Киев – город зятя

Как известно, история возникновения города Киева с момента его появления на берегу Днепра как населённого пункта насчитывает более полутора тысяч лет. А вот кто его основал и каким образом возникло его название? Это приписывается трём легендарным братьям и их сестре. Следы этой легенды уходят в старину глубокую.

 

Может, всё так и было, но каким образом это происходило, легенды умалчивают. Однако известно, что времени возникновения Киева предшествовал определённый период создания и распада империи степных кочевников, возникшей в результате нашествия на Европу восточных племён, среди которых гунны во главе с Аттилой играли решающую роль. В конечном итоге они по прошествии веков стали родоначальниками возникновения на придунайской низменности государства Венгрия, иначе именуемого своими соотечественниками Хунгарией.

 

Несколько позже Хунгарии поближе к Византии таким же образом возникло аналогичное государство степных кочевников – Болгария. Оно также получило своё название от племён Булгарского ханства, покинувших территорию своей вотчины (кубанские степи) в результате войны с иудейской Хазарией (VII в.) и ведомых ханом Аспарухом. Одной из первых столиц Болгарии был город Тырново, что означает “коготь” (тюрк.).

 

Примерно таким же образом и, видимо, задолго до великого переселения народов возникли и до сих пор интуитивно ощущают исторические корни собственного происхождения некоторые провинции европейских государств. В частности, такие как испанская Каталония (возможно, и Андалузия), а также её столица Барселона, которые несут в себе скрытое звучание и завуалированную память степного бытия. Очевидно, это также относится и к Федеративной Республике Германия, территориально состоящей из отдельных провинций, исторически поименованных завуалированными названиями древних орд (родов) степных кочевников (Саксония, Тюрингия). При этом даже сохранившие в языковых формах некоторые понятия, идентичные своим древним предкам. Например, слово “буйрут” (нем.) равносильно слову “буйрук” (тюрк.), что на обоих языках по существу означает особое повеление, приказ, наказ, распоряжение.

 

А если углубиться в ещё более допотопные времена и гипотетические изыскания учёных, можно найти аналогичные следы степной культуры в названиях весьма отдалённых географических образований.

 

Как известно, по одной из версий название североамериканской Канады возникло в результате общения первопроходцев – французских колонистов с первым встреченным ими индейцем. На вопрос иноземцев о его земле и их местоположении индеец ответил, по их пониманию, довольно невразумительно, воскликнув нечто похожее на “анада!”, с активной жестикуляцией указывая на что-то в глубине материка. Для французов эта какофония звуков трансформировалась в более выразительную форму “канада”, что впоследствии и стало названием государства Канада.

 

Однако следует заметить, что наличие слогана “анада” можно встретить в названиях более чем отдалённых местностей. Например, в названии реки Анадырь на Чукотке, состоящем из двух слов – “анада” и “тери”, что, видимо, тоже означает “где-то там земля”. Или в названии горной цепи в Южной Америке – Андах, а также в названии испанской провинции Андалузия, историческое происхождение которых не имеют определённой ясности. Тогда как учёные допускают возможность существования версии о том, что материки Евразия и две Америки могли иметь между собой сухопутные границы. Очевидно при этом, что слоган “анада” вносит определённую лепту в правомерность этой версии.

 

Однако следует отметить, что названия любой местности, района, населённого пункта, видимо, не возникают сами собой, случайно и, как правило, имеют некую историю, порой не одну, в зависимости от интерпретации той или иной легенды происхождения.

 

Чаще всего это связано либо с каким-нибудь событием в этой местности, либо с характерными особенностями географии. В этом плане также немаловажную роль для истории возникновения названия местности или населённого пункта играет проявление этнического аспекта как свидетельства исторического факта их приоритета. В этом смысле следует, например, обратить внимание на название Азовского моря, мелководье которого по сравнению с морем Чёрным послужило этому названию. Оно состоит из двух слов – “аз суу” (тюрк.), что означает “мало воды”, то есть маловодное. Или название полуострова Тамань, географические очертания которого и его положение нашли своё отражение в одном слове “тамом” (тюрк.), что означает “завершение”. Аналогичны происхождения названий городов Таганрога и Керчи, которые на русском языке не имеют понимания. Тогда как смысл слова “Таганрог” очень легко расшифровывается как “родимый дух” – “тугян рух” (тюрк.), или название города Керчь означает “коршун” (тюрк.) – птица из разряда крылатых хищников. Видимо, это название обусловлено сложностью прохождения Керченского пролива во времена парусных судов.

