Сразу несколько значимых мероприятий, касательно законопроекта об НКО и СМИ, прошли на этой неделе. Такое впечатление, что битва за демократию и свободу ещё не завершилась. И даже в самом разгаре. И тут важно, чья возьмёт. Неужели у нас у всех не хватит ума не пойти ни у кого на поводу, дабы остановился этот сложный (но единственно верный) процесс формирования развитого общества.
…ПО НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
После принятия парламентариями в первом чтении законопроекта об НКО на Нарматову с другими инициаторами навалился коллективный Запад (он и ахнуть не успел, как на него медведь насел). В минувший понедельник посол Великобритании в КР Николас Боулер на брифинге прокомментировал принятый ЖК в первом чтении документ: “Я видел реакцию гражданского общества, которое раскритиковало законопроект (“СК”, 31 октября – Г. К.). И понятны чувства тех, кто высказался против этой инициативы. Я понимаю тех, которые чувствуют, что эти люди бросают вызов демократии в своей стране, но хотят ездить в демократические страны, включая Великобританию”.
Это о том, что представители медиасообщества и гражданского сектора обратились к посольствам США, Великобритании, Швейцарии, Германии, представительству Евросоюза в КР с просьбой не выдавать визы инициатору поправок в закон об НКО Нарматовой и членам комитетов ЖК, принявших эти поправки к рассмотрению.
“Это дискриминационный карательный законопроект, который приведёт к ликвидации значительного числа некоммерческих, независимых медиа, к репрессиям в отношении свободных журналистов, блогеров и простых пользователей социальных сетей. Законопроект приведёт к сужению демократического пространства в стране. Он противоречит целому ряду взятых Кыргызстаном на себя обязательств”, – так оценивают документ правозащитники. И как, дескать, можно вводить уголовную ответственность и лишение свободы до 10 лет за активное участие или поддержку некоммерческих организаций, деятельность которых считается “подстрекательством граждан к отказу от выполнения своих гражданских обязанностей или совершению иных противоправных действий”.
Это размытое (словно специально!) определение допускает любую интерпретацию, что может привести к выборочному преследованию лиц, фактически работающих на общественное благо, на страну. Что в этом плане сделала Нарматова? Вместо приращения благ она собирается отрубить голову курице, несущей золотые яйца. Повторим: НКО в 2021 году произвели валовую добавленную стоимость на 2 млрд сомов. В этом году НКО уже заплатили в госказну свыше 250 млн сомов.
Что в плане свободы слова и демократии сделала Нарматова? Она обращается в ГКНБ узнать, кто просил конкретно не выдавать визы в США и Великобританию депутатам-инициаторам. “Прошу дать протокольное поручение ГКНБ. Прошу установить личности и привлечь их к ответственности”, – это Нарматова, не дожидаясь принятия закона об НКО, действует, как если бы его уже подписали во всех трёх чтениях. И эта Нарматова уже объявила охоту на ведьм, даже не получив формально команду “фас”.
Может ли гражданин Великобритании, он же посол Боулер, понять сию реакционную логику? Конечно, нет. При этом его крайне обескуражил пассаж нардепши о схожести законов об НКО его страны с нашей: “Я был очень удивлён данным заявлением. Ключевое отличие нашего закона в том, что в Великобритании некоммерческая организация, которая получает средства из-за границы, не обязана регистрироваться как агент. Также у нас нет специалистов, детально изучающих деятельность НКО и их финансирования” (сравните с Нарматовой: “Нужно знать, откуда поступают деньги, на что они тратятся, чьи интересы преследуют”).
И что, Англия после такого “попустительства” стала хуже жить, подорвана её безопасность? Ничуть не бывало. Почему же Нарматова и иже с ней не тянутся к Великобритании, а жаждут стянуть нашу страну вниз? Под грозную пяту попадут тысячи и тысячи активных кыргызстанцев, в чьём ведении сотни организаций, субсидируемых из-за рубежа. Понадобятся сотни дополнительных чиновников, отслеживающих работу НКО, к тем сотням, уже контролирующих эти организации.
В конце концов узурпаторство одного человека (каким-то образом наделённого полномочиями), потакаемое другими наделёнными, чревато дисбалансом сил, разлаживанием механизма. Только и остаётся, что понадеяться на здравый смысл депутатов при втором чтении законопроекта: да зарубите вы эти поправки…
И какие же они сердобольные, диппредставительства: политика выдачи визового режима кыргызстанцам не изменилась. Может, ждут, как и все мы, итогов очередного парламентского чтения.
…ПО НОВОМУ ЗАКОНУ О СМИ
Спикер Жогорку Кенеша Нурлан Шакиев заявил, что законодательство о СМИ в Кыргызстане необходимо менять, поскольку оно было принято в 1992 году, когда не было таких понятий, как Интернет и веб-сайты.
– Я думаю, что по этому закону будет жаркая дискуссия и в парламенте, и вокруг. Есть положительные и отрицательные замечания. По сравнению с другими странами уровень свободы слова у нас намного выше. Но, несмотря на то, что у нас свобода слова есть, у нас нет ответственности за распространение ложной информации. И когда я встречаюсь с послами, я напоминаю, что в их странах есть контроль и ответственность за распространение информации.
Шакиев добавил, что работал во многих СМИ и для него важна “приверженность свободе слова и правам человека, но ответственность тоже важна, иначе общество может потерять свободу”.
“Мы должны думать об ответственности и ставить её на самый высокий уровень. Давайте встречаться чаще по этому вопросу, два раза в квартал. Мы хотим вас послушать, и слова, сказанные здесь, будут важны”, – обратился он к журналистам во время обсуждения законопроекта о СМИ.
А заместитель председателя Кабинета министров Эдиль Байсалов заявил на круглом столе, что “свобода слова в Кыргызстане есть и её будут защищать”.
– Законы по свободе слова будут приниматься и обсуждаться тоже. Свобода слова – святое право граждан нашей страны, и оно будет защищаться.
Выступившая после него глава правовой клиники “Адилет” Чолпон Джакупова назвала предлагаемый законопроект о СМИ скандальным, а его обсуждение – весьма животрепещущим.
Она подчеркнула, что на встрече, заявленной в формате технических консультаций, представлено мнение ведущих европейских и мировых институтов по инициируемому законопроекту.
– Правовая клиника “Адилет” неоднократно представляла свои замечания, в том числе и в письменном виде. И я надеюсь, что у депутатов Жогорку Кенеша появится, наконец, время и возможность ознакомиться с ними, чтобы принять их во внимание.
Она отметила, что нужно смотреть на обоснование и понимать, в чём необходимость закона.
– И вот это обоснование, что действующий закон устарел, ему 30 лет… Ну, Конституции Соединённых Штатов Америки вообще неизвестно, сколько лет. Проблема не в том, сколько лет тому или иному закону, проблема в том, насколько этот закон отвечает требованиям сегодняшнего дня.
Она согласилась с Байсаловым, что, по сравнению с соседними странами, у нас свобода слова до сих пор есть. И индикаторы по свободе слова в нашей стране гораздо выше, чем в соседних государствах.
– Это достижение, которым мы можем гордиться. Мы вообще можем гордиться тем, что на протяжении 30 лет Кыргызстан – это уникальная страна в Центральной Азии. Мы всегда были флагманом демократии в этом регионе и эту ведущую роль на протяжении 30 лет держали. Однако за последние 2-3 года по всем индикаторам у нас идут откаты. И это очень слабое обоснование, что по сравнению с соседним Туркменистаном у нас есть свобода слова. Индикаторы оценки должны быть в динамике: что было в прошлом, и каково состояние сейчас. Не горизонтальные индикаторы: что в соседней стране, что у нас. Мы оцениваем, что было вчера, каково сегодня и каковы перспективы на завтра. И вы – как наши избранники – должны отстаивать наши интересы. А по основным параметрам у нас идёт откат. И в этой ситуации не надо присваивать себе заслуги тех, кто был перед вами. Подумайте о том, что вы оставите после себя. Надо говорить о том, что мы оставим потом после себя.
Джакупова также призвала депутатов не оставаться в “позиции страуса”, а говорить и обсуждать всё открыто, не так, как было с законопроектом об “иноагентах”.
– Партнеров больше всего волнуют три закона, которые приняты в стране: об НКО, о СМИ, а также об изменении статуса Конституционного суда. Понятное дело, что решение будете принимать вы. И ответственность за эти решения будет лежать на ваших плечах. Сегодня важный момент: какое будущее изберёт для себя Кыргызстан. Либо мы на острове демократии, либо это место, где всё закрывается, всех прессингуют и душат.
Глава правовой клиники “Адилет” добавила, что у неё есть мечта, чтобы политики, уходя с должностей, делали это “с высоко поднятой головой” и о них говорили “только хорошо”.
– Эдиль Жолдубаевич и Нурлан Тургунбаевич: вы политики высокого ранга. Не забывайте, что политика – это компромиссы, и надо прислушиваться к тому, что говорят. Надо понимать, останется ли у нас право выражать своё мнение. Выслушайте экспертов, у нас есть ещё возможность договориться и найти возможность всё изменить. Это действительно вопрос будущего. Останется ли журналистика? Будет ли свобода слова? Можем мы, граждане, выражать, обладать правом, выражать своё мнение? Или нет? Поэтому я очень надеюсь, что вы внимательно выслушаете, в первую очередь, своих коллег. Их обеспокоенность, она не случайна. Она обоснована.
У постоянного координатора системы ООН в Кыргызстане Антье Граве вызывает вопросы анализ регулятивного воздействия новой редакции закона о СМИ со стороны Минкультуры.
