Инициатива “Пояс-путь”: приоритеты в экономической сфере

Инициатива "Пояс-путь":  приоритеты в экономической сфере

В 2013 году Китай выступил с инициативой “Один пояс – один путь”. Её суть заключается в формировании новой модели международного сотрудничества и развития с использованием региональных, двусторонних и многосторонних механизмов и связей с участием Китая. Инициатива содержит два основных компонента, каждый предполагает значительные инвестиции в инфраструктуру: Экономический пояс Шёлкового пути (Пояс) и новый Морской Шёлковый путь (Путь). Интересы Кыргызстана связаны с Экономическим поясом Шёлкового пути (Пояс). Официальная позиция Пекина состоит в том, что на фоне современных мировых и региональных трансформаций, а также вызовов и проблем, с которыми сталкиваются КНР и другие государства, инициатива “Пояс-путь” выдвинута в целях сохранения глобальной системы свободной торговли и открытости экономических связей, и укрепления разнопланового сотрудничества со странами-партнёрами. Приоритеты определены в специальном Плане действий по “Поясу-пути”, и их иерархия выстроена следующим образом:

 

 

1) координация экономической политики и планов регионального развития, совместное осуществление крупных проектов;

 

2) формирование объединяющей Азию, Европу и Африку инфраструктурной сети из транспортных коридоров, железных дорог, морских портов, авиационной инфраструктуры, систем транспортировки энергоресурсов;

 

3) беспрепятственное осуществление торговли, в частности, путём устранения барьеров, создания зон свободной торговли, либерализации торговых правил, совершенствования таможенных и пограничных процедур;

 

4) финансовая интеграция на базе Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, а также путём увеличения охвата и масштабов валютных свопов;

 

5) гуманитарное сотрудничество, включающее увеличение числа обучающихся в китайских вузах граждан из стран – участниц “Пояса-пути”; притока в КНР туристов из этих стран; контактов в сфере здравоохранения, а также по линии НПО.

 

Можно отметить следующие основные цели осуществления этой инициативы. Это расширение доступа к источникам сырья; диверсификация транспортных маршрутов по доставке китайской экспортной продукции на мировые рынки; развитие транспортно-логистической инфраструктуры в странах транзита; обеспечение благоприятных условий для беспрепятственного перемещения китайских товаров и услуг, включая либерализацию таможенного и валютного режимов. А также обеспечение интенсивного развития западных регионов Китая и их превращение в транспортно-логистический, внешне-экономический, а в перспективе – и в финансовый хаб “Большой Центральной Азии”. Помимо вложения средств на развитие транспортных коридоров Китая со странами Центральной Азии и Европы значительные средства выделяются странам региона на развитие энергетических мощностей, социальной инфраструктуры. Частным бизнесом КНР осуществляются инвестиционные проекты, в том числе в горнодобывающих отраслях. Реализация отдельных китайских проектов в странах Центральной Азии началась ещё за несколько лет до провозглашения ОПОП.

 

За последние годы в КР осуществлено при поддержке КНР несколько крупных проектов, связанных с развитием инфраструктуры. В том числе строительство стратегической линии электропередачи Датка-Кемин и подстанции Датка, а также связанный с этим проект по модернизации ЛЭП на юге Кыргызстана, которые обеспечили энергетическую независимость страны от единой энергетической системы Центральной Азии, модернизация Бишкекской ТЭЦ, реабилитация автодорог Бишкек – Нарын – Торугарт и Ош – Сарыташ – Иркештам – это главные дороги, связывающие Кыргызстан с Китаем. Кроме того, строительство автодороги Север-Юг, реабилитация и развитие уличной сети в Бишкеке. Объём накопленных китайских инвестиций в Кыргызстан за 2005-2022 гг. составил $9,4 млрд.

 

Совместная декларация о партнёрстве в новую эпоху

 

На саммите по итогам переговоров Президент КР Садыр Жапаров и Председатель КНР Си Цзиньпин подписали Совместную декларацию об установлении всеобъемлющего стратегического партнёрства в новую эпоху. Также в рамках государственного визита в Китай подписан ряд двусторонних документов в области развития энергетики, промышленности, торговли, инвестиций, культуры, здравоохранения, профессионального образования, научно-технического сотрудничества. А также соглашения и меморандумы, в том числе по реализации проекта строительства завода по производству удобрений; проекта строительства мусороперерабатывающего завода; созданию сборочного завода по производству тяжёлых грузовиков и автомобилей специального назначения; строительству солнечной электростанции на 1000 мегаватт в Иссык-Кульской области.

