В аграрной отрасли Кыргызстана наступила пора кардинальных реформ. По прикидкам специалистов сельского хозяйства, если все задуманные нашими властями преобразования будут реализованы хотя бы процентов на 60-70, то страна сможет обеспечить себя основными продуктами питания. Но хватит ли у чиновников силёнок для того, чтобы “вытащить из болота нашего бегемота?” Вопрос пока остаётся открытым.
Но сначала – о формальностях. Профильное министерство теперь будет называться Министерством водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Кроме того, ведомству поручено курировать лесную отрасль. Дел у чиновников прибавилось. Сдюжат? Поживём – увидим.
Назначен новый министр, он же заместитель главы правительства – Бакыт Торобаев. Прежний глава аграрного ведомства Аскарбек Джаныбеков отправлен в отставку и начал теперь трудиться в банковской сфере. Экс-министр Джаныбеков славно потрудился на этом беспокойном посту. Во всяком случае, заметных провалов в его работе не наблюдалось. Хотя руководить сельским хозяйством Кыргызстана – это всё равно что сидеть в прокрустовом ложе. Но Президент и премьер-министр, очевидно, ждали от Аскарбека Сапарбековича большего. Однако дело в том, что Джаныбеков до кончиков ногтей – производственник, а сейчас требуется на этой должности человек, обладающий большими полномочиями, в какой-то степени он должен быть даже политиком. Именно поэтому Бакыту Эргешевичу придётся крутиться на двух стульях: правительственном и министерском. Пожелаем ему удачи.
Но самое главное, Президент страны искренне заинтересован в БЫСТРОМ развитии аграрной отрасли. Он отчётливо понимает, что в нынешнем турбулентном мире висеть на импортном продовольственном крючке равносильно самоубийству. А у нас с этим делом проблемы. Ведь из девяти самых необходимых продуктов питания мы можем обеспечивать себя только тремя. Правда, в последнее время власти утверждают, что этот список пополнился ещё двумя видами продовольствия, но подобные заявления сомнительны. Много у нас любителей выдавать желаемое за действительное.
В первые дни наступившего года новый шеф аграрной отрасли страны взял, как говорится, с места в карьер. Он побывал в Московском районе на открытии крупного логистического центра по хранению и экспорту сельскохозяйственной продукции. По его словам, подобные предприятия в скором времени будут открыты в Оше, Джалал-Абаде, Баткене, Балыкчи и Иссык-Атинском районе, а также в других регионах страны.
Далее Бакыт Эргешевич сообщил представителям масс-медиа об открытии в скором времени мастерских по переработке шерсти, а в планах – строительство завода по производству органических удобрений из этого же животноводческого сырья. В Иссык-Атинском районе планируется строительство предприятия по переработке 50 тысяч тонн картофеля в год. А в Балыкчи власти намерены на местной птицефабрике запустить дополнительные мощности по производству птичьего мяса. И, как утверждают в правительстве, если это намерение осуществится, то мы откажемся от импортных окорочков, крылышек и прочих куриных деликатесов. А почему оно, кстати, может не осуществится? Ведь проект готов финансировать Кыргызско-Российский фонд развития. А эта организация слов и денег на ветер не бросает.
По словам нового руководителя аграрного ведомства, в Араванском районе планируется возведение текстильного завода, где будет налажено производство и переработка хлопка. Но в связи с этим возникает вопрос: в южной столице республики несколько десятилетий успешно работал Ошский хлопчатобумажный комбинат. Да, в 90-е годы он прекратил своё существование, но неужели всё его оборудование было уничтожено и, простите, разворовано? Но в любом случае надо помнить: легче возродить старое предприятие, чем строить в диком поле новое.
Глава государства в последнее время неоднократно говорил о необходимости реанимирования (если называть вещи своими именами) ирригационных объектов. Участившаяся в последние годы засуха – не добрая мамочка, а злая тётка. Так вот, по словам Бакыта Торобаева, государство уже в нынешнем году запланировало за счёт внешних инвестиций и бюджета возвести четыре бассейна декадного регулирования воды, ведомство также займётся очисткой поливных каналов, арыков, возьмёт на себя тяжкий груз реконструкции внутрихозяйственных оросительных сетей, строительство лотков, установку глубинных насосов. Планируется также закупить специальную технику на общую сумму 367 миллионов сомов.
Отдельной заботой ведомства станет приведение в порядок ирригационной системы в Чуйской области. Как ни крути, именно в Золотой долине (так когда-то называли Чуйскую область) производится больше всего сельхозпродукции. Так вот, области дополнительно выделят 350 миллионов сомов для строительства бассейнов декадного и суточного регулирования воды. Кроме того, чуйские мелиораторы ежегодно будут получать в среднем два миллиарда сомов. Эта “игра” действительно стоит свеч. Верно говорят: “При должной организации труда Золотая долина может прокормить не только северные, но и южные регионы страны”.
Энергии новоиспечённого министра сельского хозяйства остаётся только позавидовать. Он уже успел ознакомиться с реконструкцией водохранилищ в сёлах Спартак, Нижняя Ала-Арча, Агермен, Кара-Тума, бассейнов декадного регулирования воды Молтобар, Ак-Суу, Шорго и канала Совхозный. Увиденным новый шеф аграрной отрасли остался доволен, хотя и сделал строителям несколько весьма конкретных замечаний.
Эта работа не терпит никаких промедлений. И нынешний год не обещает быть щедрым на живительную влагу. Каждый литр воды, очевидно, будет на вес золота, а тут ещё и соседи по региону требуют от нас регулярной подачи воды и в должном, заранее обговорённом, объёме.
Но и это ещё далеко не всё. Государство разработало Программу развития пищевой и перерабатывающей промышленности на 2023-2027 годы. Кто ознакомился с ней, подтвердит: это сильный документ, можно сказать, обнадёживающий. В нём несколько десятков пунктов. Назовём лишь, на наш взгляд, основные.
Первым делом правительство и Минсельхоз будут уделять основное внимание развитию производственных кластеров. Кажется, власти, наконец, поняли, что фермерам нужны не пустые обещания по поддержке их тяжёлой деятельности, а реальная помощь. Ведь если сельские товаропроизводители войдут в кластеры, то решатся проблемы с обеспечением их семенами, горюче-смазочными материалами, удобрениями, а главное – не возникнет трудностей с реализацией урожая. Более того, в скором времени планируется даже открыть центр кластерного развития. В данном случае так и хочется сказать словами незабвенного В.И. Ленина: “Верной дорогой идёте, товарищи”.
Государство намерено взять на себя расходы по приобретению племенных животных. Тоже дело. Ведь нынче наши бурёнки дают столько же молока, сколько и козы. Но здесь важно приобрести не только элитных коров, овечек, но и сделать всё возможное для того, чтобы фермеры стояли в очереди на приобретение породистых животных. То есть высокопроизводительный скот должен продаваться по приемлемым для фермеров ценам. Возможно, даже в лизинг. И ничего смешного здесь нет. Мировая практика!
Следующий очень важный пункт звучит так: “Создание условий для эффективного использования отдалённых пастбищ”. Ох, сколько сложностей в этом деле! Крестьяне с упорством, достойным лучшего применения, стараются пасти скот на присельских пастбищах, а отдалённые джайлоо тем временем зарастают кураем и даже губительными для жизни животных травами. Как заинтересовать фермеров в отгоне своего стада на отдалённые участки? Сегодня эта задачка со многими неизвестными.
Намерено государство построить завод по производству кормов. Давно пора. Нынешние коровы и овцы понятия не имеют ни о каких комбикормах. Они привыкли есть только пожухшую траву, в лучшем случае – силос. А ведь скотинке, особенно высокопродуктивной, требуются сбалансированные высокопитательные корма, Только тогда от неё можно ожидать отдачи в виде высоких надоев и больших привесов.
Авторы программы намерены также крепко взяться за ветеринарию, то есть обеспечить сельских айболитов эффективными препаратами и лекарствами, искоренить такие негативные явления, как разбавление молока водой, маслами, навести порядок в работе убойных цехов. Большое внимание планируют уделить развитию рыбоводства и пчеловодства.
Как нам стало известно, сейчас в Минсельхозе разрабатываются планы по расширению посевов пшеницы и ячменя. Их нужно реализовывать как можно быстрее. Сейчас нам помогают россияне, а если у них неурожай? Тогда – беда. У соседей-казахстанцев пшеница дорогая, а у стран дальнего зарубежья – ещё дороже. Значит, и здесь нужно полагаться самих на себя. Но составление планов – одно дело. Другое – заинтересовать фермеров в выращивании этой стратегически важной сельхозкультуры. А это тоже сделать непросто. Это намёк на повышение закупочных цен. Без них зерновой клин страны будет неуклонно сокращаться.
На все эти реформы требуются огромные средства. Государство прекрасно осознаёт это и выделяет в нынешнем году на поддержку аграрной отрасли 13 миллиардов сомов, что на пять миллиардов больше, чем в прошлом году. Службе водных ресурсов предполагается выделить 7,8 миллиарда сомов, на восстановление деградированных земель примерно столько же. Плюс к этому поддержат инвесторы. Кроме россиян ещё и южнокорейские бизнесмены готовы помочь нам в создании крайне необходимых перерабатывающих предприятий.
Но почему-то в программе ничего не сказано о главном и необходимом моменте в развитии сельского хозяйства: госзаказе. Уже давно многие страны заботятся в первую очередь о насыщении собственного продовольственного рынка, а потом уже позволяют фермерам продавать свой урожай за кордон. Конечно, выполнение госзаказа должно подкрепляться большими финансами, если точнее, субсидиями (а не льготными кредитами, как у нас сейчас практикуется). А мы, выходит, прилагаем огромные усилия для поддержки зарубежного потребителя. Грустно.
Знаете, сегодня рыночные отношения в сельском хозяйстве – это всё равно что игра в симфоническом оркестре на… водопроводной трубе. Без крепкой руки государства крестьянам, увы, не обойтись.
Вячеслав АНИКИН.
Корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”