Больше года держалась учётная ставка Национального банка на планке 13 процентов. Наконец 29 апреля текущего года правление приняло решение снизить этот показатель сразу на 200 базисных пунктов – до 11 процентов. По мнению ведущих специалистов НБКР, этому способствовали ослабевающие инфляционные процессы в экономике: в апреле уровень инфляции составил 5,2 процента, снизившись на 2,1 процента по сравнению
с декабрём 2023 года. Однако разъяснения главного банка страны неубедительны, так как подешевевший сом вряд ли остановит инфляцию и улучшит ситуацию с процентными ставками по кредитам.
СПАСТИ НАКОПЛЕНИЯ
Рост цен и их ожидания заставляют людей искать варианты спасения своих доходов и накоплений. Кыргызстанцы стали больше вкладываться в депозиты, спасаясь от инфляции. Наиболее доступный и понятный путь сбережения денег они видят в открытии вкладов в коммерческих банках и микрофинансовых организациях. В первом квартале 2024 года общая депозитная база клиентов банковского сектора увеличилась более чем на 35 миллиардов сомов, или 8 процентов. А всего кыргызстанцы доверили банкам 475,4 миллиарда сомов.
В 2022 году инфляция, по разным оценкам, превышала 15 процентов. Высокая учётная ставка Нацбанка заставила весь финансовый сектор начать вести гибкую политику привлечения и кредитования средств населению. Коммерческие банки, ориентируясь на неё, стали постепенно поднимать процентные ставки по вкладам с целью привлечь как можно больше клиентов. Словно соревнуясь друг с другом, в 2023 году они бонусы с 11 процентов годовых довели 15. Самая высокая ставка на сегодня составляет 17 процентов годовых.
Второй фактор роста депозитной базы – это увеличение страховой суммы вкладов. До недавнего времени она составляла 200 тысяч сомов, что явно недостаточно для защиты вложений от возможных рисков и не способствовало активному привлечению клиентов. При этом выбора нет: в Кыргызстане не развит рынок ценных бумаг, и фондовая биржа не пользуется особой популярностью у людей.
СТРАХОВОЕ ДОВЕРИЕ
– Одно из важных изменений, имеющее особое значение, – это увеличение в прошлом году размера компенсации по депозиту вкладчикам банков, а также микрофинансовых компаний и жилищно-сберегательных кредитных компаний, которые имеют лицензию Национального банка на приём депозитов с 200 тысяч сомов до 1 миллиона сомов, – уверен глава Агентства по защите депозитов Кадырбек Букуев.
По его словам, ещё одним важным шагом повышения эффективности системы защиты вкладов стало решение о наделении ведомства функциями по ликвидации банков и других финансово-кредитных организаций по рассмотрению обращений проблемных заёмщиков. Оно начало действовать с 27 апреля этого года.
Рост депозитной базы напрямую влияет и на увеличения средств, аккумулируемых в Агентстве по защите депозитов. На начало мая она составляла 6,247 миллиарда сомов. Выросло и число участников системы. Если раньше в неё входили 23 коммерческих банка и микрофинансовая компания, то на днях к ним присоединилась ещё одна организация. Это означает, что календарные взносы участников в фонд только увеличатся. В настоящее время ежемесячный прирост составляет более 2 процентов.
Анализ главного банка страны показывает, что тенденция роста депозитной базы наблюдается уже третий год и объясняется более быстрым ростом несрочных депозитов. За девять месяцев прошлого года депозитная база в национальной валюте увеличилась почти сразу на 23 и составила 226,6 миллиарда сомов. Этот рост в основном связан с повышением несрочных депозитов, доля которых в сомовой депозитной базе выросла до 65,8 процента. В то же время срочные депозиты продемонстрировали рост на 12,6 процента.
По мнению исполнительного директора Агентства по защите депозитов Кадырбека Букуева, люди с большей охотой несут свои сбережения в банковский сектор благодаря установившейся в республике финансовой и экономической стабильности.
