Пожалуй, нет человека, который бы равнодушно относился к городу, чьё имя воспевают русские поэты разных времён. Санкт-Петербург — это мегаполис, который невероятно быстро развивается, но в то же время остаётся самым знаменитым исторический центром.
Нескончаемый поток туристов ежедневно неспешно прогуливается по знаменитым проспектам. Тогда как рабочие спешат в общем непрерывном движении, путешественник останавливается, восхищённо оглядывая всё вокруг. Он хочет полюбоваться, но его сносит бурлящим людским потоком. Взять бы и поставить время на стоп-кадр, чтобы просто любоваться Исаакиевским собором, знаменитым зданием Зингера, старинными усадьбами и дворцами царских особ.
В течение двух веков Санкт-Петербург был столицей Российской империи. Русский портовый город, находящийся на побережье Балтийского моря назван в честь небесного покровителя и царя-основателя Святого Петра, но ассоциируется название именно с самим царём — Петром I.
Город пережил многое: три революции, Великую Отечественную войну и страшную блокаду. Его по праву называют культурной столицей России, потому как в нём огромное количество театров, музеев, кинозалов.
ВСЁ В НЁМ ПРЕКРАСНО, А ГДЕ ЖЕ ДОЖДИ?
В Санкт-Петербург отправилась по работе, хотя всю жизнь мечтала о Москве, думала, ну что там этот Питер с его вечно недовольным серым небом, нависающими над головой тучами, которые, кажется, сейчас упадут на тебя всей своей массой и раздавят, да дожди непрекращающиеся. Но я до сих пор ругаю себя за подобные мысли: ведь только мне повезло вернуться из города на Неве загорелой. За год здесь бывает всего 62 солнечных дня, а восемь из них были моими! И как не гулять, когда рядом такая красота. Но обо всём по порядку.
ЭКСКУРСИЯ, КОТЫ И «ЗДЕСЬ ЖИЛ ГОГОЛЬ»
Вначале хочется рассказать про одно из самых величественных и суровых зданий города. В детстве я обожала разные ужастики и страшные истории, поэтому Дом книги просто похитил моё внимание надолго. Не обычный книжный магазин, а Дом компании Зингер. Вот где бы детскому воображению разыграться, да выросла уже. Поэтому, по привычке, мифологические существа на фасаде здания удивили, восхитили и даже вызвали восторг, но показывать его не стала — всё-таки взрослая тётя. Просто проронила восхищённое: «Вааааууу!» А восхищаться, действительно, есть чему — крылатые валькирии с гарпуном и веретеном в руках, а под локтем одной из них символ производства Зингера — швейная машинка. На верхней башне статуи античных моряков держат огромный глобус. Таким было намерение владельцев знаменитой швейной компании — охватить сетью весь мир. Чуть ниже, раскинув крылья, восседает скульптура огромного белоголового орла. Её установили позже, во время Первой мировой войны. Как доказательство того, что фирма «Зингер» американская и к Германии отношения не имеет.
Вообще, строительство здания завершилось в 1904 году, а фабрика покинула его сразу после революции. В 1919 году туда переехало издательство «Петрогосиздат», при нём открыли книжный магазин, которому выделили два нижних этажа. Дом книги в Ленинграде стал самым посещаемым местом, он не закрывался даже во время войны. В ноябре 1941 года в здание попала бомба, выбило окна, но даже тогда работа не была остановлена. Работники лишь заколотили окна фанерой. В 1965 году здание полностью отремонтировали, а в 2004 вновь провели капитальный ремонт и вернули первоначальный исторический облик.
