Летом прошлого года для борьбы с коррупцией заработал Закон “О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц”. Власти объявили акцию доброй воли для тех, кто держит “в тени” десятки объектов жилой недвижимости, не афиширует миллионы долларов и евро на счетах иностранных банков и другого добра, интересного для фискальных органов.
ДЕКЛАРАЦИИ В КОСТЁР
Жаркий август прошлого года запомнится беспрецедентным событием в новой истории независимого государства – уничтожением на городской свалке всех представленных в Налоговую службу деклараций физических лиц. В присутствии СМИ и общественности в печах сожгли 2 миллиона 377 тысяч добровольных свидетельств граждан о принадлежащих им имуществе в виде недвижимости, банковских вкладов, земельных участков, автомобилей. Так стартовала в стране пятая по счёту амнистия капиталов.
За несколько дней налоговая служба уничтожила 1 миллион 503,1 тысячи бумажных форм деклараций физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, свыше 321,5 тысячи сведений граждан, не имеющих облагаемых доходов, и 553,1 тысячи деклараций государственных и муниципальных служащих. Электронные декларации стёрли с носителей памяти государственным учреждением “Салык Сервис”.
Почему власти пошли на такой, мягко говоря, неординарный и радикальный шаг? На этот вопрос начальник управления налоговой политики Министерства экономики и коммерции Кубанычбек Ысабеков пояснил: “При обсуждении законопроекта одним из главных условий легализации активов участники из числа предпринимателей и бизнес-сообщества назвали необходимость физического уничтожения деклараций”. По его словам, они опасались, что собранными в ГНС сведениями могут воспользоваться контролирующие и правоохранительные органы для вымогательства, запугивания, рейдерского захвата и других противоправных действий.
Странно, что власть на сей раз прислушалась к голосу бизнеса. Более того, согласилась с этим сомнительным доводом. Тем самым признавая возможность того, что сотрудники силовых и фискальных ведомств могут действовать как настоящие рэкетиры. И только сожжение деклараций может каким-то образом препятствовать отъёму активов. Либо здесь, увы, признание слабости государства в противостоянии коррупции, либо в этом пункте интересы бизнеса и власти совпали.
В конце концов собранные десятилетиями сведения об имуществе граждан уничтожили, но активы-то остались, и желающих обогатиться за чужой счёт меньше не стало.
ПО СУТИ ЗАКОНА
Законопроект “О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц” представили на обсуждение в парламенте страны весной 2023 года, в мае депутаты почти единогласно его утвердили, а с 9 июня после подписания его Президентом Садыром Жапаровым документ вступил в силу. Цель закона, считает заместитель министра экономики и коммерции Айнура Усенбекова, – легализация теневой экономики, а также защита прав собственников, заработавших свои активы и денежные накопления честным путём.
– Мы хотим привлечь имущество и доходы физических лиц в легальный экономический оборот путём создания правового механизма для добровольного декларирования принадлежащих им активов. К ним относятся недвижимость, банковские счета, оформленные на родственников или лиц, находящихся за пределами страны на момент декларирования, – заявил заместитель председателя ГНС Бекболот Алиев.
Таким образом, надеется чиновник, амнистия позволит увеличить приток в экономику внутренних и внешних инвестиций. А этот закон обеспечит гарантии сохранности активов и защиты собственников от преследования госорганов за нарушения законодательства, которые были допущены до объявленной добровольной легализации капиталов.
Кыргызстанцам даётся год на то, чтобы прийти в государственную нотариальную контору и заполнить специальный бланк, разработанный специалистами Министерства юстиции, записать в него всё, что заработал и нажил до сих пор. Самому информировать госорганы о своих активах, чтобы впоследствии налоговики могли обложить их налогом.
По словам начальника управления адвокатуры, нотариата и апостилирования Минюста Асель Абакировой, тайну твоего добра будет хранить нотариус, и ни один государственный орган не посмеет перепроверить список имущества на достоверность. Весь процесс рассчитан на добровольность и честность декларанта. Она заверила, что все государственные нотариальные конторы (а их в стране 92) готовы к приёму граждан. Они несут полную ответственность за конфиденциальность информации.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО
Этот закон, предусматривающий легализацию активов (движимого и недвижимого имущества, денежных средств и т. д.), имеющихся на 1 января 2023 года, предоставляет физическим лицам особые льготы. Например, они освобождаются от уплаты налоговых и таможенных платежей, взносов по социальному страхованию и других обязательных платежей и уголовной ответственности.
Только в том случае, если декларант при легализации укажет стоимость своего имущества и активов, превышающую 100 миллионов сомов, ему придётся заплатить пошлину в размере 1 миллиона. При этом декларант не обязан будет раскрывать источники доходов и заплатить налоги.
Закон не будет применяться, если активы ограничены в обороте или изъяты из оборота в соответствии с законодательством страны либо по которым в Кыргызстане или за его пределами на момент введения в действие закона действует вступившее в силу судебное решение об их аресте и конфискации или передаче другому лицу, а также активов, которые считаются предметом уголовного и гражданского судопроизводства.
– Действие закона не будет препятствовать выполнению международных и национальных требований в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, в том числе осуществлению международного и межведомственного сотрудничества в этой сфере, – прокомментировали в Минэкономики.
КОМУ ВЫГОДНА ЛЕГАЛИЗАЦИЯ
Стоит заметить, что последний закон об амнистии капиталов, на удивление, либеральный, да и полное уничтожение архива декларантов говорит само за себя. Однако не покидает сомнение, захотят ли теневики раскрыть свои истинные доходы и спать спокойно? В стране проводится уже пятая амнистия, все предыдущие не дали ожидаемых результатов. Именно по этой причине чиновники не особо любят вспоминать об этих акциях и их результатах.
Кроме того, и тогда главной целью была легализация теневых доходов. Однако за три десятилетия объём теневой экономики практически не изменился. В настоящее время он составляет 20 процентов ВВП – это по подсчётам местных специалистов. А вот международные институты называют цифры в 40-60 процентов. К слову, эти или похожие показатели можно найти в их отчётах двадцатилетней давности.
Закон принят и реализуется, однако у многих экспертов и общественности вопросы, которые ставились при обсуждении, остались до сих пор без внятного ответа. Один из главных – зачем нужно было уничтожать всю накопленную за более чем 20 лет информационную базу декларационных кампаний?
Ветераны Министерства финансов и налоговой службы помнят, с каким трудом прививалась населению культура добровольного декларирования доходов. В первые годы даже чиновники и депутаты Жогорку Кенеша не хотели показывать своё имущество, было немало случаев, когда высокопоставленные лица указывали в декларациях недостоверные сведения, переписывали своё миллионное состояние на ближайших родственников. А некоторые простые граждане даже не догадывались о ежегодной кампании ГНС. Статистика подачи деклараций в ГНС росла медленно, но её положительная динамика была заметна, особенно в последние годы. Несмотря на цифровизацию, налоговые инспекции с трудом справлялись с заметно выросшим потоком декларантов. В 2022 году подали свыше 678 тысяч деклараций.
Акция по легализации имущества 2023 года одним махом уничтожила информационную базу, накопленную с таким трудом за несколько десятилетий. Она ведь содержала тысячи историй о периоде накоплений нынешних долларовых миллионеров и миллиардеров страны. О сказочном росте благосостояния некоторых госчиновников, которых обвиняли в коррупции и незаконном обогащении, сокрытии доходов и неуплате налогов.
Начальник управления налоговой политики Министерства экономики и коммерции Кубанычбек Ысабеков признался, что по сути произошло обнуление, и отныне декларационная история начинается с чистого листа как для простого кыргызстанца, так и владельцев бизнес-империй, заводов, банков, супермаркетов.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ
Информация о ходе легализации весьма скудна, хотя уже прошло более полугода со дня принятия закона. По последним данным Минэкономики, свыше 200 человек воспользовались предоставленным правительством шансом. Делать выводы рано. Как правило, пик обращений в нотариальные конторы, по всей видимости, придётся на последний месяц, а то и дни.
Однако в настоящее время амнистия проходит вяло. Неслучайно в декабре прошлого года Кабмин, чтобы придать импульс акции, издал распоряжение об упорядочении механизма реализации Закона “О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц”. В этом документе Акылбек Жапаров даёт поручение ГНС до окончания срока добровольного декларирования активов “приостановить проведение камеральных проверок в отношении физических лиц по вопросу соблюдения требований налогового законодательства в части уплаты налогов, возникших вследствие приобретения, использования либо распоряжения активами, указанными в специальной декларации”. Это касается также реализации движимого и недвижимого имущества. Министерству экономики и коммерции и налоговой службе поручено провести разъяснительную работу среди населения о порядке применения Закона “О добровольной легализации и амнистии активов физических лиц”.
Лариса ЛИ.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”