Кыргызский язык у нас — государственный. И это абсолютно нормально в любой независимой стране. Как и нормально то, что все должны его знать хотя бы на разговорном уровне. Но…
Сколько раз уже писали, что школьная программа изучения кыргызского языка в русскоязычных школах рассчитана на кыргызскоговорящих детей с развитой устной речью для школ с кыргызским языком обучения! Дети, не знающие языка, сидят со стеклянными глазами в классе и испытывают огромный стресс. С них постоянно что-то требуют, а они не понимают, что им нужно делать. И учитель ничем им помочь не может, потому что ему надо учить тех детей, которые знают и говорят на кыргызском. Тогда начинают отставать от программы русскоговорящие дети.
Что делать? Например, приходя в первый класс, большинство детей уже умеют читать, писать, считать, но… Примерно 10 детей в каждом первом классе не умеют ничего и их учат с нуля. Остальные, более подготовленные, вынуждены слушать, делать, читать, повторять то, что они уже хорошо умеют. Так почему же нельзя поступить так же и с изучением кыргызского? Просто дать время детям, которые начинают изучение кыргызского языка в школе. Почему учителя упрекают их в незнании?
Учите, как учили в первом классе детей, не знающих русский, хотя родители, тем не менее, отдали их в русскоязычные школы. И ничего, научились благодаря профессионализму учителей начальных классов.
А сейчас, что с кыргызским языком? Многие выпускники школ, проучив его 10 лет, не знают ничего. Вынесенные из школьных стен правописание, окончания, суффиксы и падежи ощущаются особенно беспомощными тогда, когда их обладатель не может ответить в магазине на элементарный
вопрос. Но ведь не может быть такого, чтобы в каждом учебном заведении республики было плохо. Учителя, безусловно, носители языка. Но они должны быть и педагогами. И так преподавать язык, чтобы дети полюбили его, не боялись окриков и осмеяния. Ведь учат же они (и успешно!) немецкий, английский, даже китайский (очень сложный язык)! Значит, преподают их так, чтобы дети осмысленно это делали.
Есть и чисто психологический аспект. Если знаешь русский, то он обеспечит тебе комфортное будущее как минимум в других странах СНГ. Знаешь английский? На нём говорит весь мир. А вот кыргызский нужен в Кыргызстане. И учат его, чтобы связать своё будущее с этой страной. А агрессивные методы насаждения языка — это не выход. Дети во многих случаях просто боятся учителя, когда он кричит: «Садись, два!».
Однажды, попросив моего кыргызскоговорящего знакомого помочь перевести текст, он ответил, что, мол, зачем так заставлять своего ребёнка учить язык по учебнику, по которому он, взрослый, не сразу всё понял. И сказал правильные слова: «Вырастет, найдёт высокооплачиваемую работу, которую хочет и может выполнять, но требующую знание кыргызского. Это и будет для него мощной мотивацией. Он выучит язык за год!»
Гораздо эффективнее дать всем нам сильную мотивацию для работы над собой: если экономика страны дорастёт до топ-20, люди сами найдут способы выучить язык. Уже сейчас благодаря политике Президента мы видим положительный сдвиг. Выступая на днях на общенациональном форуме «Единый народ — сильная страна», он подчеркнул:
«Владение государственным языком, изучение кыргызского языка повышают нашу принадлежность родной земле и значительно обогащают наш кругозор и мировоззрение. Наряду с этим государство будет непременно улучшать условия для изучения и развития материнских языков всех этнических групп, проживающих на территории Кыргызской Республики. Русский язык также сохранит важную роль в жизни нашего народа в своем статусе официального языка. Надо помнить, что, изучая язык, мы не только осваиваем способ общения, но и получаем ключ к душе народа, его уникальному и неповторимому мировоззрению, духовным и нравственным ценностям. Таковы потребности сегодняшнего мира, что мы должны активно работать над тем, чтобы каждый кыргызстанец свободно владел, кроме государственного кыргызского языка, также и своим родным наречием, а также официальным русским и одним из иностранных языков. В этой связи нам очень важно развивать и внедрять многоязычное образование».
Однажды все граждане нашей страны будут знать кыргызский язык. Просто для этого нужно время. И педагоги-подвижники, которые смогут привить детям любовь к нему и желание его знать.
Александр КИРЬЯНКО.