Мы жили в гостинице, где когда-то обитал сам Гоголь с 1829 по 1832 года по набережной канала Грибоедова. Это здание точно описано в его произведении «Записки сумасшедшего». Утром глянешь в окно, а там раскинулся словно на ладони весь Петроград, Петербург, Ленинград, Питер, Санкт-Петербург… И кажется, вот так, проснувшись спозаранку, Николай Васильевич глядит в старинное окошко на неподвижные каналы, облака и крыши, крыши, крыши… Особую гордость вызвало то, что именно в нём была написана повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки». Дом построен в 1828 году для зажиточного купца и ростовщика И. Зверькова. Здание было первым в Петербурге пятиэтажным строением и по сравнению с другими выглядело высоким.
Прогуливаясь по Питеру и разглядывая здания, можно обнаружить, что на некоторых из них, то там, то тут можно встретить фигурки кошек. С городом на Неве кошки ассоциируются в двух случаях. Первый — во времена правления Петра I, основателя Санкт-Петербурга. Именно он впервые задумался о масштабах пользы, которую могут приносить эти животные. В те времена крысы наносили городам большой урон. В одном из указов император повелел «иметь при амбарах котов для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Однако охраной одних лишь амбаров «служба» котов не ограничилась.
В 1745 году Елизавета Петровна издала «Указ о высылке ко двору котов», которые должны были спасти Зимний дворец от нашествия крыс и мышей. Тридцать удобных к ловле грызунов котов из Казани выполнили поставленную перед ними задачу и остались жить во дворце. Екатерина Великая возвела хвостатых мышеловов в новый статус — «охранников картинных галерей». Так началась история эрмитажных котов. Они исправно служили искусству и в эпоху Российской империи, и во времена революции, и в период советской власти.
И второй — в тяжёлые годы блокады почти все коты Ленинграда либо умерли, либо были съедены. Исчезновение с улиц котов способствовало размножению крыс, уничтожавших крохотные запасы и распространяя болезни. Но известны случаи, когда коты приносили крыс и мышей своим хозяевам: так они спасали их от голодной смерти. После снятия блокады властями города было принято решение устроить «кошачью мобилизацию». Более 5000 кошек привезли из Сибири и Ярославской области. В 2000 году на Малой Садовой установили небольшую статую кота по имени Елисей. Его возвели в память о победе котов над крысами в блокадном Ленинграде. Суровый кот, будто строгий сторож, глядит на фасаде готического храма на спасённый им город. Чуть позже на одном из карнизов дома напротив установили Василису — кокетливую, жизнерадостную кошечку, призванную олицетворять современных петербургских дам.
ПАМЯТЬ О НИХ НАВСЕГДА В НАШИХ СЕРДЦАХ
Пока идём возлагать цветы к памятнику Родины-матери, проходим мимо ровных, аккуратно обрамлённых травой пологих холмов — братских могил, перед которыми на каменных плитах высечены цифры — 1941, 1942, 1943, 1944. Эти страшные цифры — годы, в которых погибли тысячи людей: мужчин, женщин, стариков, детей. В шести тысячах индивидуальных воинских захоронениях и 186 братских могилах покоятся 420 тысяч жителей Ленинграда, погибших от голода, холода, болезней, бомбёжек и артобстрелов, а также 70 тысяч воинов — защитников Ленинграда.
Идёшь и наворачиваются слёзы. Кажется, обычное место с зелёной травой, аллеями, а как представишь, что под ними — хочется рыдать от безысходности. Пока директор Пискарёвского кладбища Евгений Панкевич рассказывает о Ленинграде в годы блокады, мы рассматриваем экспонаты — свидетельства тех дней: знаменитый блокадный кусочек хлеба, записки Тани Савичевой, фотографии и… молчим. Считаю, что в этом месте должны побывать все, кто сомневается.
НОЧНОЙ ПРОМЕНАД
В тёмное время суток Питер особенно прекрасен. Администрация города не поскупилась на освещение достопримечательностей, поэтому старинные дворцы, церкви и памятники выглядят особенно. В северной столице даже ночи не такие, как везде. Гуляем, время около одиннадцати, а на улицах светло. Народ не спит, веселится. Так называемые белые ночи начинаются с конца мая по июль. Нам повезло увидеть это чудесное явление. Конечно, в это время не позавидуешь местным жителям, ведь тёмными плотными шторами не спастись — ночной день проскользнёт даже сквозь них.
При ясной погоде в этот период практически не наступает ночь. Чаще всего в белые ночи невозможно даже звёзды на небе разглядеть. Солнце не опускается за горизонт ниже, чем на 6 градусов, вечерние сумерки сливаются с утренними, и у людей складывается ощущение, что в Петербурге всегда светло. Особенно красиво в эти дни смотрятся знаменитые разводные мосты. Каждый турист первым делом спешит взглянуть на то, как под классическую музыку дороги, по которым днём снуют машины, расходятся пополам и поднимаются до утра. За процессом можно наблюдать, прогуливаясь по набережным, или заказать катер, моторную лодку и даже экскурсионный автобус. Мы встречали развод мостов два раза — прогуливаясь по набережной и на катере.
Лучшие часы для наблюдения — это время, запланированное по графику, а именно — ночь. Примерно с часа ночи и до пяти утра можно любоваться тем, как исполинские крылья мостов вздымаются вверх, будто огромные массивные птицы со светящимся опереньем отрываются от земли и готовятся к взлёту.
На катере наблюдать за процессом куда интереснее, так как он подплывает крайне близко. Можно запечатлеть на фото и видео самые яркие моменты, дело лишь в стоимости. Но это того стоит.
Плюсы прогулки по набережной в том, что это бесплатно, только смотреть за разведением мостов сложно, так как наблюдателей достаточно много и выбирать удобное место необходимо заранее. Меня, как и многих, всегда интересовал вопрос, почему разводят мосты. Оказывается, для прохода морских судов. Происходит это всегда ночью. Процесс разведения длится с мая по октябрь.
ИНТЕРЕСНЫЕ ДЕТАЛИ
Да, всё верно, я влюбилась в Питер с первого взгляда и мечтаю увидеться вновь. О Москве теперь даже не думаю. Вы спросите, что запомнилось особенно? Я немного разочаровалась в моей любимой картине Ивана Айвазовского «Девятый вал», которая выставлена в Русском музее Санкт-Петербурга. А то, что я по незнанию считала тем самым девятым валом, оказалось «Волной». Свой «Девятый вал» художник изображает после очень сильного шторма, поэтому мы видим в небе даже проблески солнца, освещающего громадные волны. А люди на обломках мачты всё ещё пытаются спастись. Тёплые тона неба дают надежду на спасение.
А я как любитель ужастиков предпочитаю самое начало морской бури, то есть его работу «Волна» (которую ошибочно называла «Девятым валом»). На полотне изображён самый разгар страшной необузданной стихии, где почитатель творчества Айвазовского буквально задыхается от смешения чувств — страха и некоего возбуждения. Будто сам находишься там и молишь небо о спасении. Слышишь шум надвигающейся всепоглощающей гигантской волны, треск деревянной мачты. А небо? Оно будто злорадствует, смеётся над попавшими в шторм.
У посетителей музея захватывает дух, одним хочется быстрее отойти от картины, а другие смотрят как заворожённые. А ведь на корабле люди! Они отчаянно борются со стихией. И как лучик надежды — рядом тот самый «Девятый вал». В общем, кто хочет пощекотать нервы, идите в Русский музей любоваться творчеством Айвазовского.
А ещё, Питер — это город молодёжи. Все веселятся, наслаждаются жизнью. Танцуют и слушают живую музыку везде. Да-да! Вечерами прямо на самых оживлённых проспектах и парках выступают музыканты и певцы. Кто на гитаре, кто на флейте, скрипке, гармошке. Вокруг исполнителей собираются молодые люди, все вместе поют песни и даже танцуют. А как не танцевать, когда в Санкт-Петербурге душа ликует!
Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото автора.
корреспондент газеты «Слово Кыргызстана»