 

На следующий день по итогам прошедшего саммита глав государств принята Сианьская декларация. Соглашения и договорённости, достигнутые в ходе саммита, означают серьёзный сдвиг в развитии сотрудничества между странами Центральной Азии и Китаем. Как подчеркнул Си Цзиньпин, саммит позволил создать новую платформу и открыть новые горизонты для сотрудничества Китая с Центральной Азией.

 

Кратко резюмируя, можно выделить следующие решения саммита. Первое – усилить работу по становлению формата путём создания механизмов встречи и диалога в сферах индустриализации и инвестиций, сельского хозяйства, транспорта, образования, а также межпартийного сотрудничества для развития многопланового взаимовыгодного сотрудничества “шестёрки”.

 

Второе – расширять торгово-экономические связи, принимая меры по упрощению процедур торговли, актуализации соглашений о сотрудничестве в области инвестиций, распространять практику “зелёный коридор” для таможенного оформления сельскохозяйственной и пищевой продукции на всех пограничных переходах, создать торговый центр биржевых товаров.

 

Третье – повышать пропускную способность трансграничной перевозки, развитие транспортных коридоров, развивать региональную логистическую сеть. Целесообразно наращивать потенциал железнодорожных контейнерных терминалов по маршруту Китай – Европа, поощрять создание зарубежных складов в государствах Центральной Азии, формировать цифровую платформу универсальных услуг.

 

Четвёртое – расширять энергетическое сотрудничество. Китай предлагает создать партнёрские отношения “Китай – Центральная Азия” по энергетическому развитию, ускорить строительство четвёртой линии газопровода Китай – Центральная Азия, продолжить увеличение объёма торговли углеводородами, развивать взаимодействие по всей производственной цепочке, укрепить кооперацию в области альтернативных источников энергии и мирного атома.

 

Пятое – продвигать зелёные инновации, активизировать сотрудничество с государствами ЦА в области мелиорации засоленных и солончаковых почв, водосберегающей ирригации, создать совместную лабораторию сухого земледелия, поддерживать создание высокотехнологичных предприятий и индустриальных парков ИКТ. Китайская сторона приветствует присоединение государств Центральной Азии к целевым программам сотрудничества в рамках инициативы “Один пояс – один путь” в области технологий устойчивого развития, инноваций и предпринимательства, космических информационных технологий.

 

Шестое – наращивать потенциал развития. Китай планирует выработать целевую научно-техническую программу Китая и государств ЦА по сотрудничеству в области сокращения бедности, реализовать Программу по повышению технической квалификации “Китай – Центральная Азия”, увеличивать количество мастерских Лу Баня в государствах ЦА и поощрять китайские предприятия в создании новых рабочих мест для местного населения. Китай будет выделять денежные средства странам ЦА в виде финансового сопровождения и безвозмездной помощи.

 

Седьмое – активизировать межцивилизационный диалог. Китай приглашает государства ЦА подключиться к реализации проекта “Культурный Шёлковый путь”, будет создавать ещё больше центров традиционной медицины в ЦА, ускорять взаимное учреждение культурных центров. А также поддерживать присоединение вузов государств ЦА к Университетскому альянсу Шёлкового пути, способствовать проведению конкурса столицы культуры и туризма “Китай-ЦА”, обеспечивать успешное проведение мероприятий в рамках Года культуры и искусства народов Китая и стран Центральной Азии, запускать туристические ж/д маршруты в направлении ЦА.

 

Восьмое – поддержать мир в регионе. Китай готов помогать ЦА в укреплении правоохранительного и оборонного потенциала, поддерживать усилия центральноазиатских партнёров, нацеленные на самостоятельное обеспечение региональной безопасности и борьбу с терроризмом, намерен развивать сотрудничество в сфере кибербезопасности. Следует и впредь выявлять роль формата стран – соседей Афганистана в интересах мирного восстановления этой страны.

 

В целом, если участники сотрудничества будут заинтересованы и такой механизм будет эффективно действовать, можно ожидать существенного улучшения в рамках среднесрочного периода.
Кубат Умурзаков.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *