Кинорежиссёр Тилек Мураталиев счёл необходимым при праздновании Дня независимости Кыргызстана привести страницы из книги Турдакуна Усебалиева “Эпоха. Созидание. Судьба”.
40-летие Киргизской Республики и Компартии Киргизии мы праздновали на два года позже, чем образование государственности киргизского народа, т.е. началом образования государственности нашей республики считался не 1924 год, когда произошло национально государственное образование народов, составлявших Туркестанскую АССР, – узбеков, туркмен, киргизов, а 1926 год. Считая этот год началом государственного образования Кыргызстана, отмечали его 15-летие и 25-летие. Это было ошибкой исторического и юридического характера.
Она, видимо, произошла произвольно, по неосведомлённости тогдашних руководителей Кыргызстана в вопросе государственного образования народов. Все другие республики Средней Азии началом своего государственного образования считали 1924 год и это было правильно исторически и юридически. Они отмечали юбилей своих республик на два года раньше нас, хотя мы вместе с ними одновременно размежевались. Это в самом деле как-то унижало кыргызский народ, являющийся таким же, как наши соседи, древнейшим народом, имеющим многовековую историю и самобытную культуру.
Об исправлении этой серьёзной для республики ошибки, о необходимости обратиться по этому вопросу к высшей инстанции страны, я писал ещё в 1957 году тогдашним руководителям нашей республики, будучи зав. отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Киргизии. Однако не прислушивались они к моему мнению, не стали даже рассматривать мою записку по этому вопросу.
Но когда в 1961 году мне поручили руководить республиканской партийной организацией, я не мог сразу поднять этот вопрос перед Москвой. Дело в том, что в 1963 году мы отмечали столетие добровольного вхождения Кыргызстана в состав России, и в следующем в 1964 году праздновать 40-летие было бы просто накладно, отмечать юбилей республики два года подряд для нас было не под силу, прежде всего с точки зрения подготовки. Поэтому, посоветовавшись на бюро ЦК Компартии Киргизии, решили 40-летие республики отметить по принятому календарю, а исправления ошибок добиться к 50-летию Кыргызстана. Это было правильно со всех точек зрения.
Мы этот вопрос старались изучить более основательно и подготовили, на наш взгляд, аргументированную записку. В ней мы указывали, что в 1974 году народы Средней Азии будут отмечать большой национальный праздник – 50-летие среднеазиатских советских республик.
Но Киргизская республика оказывается в особом положении, так как её образование в отступлении от общепринятой в СССР практики, будет датироваться не с 1924 года, т.е. не со времени национального размежевания народов Средней Азии. Образование Киргизской Советской Республики по непонятным причинам до сих пор датируется с 1926 года, что не соответствует ни историческому, ни юридическому определению. Многонациональную Туркестанскую АССР образовали узбеки, туркмены, таджики и кыргызы. Все они жили чересполосно, нигде не образуя сколько-нибудь крупных национальных административных единиц. В результате проведённого в Средней Азии в 1924 году национального размежевания узбеки, туркмены, таджики и киргизы создали свои национальные государственные образования. В сентябре 1924 года высшие органы государственной власти Туркестанской АССР принимают постановление о национальном размежевании в Средней Азии и создании национальных государственных образований среднеазиатских народов. Таким образом, сентябрь 1924 года является началом процессов образования Узбекской ССР, Туркменской ССР, Таджикской АССР в составе Узбекской ССР, Киргизской автономной области в составе РСФСР.
В связи с тем, что Туркестанская АССР являлась составной частью Российской Федерации, постановление ЦИК Туркестанской АССР было утверждено постановлением ВЦИК РСФСР от 14 октября 1924 года. Затем это постановление 27 октября 1924 года утверждается ЦИК СССР.
В постановлении ЦИК СССР было подчёркнуто, что “свободное волеизъявление трудового народа является высшим законом”. В том же постановлении ЦИК СССР, т.е. 27 октября 1924 года была образована и Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР, а в мае 1925 года она была переименована в Киргизскую автономную область. В ноябре 1926 года, т.е. через полтора года Киргизская автономная область была преобразована в Киргизскую АССР. С принятием Конституции СССР 1936 года Киргизская АССР стала Киргизской Советской Социалистической Республикой.
Мы хорошо знаем, что многие народы Советского Союза в официальном порядке отмечали юбилей своих республик, исходя из даты создания своей первой формы национальной государственности, т.е. автономной области. В качестве примера мы назвали Советскую Чувашию, которая в июне 1960 года отмечала 40-летие своей Автономной Советской Социалистической республики.
По историческим документам мы установили, что в июне 1920 года была образована Чувашская автономная область, затем она в апреле 1925 года была преобразована в Чувашскую АССР. Мы приводили и другие аналогичные примеры.
Мы писали в 1972 году, что аналогично должен быть решён вопрос о юбилейной дате нашей республики.
Советская национальная государственность кыргызского народа была создана с момента образования в 1924 году Киргизской автономной области в составе Российской Федерации.
Этот акт был юридическим основанием для дальнейшего национально-государственного развития Советского Кыргызстана. Поэтому мы просим, чтобы эта дата впредь в исторической и юридической литературе рассматривалась как начальный момент государственного образования Киргизской ССР. Просим также разрешить нам отметить 50-летие образования Киргизской ССР и Компартии Киргизии в 1974 году, т.е. вместе с другими Среднеазиатскими республиками, а не в 1976 году.
С этой запиской я, будучи в Москве на Пленуме ЦК КПСС, был на приёме у Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева По заведённому порядку я, как и другие секретари ЦК, райкомов и обкомов партии, всегда докладывал ему о положении дел в республике. Я подал Л.И.Брежневу записку об уточнении даты национально-государственного образования Киргизской ССР.