Статистика только подтверждает его слова. Так, в прошлом году доходы финансового и банковского секторов увеличились по сравнению с 2022 годом на 18 процентов и достигли 125 миллиардов сомов. Прибыль получили две трети участников рынка. Убыточными оказались лишь 13 процентов из общего числа игроков этого сектора.
САМИ С УСАМИ
Между тем не всё так радужно в борьбе с обузданием цен, как рисуют некоторые руководители государственных органов, отвечающих за состояние экономики. Аналитики Евразийского банка развития ранее предупреждали, что риски ускорения инфляции никуда не делись. Более того, они “преобладают”.
“Вопрос о поэтапном повышении тарифов на электроэнергию в процессе обсуждения. В случае положительного решения эти меры разово скажутся на динамике инфляции, – писали они в своих прогнозах. – В то же время затяжной рост цен на зерновые окажет более выраженное и широкое влияние на инфляционные ожидания. Повысилась вероятность роста цен на сельхозпродукцию в 2024 году”.
Стоит заметить, что “вопрос о поэтапном повышении тарифов на электроэнергию уже решён. С 1 мая за свет мы будем платить почти на 11 процентов больше. По сообщению Министерства энергетики, согласно новой тарифной политике ведомство скорректирует тарифы на электрическую энергию для всех групп потребителей, ориентируясь на “фактический уровень инфляции за предыдущий год, то есть увеличение ожидается на 10,8 процента”.
Оба события – снижение процентной ставки Нацбанком и увеличение тарифа на электроэнергию – произошли одновременно и, по сути, не сулят ничего хорошего для потребителей, ну и вкладчиков в том числе.
Официальный представитель НБКР, начальник управления коммуникации и международного сотрудничества Аида Карабаева, разъясняя роль учётной ставки, охарактеризовала её как некий
сигнал инвесторам, участникам финансового рынка, коммерческим банкам и другим игрокам, как им вести свою экономическую деятельность в нашей стране. Она призналась, что снижение ставки обязательно скажется на стоимости депозитов и кредитов. А это значит, что процентные ставки по депозитам снизятся. А вот упадут ли они для заёмщиков – вопрос остаётся открытым. Как правило, при выдаче кредитов банки не оглядываются на учётную ставку Нацбанка, так как сами вынуждены брать деньги взаймы под проценты у разных источников – у населения, зарубежных финансовых институтов и организаций, у правительства.
ПОД ДАВЛЕНИЕМ
Ни для кого не секрет, что повышение тарифа на электроэнергию сразу скажется на росте цен практически на все виды услуг и промышленное производство. Таким образом, Минэнергетики борется с инфляцией и нивелирует усилия Нацбанка по сдерживанию роста цен.
В начале этого года миссия МВФ выдала ряд рекомендаций, касающихся будущих решений. В частности, советовало Национальному банку воздерживаться от других видов деятельности, таких, как экспорт золота или преждевременное снижение процентных ставок. “Чтобы снизить инфляцию, достаточно жёсткая политика процентных ставок должна идти рука об руку с ужесточением ликвидности, в том числе путём прекращения покупок золота Центральным банком и предотвращения необоснованного перевода его прибылей в бюджет”, – писали эксперты Международного валютного фонда в своей аналитической записке.
Но НБКР, конечно же, услышал эти предостережения, однако поступил с точностью наоборот. Просто не мог иначе, так как трудно не заметить усилившееся давление на него со стороны некоторых парламентариев и членов Кабмина. Незадолго до последнего заседания правления Нацбанка он подвергся критике за высокую учётную ставку со стороны одного из замов Акылбека Жапарова, который не курирует экономику. По-видимому, искушённые в политических интригах советники, которых развелась масса, нашептали руководству, что этот посыл идёт не от высокопоставленного лица, а от самого Первого. Так что надо снижать.
Лариса ЛИ.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”