 

А само название полуострова Крым вообще происходит от тюркского слова “кыйыр”, что означает “край”, прилегающая территория к которому и получила название, соответствующее её географическому положению как территория у края, “украина” (польск.), что впоследствии послужило названием государства, образованного на этой территории, – Украина. А все её жители стали называться украинцами, тогда как их историческую сущность как степняков выдаёт национальная одежда: красные сапоги, синие шаровары и белая рубаха.

 

Очевидно, что аналогичное происхождение имеет и Балтийское море – от слова “балта” (тюрк.), означающего “топор”, основного оружия рыцарей местного населения. Или название Кольского полуострова – от слоа “кул” (тюрк.) – то есть “рука”, произошедшее от характерного очертания самого полуострова. Аналогичное происхождение имеет название полуострова Камчатка – от слова “камча” (тюрк.), то есть плётка, очертания которого вместе с островами Курильской гряды соответствуют названию этого предмета. И таких примеров происхождения тех или иных названий в истории географии великое множество. А при ближайшем рассмотрении их складывается картина тех или иных событий.

 

Например, название республики Азербайджан. Как известно, движение кочевников в западном направлении (на Европу) имело волнообразный характер. Их привлекали не только просторы, но и климатические особенности территории. Оттуда дули тёплые ветры, приходили дожди, и туда уходило солнце. Так вот при движении степных кочевий в западном направлении на их пути находилась огромная географическая преграда, своеобразная плотина – Каспийское море. Это обстоятельство не только обусловило их движение обходными путями, но и повлияло также на их этническое формирование. Часть кочевников двигалась севернее, в обход Каспийского моря – это кипчаки, другая часть южнее, это огузы. И, конечно, обойдя Каспий, они повстречались на относительно степных просторах, в небольшой, но уютной долине (Ширванская). Согласно своей ментальной привычке – называть места своего пребывания в соответствии с характером природного окружения, обозначили его сочетанием слов “аз + ер + бу + жай”, что означает “мало земли в этом месте”. Это выражение впоследствии историческим образом и легло в основу названия государства – Азербайджан.

 

Аналогичным образом приобрела своё название столица России – Москва.

 

В зависимости от точки зрения авторов истории происхождения этого названия имеется несколько версий. Как говорится, дайте мне точку зрения, и я переверну мировоззрение. Однако из них есть только одна, которая наиболее верна: название города Москва проистекает от названия реки Москвы, а не наоборот. А как это произошло, есть своя история, не менее вероятная. Как установил учёный-востоковед Мурзаев, происхождение названия Москвы-реки обусловлено хозяйственно-бытовым укладом степняков-кочевников Северного Кавказа, для которых Москва-река была северной границей выпасов домашнего скота. По достижении этой границы в результате перекочёвок эта река была по сезону уже холодной, и кочевью уже на зимовье следовало было успеть вернуться в родные края. Так вот, эта холодная река и получила своё название на языке степняков-кочевников, состоящее из двух слов – “муз” (мороженое) и “кубан” (река), то есть “Музкубан”. Кстати, так же словом “Кубан” исторически называется и река Кубань. Сочетание этих двух слов “Музкубан” в произношении иноземцев (русских) естественным образом трансформировалось в слово “Москва”, в котором согласная “н” в конце слова просто исчезла. Вот такая история.

 

А в Казани татары уже и забыли истинное значение названия озера в центре города, и называется оно теперь Кабан. Это название, которое было обусловлено тем, что в окрестностях озера якобы водились кабаны. Тогда как это озеро в соединении с рекой Казанкой когда-то было судоходным для парусных судов того времени, и, конечно же, его название имело совсем другое значение – Кубан, то есть река.

 

Этот небольшой экскурс в историю вероятности происхождения названий тех или иных мест имеет очевидную цель выявления ареала влияния степной культуры в историческом аспекте. И в этом смысле происхождение названия города Киева (“зять” в переводе с тюркского языка) имеет очевидную вероятность в связи с его географическим положением. А суть происхождения названия города Киева такова.

 

Как известно из истории, норманны – северные морские разбойники-викинги, промышлявшие грабежом побережья севера Европы, свозили свой товар в Византию кружным путём через Средиземное море. Путь далёкий и не всегда благополучный. В сферу их интересов также входило побережье Белого моря, где были их вотчины – базы отдыха, одна из которых дошла до наших времён под названием Старая Русса. К слову сказать, название этого населённого пункта обусловило название другого города – это Новгород, который был действительно новым по отношению к Старой Руссе, выстроенг был уже позже другими людьми. С течением времени эти разбойники установили более короткий и надёжный путь в Константинополь, строго на юг – где по рекам на ладьях, где волоком до следующей реки и через Чёрное море прямо в Царьград, открыв путь “из варяг в греки”. По пути они грабили прибрежное население, названия которого никто не знал, но суть происходившего была отражена в картине Н. Рериха “Славяне на Днепре” (1905 г.), где под надзором варяга они понуро загружали своим добром варяжские ладьи, По этому поводу ещё Гумилёв писал, что варяги, эти “вороги”, были для них сущим бедствием. Пройдя на своих ладьях по рекам географическую лесную полосу, варяги оказывались на просторах степной равнины, открытой и довольно опасной. Здесь уже безраздельно властвовали степняки-кочевники, которые своими луками и стрелами могли прострелить жертву до противоположного берега.

 

Как известно, в то время на реке Днепр в двух местах были пороги, через которые с трудом можно было пройти, разве что на лодках и то без товара. И вот теперь уже воинственным варягам приходилось вытаскивать свои ладьи на берег и оговаривать со степняками условия прохождения “границы” и “растаможивания товара”. В конечном итоге это место стало обрастать своим населением и обзавелось своим правителем. А правитель, конечно, был из числа местных степняков-тюрков, с которым договариваться было необходимо уже на его языке. А как известно, договоры для пущей крепости в то время скреплялись “аманатом”, то есть заложниками (детьми), и, как правило, из знатных фамилий. А если договор имел государственное значение, он скреплялся уже династическим браком.

 

В нашем случае невеста, конечно, была варяжской принцессой (вот откуда в легенде про трёх братьев появилась сестра). И ещё потому как в договоре нуждались, прежде всего, сами варяги. И отправляясь на очередную “челночную” операцию, они меж собой жениха (тюрка), миновать которого нельзя, и надобно было обязательно его навестить, называли уже по-тюркски – Киё. И так же они меж собой ответствовали о цели поездки (Киёга!), потому как владеть языком страны пребывания в целях достижения наибольшего благоприятствования было очень необходимо. Вот так или примерно так Киев получил своё настоящее название.

 

Кстати, происхождение слова “боярин” имеет тоже тюркскую основу. Когда правитель задумывал встречу с другим правителем, он, естественно, изучал мнения и возможные результаты встречи не только среди своих приближённых советников, но и среди приближённых своего визави. И перебирая их мнения, в поисках положительного результата и правомерности цели встречи он, естественно, оценивая мнение каждого, приговаривая: “Бу яры” (этот хорош) или “Бу яры эмес” (этот не хорош). Судьба встречи во многом зависела от большинства мнений типа “бу яры”. И вот эти люди, имевшие влияние на правителя (думские советники), и стали называться словом “бояре”.

 

Очевидно, что первыми правителями Киева были представители тюркского большинства населения. А вот уже последним правителем тюркской династии, был, видимо, некий Азкул (короткорукий), более известный в европейских кругах под именем Аскольд. Так вот, этот простодушный бедолага, на радостях выйдя на берег Днепра встречать правительственную делегацию варягов-руссов под предводительством Олега, был ими же вероломно убит. В результате Киев перешёл под управление варягов, а главная цель этого “дворцового переворота” заключалась в ликвидации зависимости варягов от претензий пограничников-степняков и выходе варягов на прямой контакт с Византией, что и было достигнуто. Кличку “руссы” варягам дали степняки по виду их ремесла – гребле на вёслах. А поскольку Киев, находясь под управлением варягов-руссов, естественным образом, возвращаясь, расширял свои владения, то все подвластные Киеву территории получили название Киевская Русь. А вот подданные, люди, которыми варяги управляли, стали называться “русскими”, так же как в своё время русские называли иностранцев “немцами”.

 

Вот такие исторические коллизии происхождения названий известных мест, не столь отдалённых во времени и пространстве.

 

Юсуф ТАГИРОВ, архитектор.
Иллюстрация из интернета.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *