Как “оцифровать” кыргызстанцев?

Намедни обнародован ежегодный Индекс цифрового качества жизни компании Surfshark. Кыргызстан занял в нём 71-е место в мире, поднявшись на 20 позиций по сравнению с прошлым годом. Хорошо это или плохо? Как в целом обстоят дела в отечественной “цифре”?

 

Индекс цифрового качества жизни – исследование, в котором оценивается “цифровое благополучие” 121 страны мира по пяти основным параметрам: качество интернета, его доступность, электронная безопасность, электронная инфраструктура и электронное правительство. Наша страна показала наилучшие результаты в области доступности интернета, заняв шестое место, худший показатель – электронная инфраструктура (98-е место). В части внедрения “электронного правительства” мы занимаем 85-е место, по качеству интернетсвязи – 88-е, в области электронной безопасности – 93-е. В общем индексе среди стран СНГ Кыргызстан опережает Таджикистан (117-е место), но отстаёт от Казахстана (47-е место). В Азии мы расположились на 23-м месте, в лидерах здесь – Сингапур. Качество интернета у нас на 16 процентов ниже, чем в среднем по миру.

 

Средняя скорость фиксированного интернета составляет 55 мегабит в секунду. Для сравнения: самый быстрый в мире (сингапурский) – 300 мегабит в секунду, самый медленный (йеменский) – всего 11 мегабит в секунду. Скорость мобильного интернета составляет в среднем 31 мегабит в секунду. Самый быстрый мобильный интернет в мире в ОАЭ – 310 мегабит в секунду, а самый медленный в Венесуэле – 10 мегабит в секунду.

 

Что касается стран СНГ, по сравнению с Таджикистаном мобильный интернет у нас на 69 процентов быстрее, а фиксированный широкополосный доступ – на 17 процентов. С прошлого года скорость мобильного интернета улучшилась на 25 процентов, а скорость фиксированного широкополосного доступа выросла на 9 процентов. По сравнению с другими странами интернет у нас очень доступен.
По расчётам специалистов Surfshark, кыргызстанцам приходится работать 30 минут в месяц, чтобы позволить себе фиксированный широкополосный доступ. Хотя это меньше среднего показателя, но в два раза больше, чем в Румынии, где самый доступный фиксированный интернет в мире (румынам приходится работать 18 минут в месяц).

 

Кыргызстанцам приходится работать 35 минут 40 секунд в месяц, чтобы позволить себе мобильный интернет. Это в два раза больше, чем в Люксембурге, где самый доступный в мире мобильный интернет (люксембуржцам приходится работать 16 минут в месяц).
Франция, Финляндия и Дания возглавили рейтинг цифрового качества жизни в этом году.

 

В целом, как отмечают авторы рейтинга, во всём мире интернет стал более доступным, чем в прошлом году.

 

 

А У НАС В КВАРТИРЕ СВЯЗЬ

 

В то же время Акылбек Жапаров на недавнем заседании Кабмина указал на необходимость создания центра обработки данных (ЦОД) и обратился к министру цифрового развития Нурие Кутнаевой. В следующем году ЦОД должен быть закончен, заявил Жапаров, заметив, что председатель ГНС не знает, где хранить свои данные, а по программе Минцифры центр будет построен только в 2025-26 годах. Образование Министерства цифрового развития, напомнил Акылбек Жапаров, обусловлено стремлением “хранить большие данные в одном месте, охранять их, чтобы никто не украл”.

 

О цифровизации на государственном уровне говорят много и давно, но движется процесс медленными темпами. И, несмотря на то, что проектов по ней становится всё больше, на слуху у многих граждан лишь пара-тройка из них. Ещё пару лет назад многие издания писали об отсутствии прогресса, потере республикой десятков млн долларов инвестиций и вообще о провале проекта Digital CASA. В СМИ даже прошла информация, что Всемирный банк (ВБ) подумывает о досрочном прекращении реализации проекта Digital CASA в стране.

 

Тогда же эксперты Digital CASA-КР объясняли, что Всемирный банк по итогам ряда встреч и переговоров с чиновниками предложил правительству отменить действующий проект для оперативной подготовки нового. То есть не отменить, а обновить программу с учётом последних тенденций и возникших барьеров для оперативной реализации цифровой трансформации. Новый проект рассматривался с сохранением бюджета и ресурсов, наработанных результатов и опыта. Таким образом, республика не теряет ни ресурсы, ни средства, не несёт обязательств.

 

Гражданские активисты и представители экспертного сообщества отнеслись к такому повороту событий двояко. Одни заявили, что это якобы полный провал цифровизации всей страны, другие же посчитали, что это даже хорошо. Дескать, приостановка проекта, возможно, произошла как нельзя кстати. Это время страна может использовать для проведения инвентаризации и систематизации всех проектов по цифровой трансформации, обновления курса и решения ключевых проблем.

ЧТО ТАКОЕ Digital CASA-КР?

 

Прежде всего это проект, направленный на создание благоприятных условий для процесса системной цифровой трансформации страны. Его приняли в рамках реализации правительственной программы “Таза коом” в феврале 2018 года. Тогда был подписан первый протокол по проекту соглашения о его финансировании между Международной ассоциацией развития (МАР), входящей в состав Группы ВБ, и Кыргызстаном. Состоял он из четырёх компонентов.

 

Первый компонент. В рамках Digital CASA-КР планировалось проложить 600 км волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) для обеспечения не менее 60% населения республики доступом к интернету, а также 400 км ВОЛС регионального значения для стран Центральной Азии и некоторых стран Южной Азии. Мы бы получили широкополосный и высокоскоростной доступ к глобальной сети, альтернативный внешний канал поставки интернета, выходящий к Индийскому океану.

 

Сегодня трафик в страну идёт из России транзитом через Казахстан, а на юге ещё используют этот же российский контент, но проходящий через территорию Китая. Об альтернативных поставках интернета в нашу страну заговорили ещё в 2017 году, после того, как казахстанские операторы заявили о двукратном повышении тарифов.

 

Между тем, по данным Нацстаткома, 99% населения сегодня охвачены мобильными сетями, из которых 70% имеют доступ к высококачественной связи 4G, 62,8% населения в возрасте от 15 лет и старше пользуются глобальной сетью. В регионах в основном особых проблем со связью мы не испытываем. Но мало кто через мобильный телефон на периферии пытается получить какую-либо электронную услугу. Возможно, в этом случае нам потребуется более скоростная связь. В областях граждане практически не пользуются цифровыми услугами, поэтому и потребности в широкополосном подключении к сети там, возможно, нет.

 

Тем временем зарубежные эксперты оценивают уровень проникновения интернета к нам как “ниже среднемирового”. Об этом свидетельствуют результаты исследования ООН. Единственная из стран региона, добившаяся успехов в прокладке ВОЛС, – это Узбекистан. Там практически удвоили протяжённость волоконно-оптических линий с 36,6 тыс. км в 2019 году до 68,6 тыс. км в 2020 году, а также упростили процедуры выдачи разрешений на строительство и запуск базовых станций мобильной связи.

 

“Правительства стран Центральной Азии показали, что они могут действовать быстро, когда это необходимо”, – заявила в одном из своих выступлений директор Всемирного банка по Центральной Азии Лилия Бурунчук. По оценкам специалистов, чтобы до 2030 года подключить половину населения Центральной Азии, не имеющей пока доступа к широкополосному интернету, страны должны инвестировать не менее 6 миллиардов долларов США. Это потребует недюжинных усилий разных сторон, начиная от привлечения внушительных частных инвестиций в развёртывание инфраструктуры и реформирование политики в данной сфере.

 

Второй компонент. Ожидалось строительство центров обработки данных и платформ на основе облачных технологий (единого датацентра). Но перед этим необходимо было провести процедуру согласования со всеми госорганами по предоставлению доступа к их информации, что повлекло бы за собой создание портала госуслуг. И в этом плане даже намечались определённые успехи. Однако движение затормозилось где-то посредине процесса.

 

Сегодня есть острая необходимость в объединении всех информационных систем в одно целое. То, что имеется в наших госорганах – это оборудование, которое не застраховано от взлома и проникновения, где нет условий климатконтроля, специального программного обеспечения по цифровой безопасности. А ведь во многих информсистемах находятся наши персональные данные. Почему до сих пор не создано ведомство по защите персональных данных? Почему не проводится аудит информационных систем? Может, не стоит ничего оцифровывать, пока не будет обеспечена безопасность наших персональных данных?

 

Третий и четвёртый компоненты. В рамках проекта также планировалось совершенствовать нормативно-правовую базу по цифровой экономике, управлять проектом для дальнейшего обеспечения эффективной деятельности и достижения результатов. Как следует из официального сообщения Всемирного банка, эту часть удалось реализовать частично. Подготовили пять основополагающих нормативно-правовых актов для создания и внедрения государственной политики по открытым данным, организовали обучение госслужащих.

 

 

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

 

В Кыргызской ассоциации разработчиков программного обеспечения и услуг (КАРПОУ) считают, что продвижение проектов по цифровизации зависит от многих факторов. Сюда входят бюджет, планирование, состав команды, продолжительность их деятельности… Последний фактор особенно ярко выражен. Периодическая смена команды по цифровизации или членов правительства не способствует успеху. Одна группа не успевает вникнуть в нюансы, как её меняют, приходит другая, и так – по кругу. Кстати, недавно вновь сменился руководитель Минцифры – ею стала уже упомянутая выше Нурия Кутнаева.

 

КАКИМИ ПРОЕКТАМИ ЗАПОМНИЛСЯ “ЦИФРОВОЙ КЫРГЫЗСТАН”?

 

В рамках реализации национальной программы “Цифровой Кыргызстан-2040” в стране “оцифровывается” практически всё, что касается предоставления услуг населению и бизнесу. По данным Министерства цифрового развития, государство продолжит работать в тех направлениях, которые были указаны в госпрограмме. Таковых более 20. Все проекты в рамках цифровизации страны финансируются как за счёт бюджета, так и за счёт международных доноров. Но, к сожалению, у нас нет такой площадки, на которой бы собиралась информация о ходе реализации или результатах всех программ по цифровизации. Сегодня предпринимаются попытки подогнать их под единый стандарт. В состав Министерства цифрового развития входят пять IT-компаний (“Тїндїк”, “Укук”, “Инфо-Система”, “Транском”, “Соцсервис”) и Госрегистр. Подведомственные учреждения – ГП “Инфоком”, ГУ “Тундук”, Архивная служба, Служба по надзору в отрасли связи и Департамент регистрации населения.

 

Несмотря на то, что проектов по цифровизации очень много, на слуху лишь “Безопасный город” и “Тїндїк”. В первом случае – по допущенным нарушениям ПДД оплачиваются штрафы, которые хранятся на электронных носителях, а во втором – появилась возможность получать справки от отдельных госорганов и госучреждений в электронном формате на самом портале. Как следует из статистики посещений, всего несколько десятков тысяч услуг было получено пользователями портала. Учитывая численность экономически активного населения (более 2 млн человек), говорить о высоком спросе на электронные госуслуги пока не приходится.

 

Многие граждане в соцсетях считают, что оцифровано у нас намного меньше, чем в других странах. К примеру, не хватает единой электронной площадки, на которой можно было бы получать всё необходимое, начиная от банальной справки и заканчивая новым паспортом во избежание лишней траты времени и нервов. Тот же “Тїндїк” – это всего лишь агрегатор. Он собирает информацию и при необходимости её выдаёт. Но это не значит, что он всё оцифровал. Гипотетически, используя информацию, которую “Тїндїк” уже собрал, можно было бы избежать сбора некоторых справок, но для этого нужно разрешение определённых министерств. А это требует внесения изменений в законодательство.

 

Тем временем предварительные результаты работы системы межведомственного взаимодействия и ряда других проектов зарубежные эксперты оценили весьма положительно.

 

 

ЧАСТНИК VS ГОСУДАРСТВО

 

Частный сектор быстрее, чем государство, двигается в сторону цифровой экономики. Бизнес более гибкий, менее бюрократизированный, да ещё и зарабатывает деньги на инновациях. Поэтому простые граждане сегодня могут спокойно покупать еду и любую продукцию на онлайн-маркетах, заказывать такси через мобильное приложение, оплачивать ряд услуг, в том числе и коммунальных, электронной картой или мобильным кошельком. И этот список постоянно расширяется. Но без участия государства бизнесу всё равно не обойтись. Откуда бизнес брал бы сведения, скажем, о штрафах, если бы они не стекались в госучреждения? Частники же получают информацию о штрафах и позволяют через своё приложение их оплатить. В случае если будет установлена более тесная кооперация между государством и бизнесом, цифровизация пойдёт быстрее.

 

Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *