих услуг фактически в два раза. Мы, в свою очередь, не можем повысить стоимость газеты, поскольку подписка на неё проведена. Опять образовалась задолженность перед “Учкуном”. Встал вопрос о выходе газеты.

На то наше обращение прошлой осенью руководство страны выделило средства на вновь образовавшиеся долги перед типографией. Спасибо большое. Потому что это позволило продержаться ещё год. А дальше?!..

В нынешнем июле мы направили новое обращение на имя Президента и председателя правительства. И снова – с просьбой о помощи в покрытии затрат на типографские услуги, газетную бумагу и другое.

То есть сложилась такая практика: правительственная газета, освящающая в том числе работу органов исполнительной власти, просит погасить долги. И власть погашает. Пусть немного, пусть чуть-чуть. При этом журналисты правительственной газеты получают мизерную зарплату не то что вовремя, а когда что-то остаётся после оплаты долгов и немножко от платных посольских материалов. И всё время на распутье, увольняться или довольствоваться теми крохами, которые платит редакция.

И мы в обращении подчеркнули: через каких-то восемь месяцев газете исполнится 100 лет. Это единственное республиканское русскоязычное издание. Без преувеличения – национальное достояние. Только представить: нас, нынешних, и в помине не было, да что там, наших отцов тоже, а газета уже существовала! И в годы становления Советской власти, в лихую годину Великой Отечественной, в перестройку, в независимости тоже. Всегда была. И что, её можно вычеркнуть из истории республики, забыть как ненужную вещь?!
И потом. Есть такое понятие – имидж. Сегодня, вот буквально сейчас, просто стыдно принимать у себя партнёров, поскольку кабинеты не ремонтировались 20 лет. И это на совести правительства, потому что мы его учреждение по статусу тоже. Во всех странах мира не только подобные нашему СМИ, но и независимые, финансируются государством. Так и в ближнем, и дальнем зарубежье. В конце концов, вспомним Ленина, памятник которому у нас не демонтировали, а стоит он себе у Исторического музея – как раз напротив Кабинета министров. Так это же его слова: “Газета – не только коллективный пропагандист и агитатор, но и организатор”.

***

“С пониманием относимся к вашей просьбе и ценности издания для распространения информации о деятельности государства”. Какое начало! Но каково продолжение, Владимир Ильич в гробу бы перевернулся, прочтя такое: “Ввиду того, что газета на хозрасчёте (правительственный-то орган! – Г. К.) выделение средств в настоящее время не представляется возможным”.

Задумывался ли Орунбеков, что он несёт, готовя эту отписку? Два года мы получали хотя бы разовую помощь, хотя бы на расчёт по долгам, а в этом году что случилось? В стране дефолт, экономическая катастрофа или, может, всей республикой пошли по миру? Ни то, ни другое, ни третье. Наоборот, глава Кабмина не устаёт говорить о бурном росте экономики и даже улёту в стратосферу!

Тогда вопрос: почему газета выходила даже во время войны и после, когда поесть-то было нечего, а теперь “выделение средств не представляется возможным”? Более того, как прикажет Орунбеков понимать “возможность привлечения инвестиций, грантов или других источников финансирования для обеспечения устойчивого функционирования издания”? Он хоть законы читает? Хотя бы в курсе, что по новому Закону “Об НКО”, если субъект, получающий зарубежные гранты, занимается политической деятельностью, то он иноагент? А газета без освещения политики, без аналитики и, не побоюсь этого слова, критики – фиговый листок, таблоид. И что, руководитель службы информации предлагает нашему изданию попросить материальную помощь у международных организаций, каких-нибудь фондов? И как мы будем выглядеть в глазах общественности – правительственное издание просит помощи, например, у Фонда Сороса? Или рука Орунбекова не ведала, что сочиняет? Или газете теперь плашку вешать, что она иноагент?

Но у коллектива ещё остаётся надежда на Президента Садыра Жапарова. Возможно, найдутся добрые люди и доложат ситуацию с “СК”, и он поручит нижестоящим инстанциям раз и навсегда решить вопрос хоть с частичным финансированием газеты.

Геннадий КУЗЬМИН.