С развитием медицины у нас обострилась проблема утилизации отходов. Всё чаще во время проведения лечебных процедур, операций и забора анализов используются разовые средства индивидуальной защиты: шприцы, капельницы, лабораторная тара, перчатки, маски и прочее. Куда это «добро» девается потом? Этот вопрос долго оставался в подвешенном состоянии, не до конца он решён и сегодня.
По информации Всемирной организации здравоохранения, в мире около 20 процентов отходов медико-санитарной деятельности представляют угрозу для экологии. В Кыргызстане до 2010 года львиная доля использованных одноразовых шприцев прямиком шла на городские свалки. Положение изменилось после того, как международные доноры выделили средства для утилизации
медотходов.
— Республиканским центром иммунопрофилактики и инфекционного контроля было проведено большое исследование, которое помогло выбрать оптимальный вариант уничтожения медицинских отходов, — пояснила врач-эпидемиолог Национального института общественного здоровья Асель Каниметова. — Мы остановились на автоклавировании. Этот технологический процесс на основе стерилизации гарантирует эпидемиологическую безопасность. На обрабатываемые, предварительно измельчённые отходы идёт воздействие насыщенного водяного пара при температуре 135 градусов и большом давлении внутри рабочей камеры. А дальше — мусорный полигон.
Однако, по словам Асель Каниметовой, нерешённой остаётся проблема утилизации медотходов в регионах республики, в сельской местности. Оборудования для автоклавирования там нет, а транспортировать больничный мусор в город — дорого.
Сегодня в республике более тысячи фельдшерско-акушерских пунктов, из них лишь 123 утилизируют свои отходы по правилам. По мнению специалистов, экономически целесообразно будет обеззараживать отходы на местах, а после их захоранивать на специальных полигонах.
Есть и ещё один нюанс. Переработкой и захоронением медицинских отходов занимаются частные компании. Бизнес хоть и прибыльный, но рискованный. Ведь сам процесс не из дешёвых, и мелким медицинским учреждениям он не по карману. Именно поэтому последние используют единственный и проверенный способ избавления от мусора. Достаточно просто уложить шприцы, бинты, салфетки, пластиковые упаковки в целлофановый пакет и выкинуть на ближайшую мусорку. Вряд ли кто будет интересоваться, кто и что там выбросил. Разве только старатели, что копошатся на мусорном полигоне в поисках чего-то более-менее ценного, что можно сдать на переработку и получить за это какие-то гроши.
Между тем некоторые методы, которые используются частными компания для утилизации, вызывают определённые сомнения специалистов. И главный вопрос — насколько медотходы становятся безопасными после процедуры обеззараживания.
— Сейчас в республике насчитывается около десяти частных фирм, которые оказывают подобного рода услуги, — продолжила Асель Каниметова. — На встрече с представителями некоторых из них стало ясно, что они используют оборудование, которое либо запрещено у нас в стране, либо не прошло необходимую сертификацию. Естественно возникает вопрос: как оно вообще попало в республику. У нас был прецедент, когда во время пандемии одна из фирм оказывала услуги по утилизации медотходов. Тогда, если помните, их количество возросло в разы, и ситуация была критической. Когда же в компанию пришли с проверкой, то выяснилось, что оборудование, которое они использовали, было устаревшим, а некоторое вообще вышло из строя. Отходы, причём даже включая биологические, просто складировались.
Ещё одна компания использует печь-инсинератор, что не безопасно для окружающей среды. Зависит от того, что в ней будут сжигать.
По мнению главы общественного объединения «Независимая экологическая экспертиза» Олега Печенюка, ждать, что уровень
медотходов будет снижаться, не стоит. Скорее наоборот. Для их утилизации необходимо использовать более современные технологии, но это дорогое удовольствие. По мнению эксперта, необходимо изыскивать какие-то внутренние резервы. Как вариант обратиться к бизнесу, который взял бы на себя часть расходов, а взамен предложить какие-то преференции. Может, стоит подумать о привлечении иностранных инвестиций.
Любовь БОРИСЕНКО.
Корреспондент газеты «Слово Кыргызстана»