Куда утекает вода для полива?

После преобразования (реорганизации) сельскохозяйственных предприятий водохозяйственные объекты внутрихозяйственного значения оставлены в государственной собственности (пункт 18 положения, утверждённого постановлением правительства КР №632 от 22.08.1994 года). По номенклатуре Фонда по управлению госимуществом это имущество находится в ведении Минсельхоза КР. До сих пор они остаются бесхозными, поскольку не закреплены за какими-либо хозяйствующими субъектами. Все эти годы в них не вкладывались (и не могли вкладываться, потому что не стояли ни у кого на балансе) необходимые денежные средства.

 

Бесхозность и ряд факторов (их суть изложена ниже) привели к тому, что большинство этих сооружений сегодня находятся в плачевном состоянии и не обеспечивают потребности сельского хозяйства в воде для полива орошаемых земель.

 

Перед закреплением прав собственников земельных участков, полученных в качестве земельных долей, не были разработаны проекты землеустройства для каждого айыльного аймака в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 118 Земельного кодекса КР специально уполномоченным государственным органом (ГПИ “Кыргызгипрозем”), в которых должны быть указаны полевые дороги.

 

Незаконно, в нарушение требований пунктов 7-11 Положения о землеустройстве и порядке его проведения №715 от 27.12.1999 года, деньги на разработку проектов землеустройства собирались (до сих пор собираются) под видом услуг органами регистрации в виде горизонтальной съёмки каждого земельного участка (фактически работа не выполнялась), на который оформлялось право собственности. Эти средства не аккумулировались на специальном государственном счёте, а становились “дополнительными доходами филиалов ГУ “Кадастр”. Это подтверждено и постановлением Верховного суда КР от 31.05.2022 года.

 

Земли, предназначенные для проезда сельскохозяйственной техники, обеспечивающей выполнение сельхозработ и содержание ирригационных сетей, были включены в площадь земельных участков, распределённых в качестве земельных долей. Это можно сравнить с застройкой населённых пунктов без улиц. Примеры таких “анклавов” – в недавней истории города Бишкека (бывшего Фрунзе) под названиями “Лондон”, “Шанхай”.

 

Эти действия органов государственной регистрации и местного самоуправления проводились (до сих пор проводятся) в нарушение требований статьи 2 Водного кодекса КР и Закона КР “Об объединениях (ассоциациях) водопользователей” №38 от 15.03.2002 года. Кроме того, ни те, ни другие не имели соответствующих полномочий, потому что эти земли являются государственной собственностью.

 

Согласно пункту 5 Закона Кыргызской Республики №151 от 10.12.2021 года, ирригационные сети ассоциаций водопользователей должны быть переданы в муниципальную собственность айыльных аймаков. Для этого данное недвижимое имущество предварительно должно пройти первичную регистрацию актов их передачи из государственной собственности в собственность АВП.

 

Законодатель в пункте 153 Правил государственной регистрации прав и обременений (ограничений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним №49 от 15.02.2011 года и пункте 8 Порядка безвозмездной передачи водохозяйственных сооружений в собственность ассоциаций водопользователей и их формирований” №234 от 6.04.2004 года чётко определил возможность и обязательность первичной регистрации акта приёма-передачи без разработки землеустроительного проекта.

 

Специалисты по землеустройству органов госрегистрации и местного самоуправления саботируют (пытаясь скрыть явно уголовные преступления) регистрацию актов приёма-передачи ирригационных сетей, создавая юридическое препятствие исполнению Закона КР №151 от 10.12.2021 года. Кроме того, главы айыльных аймаков все эти годы передают в аренду “сэкономленные” таким способом земли орошаемой и богарной пашни, незаконно пополняя местные бюджеты.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *