Людмила Александровна Прыткова – профессор и действительный член Национальной академии художеств Кыргызской республики, кандидат философских наук и доктор культурологии, заслуженный деятель культуры Кыргызстана. Этих высоких званий она удостоена за преданное служение кыргызскому искусству и гуманитарной науке республики на протяжение более пятидесяти пяти лет.
Людмила Прыткова, говоря народным языком, – “русская кыргызка”. Она родилась 24 апреля 1939 года в Таласской долине в селе Грозном. Её родители (отец – экономист и мать – агроном) работали здесь в суровое военное и послевоенное время, а четверо детей учились в местной школе-десятилетке. В 1965 году Людмила успешно окончила филологический факультет Кыргызского государственного университета в Бишкеке и далее работала заведующей творческими секциями Союза художников, и систематически писала статьи по изобразительному искусству. В 1971 году она завершила обучение в аспирантуре Академии наук Кыргызстана по специальности “Эстетика” и позднее защитила сначала кандидатскую диссертацию по философии (1986 г.), а затем и докторскую диссертацию по культурологии (1992 г.).
Даже этот кратчайший биографический экскурс позволяет увидеть постоянный и глубокий интерес Л. Прытковой к исследованию творчества кыргызских художников, а также к проблемам теоретического и исторического искусствознания. Её детские впечатления и мировосприятие в юные годы слагались в одном из красивейших мест северо-западного Тянь-Шаня – просторной и живописной Таласской долине (там же, где провели детство и юность писатель Чингиз Айтматов и художник Теодор Герцен, создавший величественные иллюстрации к эпосу “Манас”). В школьные годы Людмила много и увлечённо читала художественную литературу, глубоко освоив русскую и зарубежную классику, что способствовало развитию её природной поэтической одарённости и языковой культуры. Филологический факультет усилил эту индивидуальную линию способностей Людмилы. Впоследствии в её искусствоведческих трудах, посвящённых творчеству художников, ярко выразился литературный талант, который со временем развивался в постоянной интеллектуальной деятельности и способствовал обретению высокого профессионального мастерства. Следует отметить, что ещё в студенческие годы у Людмилы появился глубокий интерес именно к изобразительному искусству. Однако искусствоведческих факультетов и других учебных заведений в этом направлении в 60-е годы ХХ века в республике не было, и потому ей пришлось самостоятельно вырабатывать соответствующие профессиональные компетенции.
Л. Прыткова стала писать статьи об изобразительном искусстве почти сразу после окончания университета, а вскоре появились и монографии о ведущих художниках Кыргызстана. Это книга о выдающемся представителе первого поколения кыргызских художников “Сабырбек Акылбеков” (1968 г.), вошедшем в историю искусства республики как мастер лирического пейзажа (1968 г.). Это также монография “А. Н. Михалев” (1973 г.) о многостороннем художнике и педагоге, общественном деятеле, внёсшем большой вклад в развитие изобразительного искусства республики. Несмотря на молодость автора книг, в них присутствуют удивительно точные характеристики личности художников и адекватная, выразительная интерпретация их произведений. К примеру, из текста об Акылбекове: “Более, чем другие национальные художники, Акылбеков был склонен к поэтической созерцательности, характерной для традиционного художественного сознания кыргызского народа. Этюды художника ассоциируются с лирическими народными песнями и музыкальными пьесами (кюу), которые исполнялись с индивидуальным импровизационным мастерством того или иного исполнителя. В его этюдах разлита поэтическая мелодия кыргызских степей, горных перевалов, потоков света и воздуха в их гармоничной природной согласованности”.
В последующие годы зрелости и расцвета искусствоведческой деятельности Л. Прыткова создала значительное количество статей для местных и всесоюзных журналов, предисловий к репрезентативным альбомам с репродукциями работ художников, введений к бесчисленным каталогам персональных выставок мастеров искусства и к большим коллективным экспозициям, статей для энциклопедических изданий, а также монографий. Если сравнить всё то, что написано ею (примерно более 120 работ) и другими крупными искусствоведами республики за полвека, то окажется, что совсем немногие могут представить такое количество и высокое качество своих трудов. Более того, трудно найти тех настоящих мастеров искусства и молодых талантов своего времени, о которых бы она не писала, душевно откликаясь на их творческие достижения. Она любит и ценит искусство родной земли.
В 1979 году Л. Прыткова написала замечательный текст монографического характера к солидному альбому репродукций “Молодые художники Киргизии”, который опубликовали в Москве и он получил широкое признание. Среди её работ – содержательные, написанные ярким, художественно выразительным языком тексты о таких народных художниках Кыргызстана разных периодов развития культуры республики, как Семён Чуйков, Гапар Айтиев, Лидия Ильина, Джумабай Уметов, Александр Игнатьев, Тургунбай Садыков, Алексей Каменский, Мелис Акынбеков, Нарынкул Турпанов, Виктор Шестопал, Юристанбек Шигаев, Суйутбек Торобеков, и многих других известных и малоиз-вестных живописцах, графиках, скульпторах, дизайнерах, иллюстраторах, народных мастерах искусства. Подчеркнём, что она обладает не только зорким профессиональным взглядом в эстетической, социальной и общекультурной оценке произведений художников, но и способностью тонко почувствовать и увидеть уникальность личности автора, индивидуальность его дарования и творческого стиля.