Он не стал читать её и сказал: “Вкратце устно расскажите о сути вопроса.” Я старался сделать это. Леонид Ильич или меня не понял, или я рассказал плохо, но не одобрительно отнёсся к нашему вопросу, сказав: не надо, тов. Усубалиев, изобретать эквилибристику, как раньше праздновали, так и празднуйте.
Я осмелился не согласиться с его мнением. “Леонид Ильич, – сказал я, – здесь, нам думается, нет никакой эквилибристики, вопрос для нашего народа очень важный. Речь идёт об исправлении исторической ошибки, допущенной по незнанию вопросов государственных преобразований.” Ради справедливости должен сказать, что Л.И.Брежнев на редкость был тактичным человеком, никогда не грубил. Когда кто-то настаивал на своём, он слушал аргументы. И на этот раз так поступил. Он сказал: “Зайдите к Суслову и посоветуйтесь с ним, я скажу Михаилу Андреевичу, чтобы он рассмотрел этот вопрос”. На второй день попросился на приём к Суслову. Он меня принял ненадолго. Никогда ни с кем из числа руководителей республик, краёв и областей он долго не разговаривал, его помощники всегда заранее предупреждали: столько-то минут Михаил Андреевич уделит беседе с вами, имейте в виду это. У него было заранее поминутно расписано время приёма людей.
Я передал свою записку Михаилу Андреевичу и коротко рассказал о её содержании. Он тоже не очень одобрительно отнёсся к нашей просьбе, но сразу уловил, о чём идёт речь и чего мы хотим. В конце беседы Суслов сказал: “Раз вы настаиваете на своём предложении, я направлю вашу записку в Институт государства и права АН СССР. Вопрос будет решён в зависимости от того, какое заключение даст институт”.
Примерно через полгода, тоже будучи в Москве, я как член ЦК КПСС, присутствовал на заседании секретариата ЦК КПСС, где наряду с другими вопросами рассматривалось и наше предложение об исправлении ошибки, допущенной при установлении даты государственного образования Киргизской ССР. В повестке дня заседания Секретариата ЦК вопрос был сформулирован очень просто: “О просьбе ЦК Компартии Киргизии”. Заседание вёл М. А. Суслов.
Когда дошли до рассмотрения нашего вопроса, он сказал, что просьбу ЦК Компартии Киргизии поддерживает Институт государства и права АН СССР. Первый секретарь ЦК Компартии Киргизии т. Усубалиев присутствует на заседании. “Будут ли какие-либо замечания по этому вопросу?” – спросил он. Ни вопросов. ни замечаний не последовало. Он сказал: “Давайте примем предложение ЦК Компартии Киргизии” и в шутливой форме добавил: “Тов. Усубалиев убедил нас в необходимости исправления допущенной ошибки в определении даты образования республики. Пусть теперь они празднуют юбилей своей республики на два года раньше”. Предложение было принято на секретариате ЦК.
50-летие образования Киргизской ССР и Компартии Киргизии мы праздновали в 1974 году, то есть вместе с трудящимися Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана.
После заседания секретариата в Общем отделе ЦК КПСС меня ознакомили с заключением Института государства и права Академии наук СССР. Я тогда взял на заметку некоторые мысли, изложенные в заключении.
Директор Института государства и права Академии наук СССР, Президент международной ассоциации юридических наук В.М. Чхиквадзе писал, что 1924 год “следует принять за начальный момент государственного строительства Киргизской ССР. С точки зрения государственно-правовой науки – это единственно правильное решение, соответ-
ствующее всей практике советского национально-государственного строительства.
Правильное решение вопроса о юбилейной дате для Киргизской ССР важно не только с точки зрения государственно-правовой науки. Оно будет иметь большое политическое звучание как внутри СССР, так и на международной арене.
Торжественная дата – 50-летний юбилей советских республик Средней Азии будет, несомненно, отмечена мероприятиями общесоюзного характера, торжествами и манифестациями в самих союзных республиках. Кыргызам, как и другим народам Советского Союза, было бы непонятно ничем не оправданное неучастие в этих торжествах Киргизской ССР.
Мероприятия, проводимые в связи с юбилейными датами в Советском государственном строительстве, 50-летие образования Союза ССР, 50-летие и иные годовщины советских национальных государств и иных государственных образований, имеют своей целью дальнейшее сплочение народов СССР, объединение их созидательных усилий, изживание всех и всяческих шероховатостей в их отношениях.
И с этих позиций перенесение на 2 года юбилея Киргизской ССР явилось бы нежелательным шагом.
Наши недруги за рубежом, безусловно, могли бы использовать подобный акт для антисоветской пропаганды, попытались бы сыграть на этом, чтобы внести во взаимоотношения советских среднеазиатских народов элементы недоверия и подозрительности, противопоставить кыргызов другим среднеазиатским народам.
Наконец, выделение в указанном отношении Киргизской ССР из общей семьи советских среднеазиатских республик могло быть неблагоприятно встречено на зарубежном Востоке, все революционные, демократические и прогрессивные силы которого всегда рассматривали Советскую Среднюю Азию как образец действительно равноправного, дружественного, братского сожительства различных наций и народностей на основе осуществления ленинской национальной политики.
Все изложенные выше соображения настоятельно требуют, по нашему мнению, чтобы 50-летие образования своей республики кыргызский народ отметил вместе со всеми братскими народами Средней Азии в 1974 г.”
Сказано убедительно. Так было восстановлено равноправное положение Советского Кыргызстана с соседними Среднеазиатскими республиками.
Для сведения читателей приведу текст постановления Политбюро ЦК КПСС от 17 мая 1972 года: “Согласиться с предложением, изложенным в записке ЦК Компартии Киргизии по этому вопросу.
Секретарь ЦК
Л. Брежнев.”