– Из независимых СМИ общество узнает о своих и правах, и обязанностях. Они рассказывают о нарушениях и насилии в отношении женщин, а также о фейковых новостях. Борьба с такими новостями – тяжёлая и трудная работа. Но надо воздерживаться от непропорционального и несоразмерного наказания и видов борьбы.
Она напомнила, что законодательство должно соответствовать международному праву, а независимым массмедиа нужно помогать. А также – внедрять повсеместно медиаграмотность, в чём помогают международные партнёры. Ещё одним фактором свободы слова она назвала “саморегулирование через повышение ответственности самих СМИ”.
– Реализация перечисленных стратегий поспособствует созданию устойчивой экосистемы, когда усиливается поляризация. Мы готовы оказать необходимую поддержку и помощь.
Не остались в стороне и представители института омбудсмена, проведя презентацию анализа его новой редакции. По их словам, он касался предлагаемых норм законопроекта в части соблюдения прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и международному праву. Для полноты картины институт обратился к международным организациям и провёл обзор, руководствуясь национальными законами. Во внимание были приняты позиции представителей СМИ и инициаторов проекта закона.
Как отметила омбудсмен Джамиля Джаманбаева, основной целью института при проведении анализа стало доведение до органов законодательной, исполнительной власти и гражданского общества информации и проведение обзора ситуации, касающейся соблюдения принятых государством обязательств на свободу мысли и выражения мнений в Кыргызской Республике.
Институт акыйкатчы, по итогам анализа и, руководствуясь статьями 3 и 8-1 Закона КР “Об омбудсмене КР”, предлагает доработать проект Закона КР “О СМИ”.
Так, правозащитники считают необходимым исключить из проекта нормы, которые противоречат общепризнанным принципам и международному праву. Кроме того, институт настаивает на необходимости обеспечения свободы слова и соблюдения прав и свобод человека.
– Как нейтральный, независимый орган мы призываем к диалогу все заинтересованные стороны для максимального обеспечения и полного соблюдения стандартов в сфере прав и свобод человека.
Региональный представитель Управления ООН по правам человека для Центральной Азии Матильда Богер представила доклад спецдокладчика ООН по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение. Этот доклад был направлен нашему руководству ещё в июне этого года.
Он подготовлен на основе текста пятой редакции проекта Закона “О СМИ”, опубликованного для общественного обсуждения Администрацией Президента в мае. ООН представила свои комментарии в отношении соответствия этого законопроекта международным обязательствам Кыргызстана в области прав человека в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах.
Богер напомнила, что 30 августа прошлого года Кыргызстан в качестве кандидата в члены Совета по правам человека на 2023-2025 годы представил добровольные обещания и обязательства во все постоянные миссии всех государств – членов ООН в Женеве.
В своей вербальной ноте Кыргызстан обязался “вести конструктивный диалог, направленный на улучшение системы защиты прав человека в стране”, а также “продолжать сотрудничать с договорными органами ООН… и обеспечить выполнение рекомендаций, вынесенных по итогам обзора”.
Однако есть несколько невыполненных рекомендаций УВКПЧ ООН, озвученных ещё в 2022 году.
Комитет ООН по правам человека выражает обеспокоенность проектом закона о СМИ из-за сообщений о чрезмерном давлении, которое власти оказывают на журналистов и других лиц за выражение ими своего мнения, в частности, мнения, критикующего инициативы государственных органов, включая возбуждение уголовных дел против блогеров и журналистов. При этом освещение случаев “преследования и запугивания журналистов остаётся без ответа со стороны государства-участника”.
Венецианская комиссия по запросу института омбудсмена (при Атыр Абдрахматовой) и министра юстиции Аяза Баетова провела анализ законопроекта “О средствах массовой информации”, предложенного Администрацией Президента в 2022 году и вызвавшего резкую критику экспертного сообщества.
КСТАТИ
Представительство Европейского союза, посольства Франции, Германии, Великобритании и США выпустили совместное заявление о средствах массовой информации.
“В Международный день прекращения безнаказанности за преступления против журналистов мы стоим плечом к плечу в поддержку журналистов и работников СМИ во всём мире, отмечая их неоценимый вклад.
Журналисты играют важную роль в распространении информации, проливают свет на животрепещущие проблемы и усиливают голоса, которые иначе могли бы остаться неуслышанными. Их приверженность истине и точности даёт гражданам знания, необходимые для того, чтобы принимать обоснованные решения и призывать лидеров к ответственности. Свободные и независимые средства массовой информации поддерживают целостность демократии, верховенства закона и добросовестного управления. Независимые СМИ и активное гражданское общество Кыргызской Республики считаются не только частью её достойного гордости наследия, но и необходимым компонентом процветающего будущего страны.
Мы рассчитываем на сотрудничество с правительством Кыргызской Республики в деле защиты гражданского общества и создания безопасной и благоприятной среды для журналистов, чтобы они могли продолжать свою важную работу.”
Геннадий Кузмин
заместитель редактора газеты “Слово Кыргызстана”