Ишаки и девушки

Чем отличаются одни от других? Этих крадут, а тех похищают

 

Не поверите, буквально по смыслу так заявил с неделю назад с трибуны ЖК весь дресс-кодный Майкинбек Абдалиев. На заседании обсуждались поправки в Уголовный кодекс, конкретно, в статью “Скотокрадство”. Предлагалось ужесточить наказание за это преступление до 10-12 лет лишения свободы. Но тут Дастан Бекешев выступил против: “Если похищают человека, лишают свободы на 7-10 лет. А за скотокрадство предлагают до 12 лет. Это неправильно. Жизнь человека ценнее. Если похищают девушку с целью вступить в брак, дают 7 лет тюрьмы, за скот – 8 лет. За убийство человека с особой жестокостью такой же срок. Нужно внести поправки”.

 

Ему в ответ инициатор поправок по скоту Абдалиев: “Вы сказали про похищение девушек. Не обижайтесь, если вы знаете, это было традицией. Скот крадут, а женщину похищают, но не продают же. На ней ведь женятся”.

 

На что Бекешев парировал: мол, если девушку похищают против её воли – это уже уголовно наказуемое деяние. И это не традиция.
А тут и ослы подоспели. Депутат Дастан Джумабеков предложил не наказывать тюремным сроком за кражу ослов: “В сёлах дети могут ради интереса покататься на осле. Они могут не понимать, что это угон. Можно как-то отделить от предлагаемой статьи и, к примеру, оставить только штраф”.

 

Абдалиев парировал, что в некоторых сёлах из-за скотокрадства не осталось ослов. Джумабеков опять: “Осёл есть осёл. Малолетние дети могут кататься на нём, ради веселья угнать его”.

 

Тотчас последовала реакция из соцсетей: “Кража кошки или собаки относится к скотокрадству? Ответ: нет. Почему тогда осла причислили к скоту? Осёл не является скотом (не относится ни к МРС, ни к КРС). Осёл – это то же самое, что собака или кошка, следовательно, нельзя применять к угону осла ст. “Скотокрадство”.

 

Наличествуют в комментариях и более существенные замечания и предложения. Типа: назвать всё это действо со скотом – не скотом, этаким цирковым представлением. Но, представляется, есть один пункт, который для нашего цирка оказывается очень сложным. Речь об ала качуу.

 

…Еду как-то в маршрутке, а впереди мужчина подшофе просвещает русскую девушку:

 

– Это ала качуу называется. По нашей традиции крали девушек и будут красть.

 

И, словно в подтверждение этому постулату, вечером смотрю в интернете видео. Стоит девушка. Возле неё резко притормаживает авто. Выскакивают двое и запихивают сопротивляющуюся красавицу на заднее сиденье. Но это ещё не всё. За этой машиной погнался автор видео, первоначально позвонив в милицию. И перепуганную насмерть девушку освободили из этого “традиционного” пленения под названием ала качуу – кражи невест (или ещё: хватай и беги!).

 

Тут этот самый депутат Абдалиев увидел разницу между кражей скота и похищением невесты. В то же время синонимы слова “похищение”: воровство, кража, присвоение, хищение, угон, увод, утягивание, выкрадывание, киднеппинг, умыкание… всего 33 термина. А вы пытаетесь, депутат, в этом тягчайшем преступлении (“не продают же, а женятся”) найти какое-то оправдание. Это же до какого цинизма, равнодушия, дремучести надо дойти, чтобы высказывать всё это с высокой трибуны.

 

Ала качуу – народные традиции? Нет. Это страшное зло, ставящее его приверженцев к позорному столбу. Если столбов хватит.

 

* * *

Целая волна общественного гнева поднялась два года назад, когда той весной Айзаду Канатбекову силой посадили в машину и увезли в неизвестном направлении. Тела похищенной и похитителя Замирбека Тенизбаева нашли через двое суток на окраине города. По делу о похищении суд вынес решение – пятеро человек осуждены на сроки от 6,5 до 7 лет. Продолжается расследование по делу о халатности милиционеров. В этом году Айзаде исполнилось бы 29 лет. Она хотела уехать за границу. Не успела!

 

И тогда же, в 2021 году, в соцсетях при поддержке ПРООН в рамках инициативы “Луч света” началась кампания по новым нормам в статью УК “Похищение с целью вступления в брак”. Тогда было зарегистрировано 560 фактов о похищении и принуждении женщин к вступлению в брак. В суд переданы 82 дела, а 460 сокращены или прекращены.

 

И только в декабре 2021 года в новом УК ответственность за похищение ужесточилась от 5 до 7 лет. А похищение лица, не достигшего 18-летнего возраста, для вступления в брак – наказывается сроком от 7 до 10 лет. Соучастники преступления несут ответственность по той же статье 172 и на те же сроки. Прежде в УК было записано: “Похищение лица с целью вступления в брак вопреки его воле”. Сейчас же, с 2021 года, этого признака нет. И любой факт похищения девушки должен быть уголовно наказуем. А поскольку это тяжкое преступление, встречное заявление (соглашение о примирении) не принимается.

 

Отказ или укрытие от регистрации заявления или сообщения о совершённом либо готовящемся преступлении влечёт ответственность с наказанием штрафом от 500 до 1000 расчётных показателей и с лишением права занимать должность. Деяние же, повлёкшее значительный, тяжкий вред или особо тяжкий вред, наказывается лишением свободы до двух лет.

 

Найти достоверную статистику похищений очень сложно, почти невозможно. Если судить по данным пятилетней давности, ежегодно в КР похищают около 10 тысяч девушек, большинство из которых так и остаются жить в доме похитителей. Около 20 процентов всех браков создаются через похищение невесты. По данным ООН, в Кыргызстане 13,8 процента женщин в возрасте до 24 лет принудительно выдавались замуж.

 

В пятилетний период до 2019 года в МВД поступило 895 заявлений по фактам ала качуу, но в 727 из них было отказано в возбуждении уголовного дела. По экспертным данным, лишь одно похищение из 1500 наказывается по закону. Чаще всего это происходит, когда жертве наносится сильный физический вред, или же она совершает самоубийство.

 

По состоянию на 2013 год, в стране официально осуждён за похищение невесты лишь один человек. В сентябре 2012 года Ак-Суйский райсуд в Иссык-Кульской области приговорил к шести годам лишения свободы 35-летнего Шаимбека Иманакунова, укравшего 19-летнюю девушку.

 

А помните? В 2018 году водитель маршрутки Марсбек Бодошев и его подельники похитили 19-летнюю Бурулай Турдалиеву. Её родители обратились в милицию, после чего похитителей задержали и доставили в РОВД. Спустя несколько часов Бодошев при попустительстве ментов вошёл в комнату Бурулай и зарезал её. Убийцу приговорили к 20 годам лишения свободы, всё руководство РОВД уволили. Против пятерых милиционеров возбудили уголовное дело о халатности. Эта история всколыхнула тогда всю страну. И что же, отрезвила ли кого-нибудь? Чуть ли не каждую неделю находишь в сводках похищение (кражу или как там ещё назвать) невесты. И почему невесты? Кто этим негодяям или негодяю позволил девушку так называть? Это раба, невольница, прислужница, но только не Богом данная невеста или спутница жизни!

 

Традиции, говорите, депутат Абдалиев? Во времена Российской империи насильственный брак был официально запрещён. Похищение невесты не практиковалось и при Советах. Распространённость ала качуу резко выросла после распада СССР в 1991 году и при независимости Кыргызстана. И как пришло, так и должно уйти. Подальше от позора.

 

Геннадий КУЗЬМИН.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *