В газете “В конце недели” от 7 июля было интервью с доктором сельскохозяйственных наук Сулайманом Мамаевым по развитию животноводства. Обладающий глубокими знаниями и богатым опытом практической работы в сфере животноводства Мамаев предлагает неотложные и реальные решения.
В действительности, следует исходить из того, насколько наше сельское хозяйство способно достичь целей предназначения отрасли: роста производства сельхозпродукции путём повышения продуктивности в животноводстве и урожайности в растениеводстве; обеспечить продовольственную безопасность населения; обеспечить пищевую и лёгкую промышленность сельскохозяйственным сырьём; увеличить поступление валюты в республику через экспорт; повысить производительность труда и рост доходов на селе.
Увы, ни одна из указанных и ряд других целей предназначения сельского хозяйства так и не были достигнуты. Ежегодно подвергаются критике одни и те же недостатки производства, а воз и ныне там. Так что же следует предпринять? Прежде всего необходим переход от экстенсивного, чрезмерно затратного и неэффективного поглощения ресурсов к интенсивному производству.
В прошлом году число субъектов сельского хозяйства составило 474 тысячи хозяйств (посевная площадь 1,2 млн га). Напомню, в советский период в республике было менее 500 колхозов и совхозов. Для сравнения: в Беларуси в том же году было 4,4 тысячи сельских хозяйств (5,9 млн га), в Татарстане немногим более 6 тысяч (1,7 млн га), в Узбекистане – около 100 тысяч (4,4 млн га), в Казахстане – около 240 тысяч (23,1 млн га), при этом объёмы производства сельхозпродукции в этих республиках в разы превышают объёмы нашей страны.
За 15 лет, по сравнению с 2007 годом, численность субъектов сельского хозяйства возросла на 149 тысяч, или 45,6%. Какая была необходимость в таком росте? За этот же период поголовье овец и коз с 4 млн достигло 6,2 млн голов (+ 55%), крупного рогатого скота – с 1,1 до 1,7 млн (+ 54,5%), в том числе коров с 585 тыс. до 885 тыс. голов (+ 51,2%). При этом продуктивность скота остаётся на том же уровне или даже ниже, чем в 2007 году. Так, производство мяса в убойном весе баранов и коз, как и поголовье, возросло на 55%, надои молока с одной коровы с 2090 кг снизились до 2014 кг в 2022 году. Настриг шерсти в среднем с одной овцы повысился лишь на 17%.
В секторе производства продукции растениеводства за 15 лет сбор зерновых культур вырос на 25%, при росте урожайности 9%; показатель сбора картофеля снизился на 9,5%, со снижением урожайности на 5%. И по зерну, и по картофелю наблюдается неэффективное использование пашни.
Будет интересно узнать, что в 1940-м предвоенном году показатель производства зерновых культур в республике на душу населения был выше показателя 2022 года.
Оказывается, отдельные селекционные хозяйства, призванные обеспечить земледельцев качественными и урожайными сортами семян, предлагают семена с урожайностью не выше среднего показателя по стране.
Напряжённое положение в сельском хозяйстве и с техническим оснащением отрасли. По данным аграриев, на селе парк сельхозтехники состоит из 22 тыс. тракторов, 2 тыс. зерноуборочных комбайнов и 400 кормоуборочных комбайнов, часть из них нуждается в капитальном ремонте. Таким образом, на один трактор приходится 21 субъект сельского хозяйства, на зерноуборочный комбайн – 237, кормоуборочный – 1185 хозяйств.
Одна из неизменных проблем нашего сельского хозяйства – финансирование. Республика пытается оказать финансовую поддержку сельским хозяйствам. Ежегодно выделяются многомиллиардные льготные кредиты. Однако их получают около 100 тысяч хозяйств из 474 тысяч. Такое финансирование не способствует решению финансовых проблем. Будь республика с более высоким экономическим развитием, и в этом случае обеспечить льготными кредитами такую массу хозяйств будет не способной, не говоря уже о дотационном финансировании.
В сельском хозяйстве страны трудится 460 тыс. человек из 2 581 тысячи занятых, или меньше одного человека на один субъект сельского хозяйства. Тогда каким образом выполняется производственная программа этих субъектов? Трудом стариков, детей и гастарбайтеров?
Ежегодной проблемой на селе остаётся полив пашни. Дело не в том, что недостаточно водных ресурсов и крайне изношены ирригационные системы. Главная проблема – в технологической невозможности организации полива столь многочисленной и мелковатой пашни субъектов сельского хозяйства (главное слово “невозможно”).
***
Понятно, что в течение двух-трёх лет все проблемы, сдерживающие развитие сельского хозяйства, решить невозможно, к тому же нет необходимости в этом. Как действующие проблемы, так и их решения повторяются из года в год.
Очевидно, прежде всего необходимо определиться со стратегией развития сельского хозяйства республики хотя бы на 5-7 лет. Затем решения текущих проблем должны происходить в пределах программы стратегического развития отрасли.
Программа стратегического развития производства сельхозпродукции разрабатывается с учётом перспективного достижения основных целей и перспективных директив. Наиглавнейшей перспективной целью становится обеспечение продовольственной безопасности населения, с конкретными показателями производства и переработки продукции. К примеру, одна тонна уборки зерновых на душу населения на основе интенсификации сельского хозяйства. Нам не обойтись без минимизации и укрупнения субъектов сельского хозяйства с показателями 1 000-1 500 субъектов (как покажут плановые расчёты). Повышение объёмов производства продукции растениеводства на основе интенсивного использования ресурсов пашни в результате роста урожайности сельских культур и повышения эффективности использования пашни. Происходящее экстенсивное наращивание поголовья домашнего скота не может продолжаться дальше.
Следовательно, повышение объёмов производства продукции животноводства должно происходить на основе роста продуктивности скота. Скажем, надой с одной коровы должен составить не менее 3,5-4 тыс. кг в год (в своё время в республике была выведена алатауская порода с надоем 3 тыс. кг в год).
Словом, необходима тщательная работа с научным подходом и политической волей.
Эльдар САМИГУЛЛИН, доктор экономически наук, профессор.