Их служба и опасна, и трудна

И дружба, и бизнес

Недавно служба уголовного розыска отмечала свой вековой юбилей. Быстро промчалось время, и вот уже скоро ей будет 105 лет.

 

История возникновения службы угро началась с 1918 года. В те тревожные времена “боевого восемнадцатого” и создаётся основополагающее подразделение правоохранного ведомства – Центральное управление уголовного розыска. С той поры 5 октября и считается днём образования этого боевого отряда сыскарей.

 

Организация угро в нашей стране начинается в том же году. В Семиреченской области созданы два отделения этой службы, основными задачами которой были борьба с воровством скота, спекуляцией продуктами питания и кражами на бытовой почве. На места преступления оперативники выезжали на лошадях, а штаты был малочисленными. Параллельно в городах с населением свыше 40 тысяч жителей формировались аппараты уголовного розыска. На первых порах (1917-1919 гг.) они считались самостоятельными подразделениями с подчинением Главному управлению сыска и административному отделу местных Советов народных депутатов. Первый начальник Пишпекского уездного ОУР – Имаш Кабеков.

 

Служба оперуполномоченных сотрудников опасна и трудна: засады, перестрелки и погони за правонарушителями. Но основное – это кропотливый труд по задержанию подозреваемых. Каждодневная, изнурительная, а зачастую и опасная работа, которую выдерживают, пожалуй, только сильные духом и физически подготовленные люди. Сотрудники этих подразделений, как правило, фанаты своей профессии и опытные юристы, способные принимать ответственные решения быстро и правильно…

 

В канун профессионального праздника мы встретились с главным “угрошником” правоохранительного ведомства полковником милиции Оролбеком Абдумаликовичем Акпаровым.

 

– Товарищ полковник, в органы вы были определены, как и многие ваши коллеги, после службы в рядах Советской армии?

 

– Да, именно так. После окончания средней школы в Оше меня призвали в армию. Служил в одном из подразделений Национальной гвардии. После демобилизации в 1995 году пошёл в правоохранительные органы. Начал рядовым милиционером-спецназовцем в отряде милиции особого назначения (ОМОН). Продолжил службу в подразделениях уголовного розыска, начав младшим оперуполномоченным отдела по борьбе с “карманниками” Управления ОВД Ошской области. Далее там же, в областном Управлении ВД, были различные назначения и должности до заместителя начальника облуправления по оперативной работе. Начальником ГУУР МВД КР назначен в начале 2021 года.

 

– По сравнению с отчётным периодом прошлого года имеются положительные моменты?

 

– Безусловно. Определённые моменты были. К примеру, за 8 месяцев 2023 года совершено 23 037 преступлений, что почти на тысячу меньше, чем за отчётный период прошлого года. Более 11 800 раскрыто. Особо тяжкие преступления (убийства), тяжкие телесные повреждения со смертельным исходом, изнасилования, совершённые за этот период, раскрыты.

 

– После памятных событий 2005 и 2010 годов оперативникам вашей службы изрядно прибавилось работы?

 

– Да уж, прибавилось. Общеизвестно, что дни массовых беспорядков и после них, как правило, сопровождаются грабежами, мародёрством. Нашим сотрудникам, да и милиционерам других служб, работы изрядно добавляется. Необходимо как можно быстрее локализовать беспорядки, выявить их лидеров и повсеместно пресекать правонарушения. В такие дни, как правило, совершаются преступления различной тяжести. Возбуждается большое количество уголовных дел, и проводятся следственные действия. В такие дни сотрудникам правоохраны приходилось работать сутками. Спустя несколько дней напряжённость спадает, но работа не уменьшается.

 

Что касается службы сотрудников уголовного розыска в отчётном периоде, то работали они в прошедшие месяцы достаточно энергично и результативно. Искоренить же преступность полностью можно только теоретически или в романах писателей-фантастов. К сожалению, правонарушения были, есть и будут. Их надо максимально сокращать и активнее заниматься профилактической работой.

 

Работа сотрудников ГУУР прежде всего управленческая, контролирующая функция, оказание должного содействия коллегам региональных отделов в раскрытии резонансных преступлений, а также задача вносить предложения для совершенствования законов по уголовному праву. В настоящее время нами подготовлены проекты законов “Об оперативно-разыскной деятельности” и “О противодействии организованной преступности”.

 

– Оролбек Абдумаликович, есть ли должное понимание и взаимодействие с сотрудниками ГУБЭП, наружных служб, аналогичных подразделений нашей страны и соседних государств?

 

– Безусловно. Они были всегда. Наша общая задача – служить народу и бороться с преступностью. Более того, у нас обширная база данных: судимых, подозреваемых, автотранспорта и прочее. Если чего-то нет у наших коллег, они обращаются к нам, а если у нас что-либо отсутствует, то мы к ним. С коллегами из ближнего и дальнего зарубежья всегда были достаточно тесные контакты и активное сотрудничество. У нас одни задачи – охрана законности и борьба с правонарушителями. Они тоже вне политики, как и мы. Преступления же сейчас становятся всё более “изысканными”, которые довольно сложно пресечь. Имущественные, хулиганство и грабежи – это нам знакомо и решаемо. Работаем (пусть не так быстро и решительно, как хотелось бы) по их пресечению уверенно и результативно. А вот с финансовыми преступлениями с использованием интернета посложнее. Приходится разбираться с продвинутыми “мастерами”, имеющими определённый опыт работы с современными компьютерными технологиями. В главке создан отдел “по пресечению финансирования организованных преступных групп (ОПГ)”. Привлекаем к работе опытных специалистов, умеющих обращаться с цифровыми “подделками” и способных обезвреживать выдумщиков-мошенников по скачиванию денежных средств с банковских карт и счетов.

 

– У ветеранов угро имеются определённые недовольства относительно следовательских поручений к оперативникам и представителям наружных служб. Вроде как они руководят ими? Не сдерживает ли подобная практика раскрытие преступлений?

 

– Да нет, я так не думаю. Согласно новому законодательству УК и УПК (декабрь 2021 года) следователи считаются руководителями следственно-оперативных групп и дают поручения по раскрытию преступлений оперативным сотрудникам и силовикам наружных служб.

 

Мол, необходимо уточнить, задержать, доставить и прочее, что следует сделать в целях досудебного расследования. Сначала были определённые недовольства у милиционеров из различных служб. В общем-то, таков порядок был и прежде. В настоящее время все “недоразумения” и прочие вопросы отлажены. У нас же всегда так: всё новое, неизвестное принимается, как правило, в штыки, а со временем всё “устаканивается”.

 

Сергей СЯЧИН.
Фото автора.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *