“Не было, не было и вот опять”, – говаривал незабвенный Виктор Черномырдин. А можно ещё и так: смеяться, право, не грешно…
Беда нам с этими мэрами. Один норовил монорельс пустить, другой – задумался о канатной дороге над Бишкеком как альтернативе городскому транспорту.
Мэрия Бишкека хочет наладить канатный транспорт в столице. Об этом на заседании парламентского комитета по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию заявил вице-мэр столицы Жыргалбек Шамыралиев. По его словам, мэрия отказалась от идеи строительства метро.
“Строительство метро рассматривается в стратегической концепции. Это очень дорогое и сложное строение. Сейчас мы рассматриваем транспорт, который будет ходить по канатной дороге. На прошлой неделе приезжали представители швейцарской компании, которая строит такие дороги. Они отправят сюда специалистов”, – заявил он.
На заседании комитета Жогорку Кенеша по аграрной политике, экологии и региональному развитию ему напомнили, что действующий депутат Балбак Тулобаев, будучи исполняющим обязанности мэра, намеревался построить монорельс. По словам парламентария Алишера Эрбаева, мэрия пошла дальше – задумалась о строительстве метро.
Шамыралиев ответил, что возведение метро заложено в стратегических планах, но строить его дорого и сложно.
“Как альтернативу мы рассматриваем канатную дорогу над реками – кольцевую. На прошлой неделе приезжала швейцарская компания, которая создала рабочую группу для изучения возможностей такого строительства. Эта технология дороже автобусов, но дешевле трамвая. Золотая середина”, – пояснил вице-мэр.
Выступление напомнило бессмертную фразу слесаря-одиночки с мотором Виктора Михайловича Полесова: “При наличии отсутствия плашек в три восьмых дюйма они трамвай собираются пускать!” Слава Богу, не собираются – дорого.
Они не могут распорядиться, чтобы на всех улицах Бишкека были установлены таблицы, а тут целая канатка! Надо для начала хоть капсулу закопать, это сейчас модно.
Вот тротуар по Байтик Батыра делают уже год, используя две единицы спецтехники, пятерых рабочих, а канатку лет так через 70 закончат. Мечты, мечты, где ваша сладость? То Асман, то монорельс, то стадион, то ещё что-то, чего нет.
А где станции ставить, вы подумали? Да с нашими веерными отключениями как зависнем на высоте и будем висеть, пока свет дадут… А на Луну когда полетим? Может, по канатке? Было бы здорово. Можно ещё речки Аламедин и Ала-Арчу водой заполнить и передвигаться по ним на гондолах, как в Венеции. Хотя вряд ли это получится. Говорят, есть уже “проект” в интернете, где по руслу этих рек змейкой расположатся многоэтажные дома, а вода пойдёт под ними в туннеле, а по сторонам трубы – скоростное подземное шоссе для автотранспорта. И правильно, зачем эти гондолы, вдруг крокодил укусит? Что тогда?
Лучше взять да с какого-нибудь бугра в Чон-Арыке сесть да и поехать до Лебединовки или Сокулука вниз накатом. А из окон кабин канатной дороги будут видны горы мусора и разрушенные тротуары, вырубленные проплешины от деревьев и автомобильные пробки. Красота!
Словом, один замысел лучше другого. Мэры наши – и прошлый, и нынешний – просто гиганты мыслей. Так и прёт из них масштаб! Осталось только пообещать построить крематорий, потому как вокруг Бишкека уже нет земли для кладбища.
А может, лучше сделать удобные тротуары с велодорожками на основных улицах, многие тогда станут ездить на работу на электросамокатах и велосипедах. Купить больше троллейбусов, сделать пешеходные улицы, платные парковки и запрет на них где попало, и будет нам счастье. И зачем нам эти уродующие облик города канатки и монорельсы, от которых грохот стоять будет несусветный?
А до этого был ещё и монорельс. В прошлом году в мэрии прошла презентация проекта “Бишкекская монорельсовая транспортная система”.
Проект направлен на повышение качества и устойчивости работы городского транспорта, а также безопасности дорожного движения.
Вице-мэр Азиз Алымкулов тогда отмечал, что преимущество такой системы – это провозная способность, экологичность, комфортабельность, интегрируемость, разгрузка улиц, безопасное передвижение.
По его словам, строительство монорельса планируется вдоль рек Ала-Арча и Аламедин, поэтому практически исключается снос подпадающих объектов при прокладке и установке стойки опор монорельса.
Его общая протяжённость составит 37 километров, число линий – две, вместимость вагона от 150 до 180 пассажиров, высота монорельса 5-7 метров. Проект планировалось реализовать в рамках государственно-частного партнёрства. Вице-мэр подчеркнул, что в мэрии понимают, что это дорогостоящий и долгосрочный проект, но надо двигаться вперёд и интегрироваться в современное будущее. Потому как монорельс – это разновидность рельсового транспорта, форма эстакадного транспорта, где подвеска выполнена нетрадиционным способом, то есть без двух несущих рельсов, которая обеспечивает скоростное передвижение.
В парламенте об этом отчитался вице-мэр Бактыбек Абдиев, заявивший, что закончена разработка проекта монорельсовой дороги в Бишкеке, ведутся переговоры с инвесторами. По его словам, маршрут будет кольцевой: от 12-го микрорайона до рынка “Дордой”, затем соединится с улицей Фучика и дойдет до Южной магистрали.
“Зелёная зона, которая разделяет Южную магистраль, будет предназначена для монорельса. Недавно мэр поднял этот вопрос на встрече с инвесторами. Мы подготовили проект и начали рассматривать этот вопрос”, – сказал Абдиев.
Вопрос о строительстве монорельсовой дороги в столице поднимался ещё в 2006 году. Спустя восемь лет сообщалось, что мэрия начала проработку вопроса. В 2016 году “Бишкекглавархитектура” также заявила, что в генеральном плане развития города до 2025 года предусмотрено строительство монорельсовой дороги.
По сообщениям СМИ, в конце 2020 года мэрия представила проект “Бишкекская монорельсовая транспортная система”. Предполагалось, что общая протяжённость дороги составит 37 километров, станций будет 32, линий – две. Реакция горожан была неоднозначной: одним проект понравился, другие отнеслись к нему скептически, напомнив, что вопрос строительства монорельса поднимается с 2006 года. Тогдашний и. о. мэра Балбак Тулобаев обвинил критиков проекта в отсутствии фантазии.
Турецкая компания Sky Ray Ve Оto Yedek Par?a Ekipmanlari ?retim Sanayi A.? и Мининвестиций подписали меморандум о сотрудничестве по внедрению монорельсовой транспортной системы в Бишкеке.
Монорельс, как следует из названия, работает на одном рельсе (в отличие от метро и поезда). Транспорт движется на балке высоко в воздухе. Его чаще используют для перевозки пассажиров по территории крупных аэропортов или между аэропортами и городами, а также в парках развлечений.
Самым старым действующим монорельсом в мире считается дорога подвесного типа в немецком городе Вуппертале. Она построена в 1901 году и до сих пор ежегодно перевозит 20 миллионов пассажиров. Скорость движения на отдельных участках достигает 60 километров в час. Общая длина Вуппертальского монорельса – 13 километров, 10 из них пролегают над водой.
Московский монорельс – единственный в России, использующийся как вид городского транспорта. В начале 2000-х годов его строительство обошлось столичному бюджету в 6,3 миллиарда рублей. Длина ветки – 4,7 километра, есть шесть станций.
Спустя 17 лет эксплуатации власти Москвы решили закрыть монорельсовую дорогу из-за её неэффективности и затратности. У ветки всего 39 постоянных пассажиров при ежегодных затратах на содержание в 800 миллионов рублей.
Есть у этой дороги преимущества: не занимает места на перегруженных городских магистралях, строительство дешевле, чем метро, низкий риск столкновения с другими объектами дорожного движения.
Но есть и недостатки: опасность падения состава, особенно у подвесных поездов, в случае каких-либо проблем (со светом, например) невозможность покинуть вагон, качание…
…Вот такие прелести нас ожидают. Хотя о чём это мы? Это же только мечты. О непроходимости тех, кто как бы рулит столицей. Они не управляют связью между языком и мозгом, куда им город. Но, как и полагается пациентам с диагнозом “синдром Даннинга-Крюгера”, им не хватает ума, чтобы это понять.
Они много лет обещают построить в городе метрополитен, монорельс, теперь вот ещё и канатную дорогу. Эти обещания традиционно только на словах, а в Бишкеке по-прежнему одной из главных проблем остаётся плачевная ситуация на дорогах.
Но… Мечтать не вредно! И фантазировать тоже! И это не для трусов и прочих нытиков, забывших (или никогда не помнивших), что такое Земля Свободных и Сияющий Град на Холме.
Александр КИРЬЯНКО.
P. S. А источником вдохновения проектов столичной мэрии, вероятно, служит Тюпский космодром!