На прошлой неделе в Бишкеке прошёл первый съезд рыбоводов, переработчиков, экспортёров рыбы и рыбной продукции. На этом форуме выяснилось, что руководители аграрной отрасли страны пока только собираются принять необходимые меры по возобновлению экспорта рыбной продукции в Россию. А тем временем владельцы прудов продолжают терпеть огромные убытки, которые теперь уже исчисляются десятками миллионов сомов.
Этот съезд с полным основанием можно было бы назвать чрезвычайным. Сотни рыбоводов не знают куда отправлять свою продукцию, некоторые предприниматели даже намерены закрыть свой бизнес. И речь в данном случае идёт о тысячах тружеников отрасли. Правда, некоторые умники предлагают искать новые рынки сбыта и даже пытаются политизировать эту проблему, утверждая, что Россия нам за что-то мстит, но эти версии не выдерживают никакой критики. Трудно найти страну, которая бы согласилась импортировать нашпигованную антибиотиками рыбу. Даже глава правительства Акылбек Жапаров несколько раз заявлял о необходимости искать причину в себе, а не в верных, проверенных временем друзьях.
Первым на съезде представителей рыбной отрасли выступил заместитель главы Ассоциации рыбных хозяйств Олжас Бейшембиев. Он со знанием дела заявил присутствующим на съезде представителям Минсельхоза и правительства: “Нам не хватает “единого окна”, благодаря которому можно было бы решать все наши проблемы. Департамент рыбного хозяйства, Ветеринарная служба и наши ассоциации работают разрозненно. Нет взаимодействия между частниками и госструктурами. К примеру, департамент рыбного хозяйства занимается только статистикой, представители ветеринарной службы, как правило, понятия не имеют о происхождении рыбы. Поэтому необходимо открыть “единое окно”, можно сказать по-другому – компетентную управленческую структуру, в которую мы могли бы обратиться по любому вопросу”.
Присутствующий на съезде рыбоводов замглавы правительства Бакыт Торобаев в довольно резкой форме обратился к сидящему рядом министру сельского хозяйства Аскарбеку Джаныбекову: “Аскарбек Сапарбекович, вам уже объявляли выговор за плачевное состояние рыбной отрасли. Почему вы не сделали выводы? Ветеринары, как оказалось, даже не знают какие анализы нужны для экспорта рыбной продукции. Уверен, они не в курсе методик проведения исследований на предмет качества рыбы. Как такое возможно?”
Министр Джаныбеков ответил заместителю главы правительства более чем дипломатично: “Съезд был созван по инициативе Министерства сельского хозяйства. Мы собрались для обсуждения проблем и поиска их решений”. Значит тот выговор министр не воспринял серьёзно. Ведь если честно, только международный скандал из-за обнаружения в нашей рыбе антибиотиков вынудил министра провести съезд представителей отрасли.
Неужели министр не знал раньше о ситуации в отрасли, не контролировал деятельность тех же ветеринаров и сотрудников департамента? Компетентность Аскара Джаныбекова в вопросах растениеводства и особенно животноводства не вызывает никаких сомнений. К тому же шеф аграрной отрасли не обделён и организаторскими способностями. Но почему он отдал отрасль, скажем резко, на растерзание малокомпетентных чиновников – непонятно. Экспорт рыбы, особенно горной форели, способен приносить предпринимателям и госбюджету миллионные доходы.
К сожалению, чётко разработанной программы по выводу рыбного хозяйства из кризиса на съезде не прозвучало. Скорее всего министр проведёт кадровую чистку, разработает новые служебные инструкции для сотрудников департамента и ветеринаров. На этом перемены и завершатся. А ведь необходимо в первую очередь обеспечить специалистов всеми необходимыми реагентами, закупить новое эффективное оборудование. Но самое главное, стимулировать их на добросовестную работу и одновременно ужесточить контроль за деятельностью контролирующих организаций. От нерадивых сотрудников, в принципе, можно и избавиться.
Когда материал готовился к печати, стало известно, что Россельхознадзор разрешил двум рыбоводческим предприятиям Кыргызстана – ООО “Аква Пром” и ООО “Тянь-Шань – Фиш” экспортировать чешуйчатую продукцию в их страну. Но в республике действуют более трёхсот рыбоводческих хозяйств. Остальные или не соглашаются проводить анализы своей продукции, или по понятным причинам боятся делать это.
Вредное молоко, опасные берега
Несколько дней назад в соцсетях распространили видео, на котором были засняты автоцистерны, сливающие молоко в реки. Полный апокалипсис, если не сказать большего.
После запрета Россельхознадзора на ввоз молочной продукции в эту страну наши перерабатывающие предприятия во многих случаях перестали принимать сырьё у фермерских хозяйств. Как стало известно, в нём, сырьё, наличествуют не только антибиотики, но и известь, растительное масло, различные смеси из сывороток и многих других с позволения сказать ингредиентов.
Как, почему попадают эти добавки в молоко? На это есть много причин. Некоторые фермеры для лечения животных сами приобретают сомнительного качества и происхождения ветпрепараты. Другим свободным сельским предпринимателям хочется как можно больше продукции сдать на молокозавод, и они идут на любые ухищрения ради достижения этой сомнительной цели. Достойную лепту вносят и скупщики животноводческой продукции. Им тоже хочется сдать переработчикам максимальный объём молока. Вот они и бодяжат его с чем попало.
И такая анархия у нас будет продолжаться до тех пор, пока правительству не удастся организовать отраслевые кластеры, то есть производственные объединения, в которых бы работали на единый результат фермеры, ветеринары(!), переработчики и реализаторы готовой продукции. Вроде бы что-то в этом направлении делается, государство даже выделило на создание кластеров миллиард сомов, но воз и ныне там. Медленно создаются эти отраслевые союзы, крестьяне не желают с кем-то кооперироваться, полагаются только на свои силы. Руководители молокозаводов тоже не слишком верят в эффективность кластеров. Дело, одним словом, буксует. А в России такие структуры успешно действуют уже более десяти лет, в Казахстане – восемь. И в этих странах производство молока ежегодно увеличивается. Кстати, правительство и Нацстатком утверждают, что Кыргызстан уже давно обеспечивает себя этой диетической продукцией. Возможно, это и так. Но если внимательно посмотреть на прилавки наших продуктовых магазинов, то можно увидеть, что они заставлены наполовину импортной продукцией. Значит цифры о полном самообеспечении молоком “не пляшут”?
На прошлой неделе заместитель министра сельского хозяйства Самат Насирдинов вылетел в Москву для урегулирования молочного вопроса с руководителем Россельхознадзора Сергеем Данквертом. В принципе, разговоры закончились безрезультатно. Сергей Данкверт объяснил нашему замминистра, что в ходе неоднократных проверок был подтверждён формальный подход ветеринаров Кыргызстана к проведению анализов молочной продукции.
Руководитель Россельхознадзора в частности заявил: “В ходе инспекции молочных компаний нам не были предоставлены результаты мониторинговых исследований на лейкоз, паратуберкулёз, контагиозную плевропневмонию крупного рогатого скота, отсутствовали также документы, подтверждающие эффективность вакцинации от ящура. Кроме того, руководители перерабатывающих предприятий не владели информацией о применяемых на фермах лекарственных препаратах”.
Далее Сергей Данкверт выразил своё мнение (и оно правильное!) о необходимости создания современной системы ветеринарного контроля в Кыргызстане и внедрения цифровых технологий прослеживаемости продукции.
А вердикт этой встречи для нас стал ожидаемо неприятен: возврат молочной и рыбной продукции на российский рынок возможен только после инспекции Россельхознадзора.
Да, нам нужно ещё учиться не на словах, а на деле заботиться о здоровье граждан. Причём, не только зарубежных, но и своих.
Сегодня россияне отказали нам в экспорте молочной продукции, а завтра арабские государства, закупающие в Кыргызстане баранину, тоже возмутятся качеством этой продукции. Это будет мощный удар не только по бюджету страны, но и по её престижу.
А знаете, чем ответили наши молочники на запрет экспорта своей продукции. В некоторых дворах бишкекских многоэтажек вновь стали появляться, скажем так, “дикие реализаторы”. Давно никто не кричал у подъездов: “Молоко, айран, сметана”. А теперь вот вновь стали слышны их звучные голоса. Значит, нас, как и россиян, хотят отравить низкокачественной, опасной для здоровья продукцией. А что, это у недобросовестных покупателей вполне может получиться. Снизят цены на свой товар на 5-10 сомов, так ещё и очереди к ним будут выстраиваться. Заступиться за нас в принципе некому. Во всяком случае – пока.
И в заключение ещё одна неприятная новость: всё тот же Россельхознадзор вернул в Кыргызстан большие партии моркови и свёклы из-за наличия в них безумного количества селитры. Причём, часть этой продукции была из третьей страны.
Кажется, мы превращаемся в каких-то разбойников на продуктовом рынке стран ЕАЭС. Хорошо, что нашу продукцию ещё не пускают в Европу. Вот шума было бы. А всё это происходит из-за того, что мы живём не по законам, а по понятиям. Надеемся на авось, на свою хитрость. Но дальше так продолжаться не может. Мы станем изгоями. Может, поэтому имеет смысл ужесточить наказания для производственников за их неуёмное желание обдурить весь белый свет.
Вячеслав АНИКИН.