Вот, например, что Людмила Александровна написала о произведениях живописца и создателя современных форм традиционного прикладного искусства кыргызов Джумабае Уметове: “Ещё больше впечатляет ала-кийиз “Хозяин гор”. Фон-среда создаётся здесь уже не мелким орнаментом, а всего несколькими крупными обобщёнными массами цвета, напоминающими могучие силуэты гор, небо, разливы вод. Они звучат торжественно, как кыргызский эпос, как старинные песенные напевы. Развивая в этом пространстве сюжет, художник воплощает идею взаимообусловленности человека и среды. Подобно природным формам, монументальна фигура самого хозяина гор – чабана. Ей композиционно подчинены изображения верных спутников жителя гор – коня и собаки, а также разбросанные по полю ала-кийиза изображения овец. Плавное движение чёрно-синих орнаментальных форм не нарушается, а, напротив, подчёркивается устойчивыми тёмно-красными пятнами сюжетной части с изображениями чабана, юрты, животных. Очень деликатно в композицию вводится белый цвет. Он играет в чуть орнаментированной гриве коня, в лаконичном декоре юрты, он же преображает в причудливую декоративную форму дым очага. Традиционный декор, как и соотношение цветов, Уметов не имитировал, а творчески преобразил, дав ему новую выра-зительность в сплаве с сюжетом. Этот ала-кийиз побывал на многих всесоюзных и зарубежных выставках. Большой успех он имел в Америке, где на него купили патент”.
Л. Прыткова писала не только искусствоведческие статьи и книги. Она создала целый ряд теоретических и исторических трудов по философско-эстетическому и культурологическому направлению научных изысканий. В этом отношении показательна её фундаментальная докторская диссертация “Художественная культура Киргизии ХХ века: развитие творческой индивидуальности (на материале изобразительного искусства)”.
Л. Прыткова защитила её в 1999 году в Санкт-Петербурге на Учёном совете Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена, получив высокую оценку специалистов и обретя учёное звание “доктор культурологии”. В этой работе показаны исторические закономерности сложнейшего процесса становления на протяжении всего ХХ века и яркого проявления новой индивидуальности профессионального художника не традиционного, а современного личностно-творческого типа. Автор диссертации выявила особенности художнических индивидуальностей трёх поколений кыргызских мастеров и охарактеризовала типологические черты евразийских художников ХХ века. Другого такого теоретического труда о кыргызском искусстве, созданного на подлинно научном уровне в контексте исторической культурологии, пока не появилось.
Все большие коллективные труды искусствоведов по истории изобразительного искусства, выходившие в свет на протяжении полувека, не обходились без крупных разделов, написанных Людмилой Александровной. Например, “История кыргызского искусства. Краткий очерк” под редакцией А. Салиева (1971 г.); “Изобразительное искусство Кыргызстана” под редакцией А. Салиева и Т. Садыкова (1987 г.) и последняя большая монография “История искусства Кыргызстана”, написанная Л. Мосоловой совместно с Л. Прытковой (2019 г.). В данном труде Прыткова представила не только творческие биографии многих художников, но и впервые проанализировала и обобщила духовно-содержательные особенности развития кыргызского искусства в условиях суверенного Кыргызстана в 1991-2018 годах.
В последнее двадцатилетие Л. Прыткова много сил и времени посвятила подготовке статей и трудов фундаментального характера о монументальном искусстве Кыргызстана. Это монография “Монументальное искусство Бишкека”, написанная совместно с
Б. Будайчиевым и Д. Алышбаевой (2003 г.), а также ряд глав в коллективном учебном пособии “Развитие пластических искусств в Кыргызстане” (2010 г.). Одновременно в этот же период она стала профессором Национальной академии художеств и преподавала историю русского, зарубежного и кыргызского изобразительного искусства для студентов открывшегося в 1991 году первого в республике художественного вуза, создателем и ректором которого явился выдающийся скульптор Тургунбай Садыков. Студенты этого вуза в разные годы всегда единодушно отзывались о Людмиле Александровне как о человеке незаурядном, специалисте с большой эрудицией и редкими профессиональными знаниями. Вместе с тем они отмечали её внимательность и отзывчивость в общении со студентами. Добавим к этому, что она стала руководителем диссертационных исследований аспирантов, рецензентом многих научных изданий и членом Диссертационных советов по защите кандидатских и докторских работ. Она также член редакционной коллегии научного журнала “Интегративные исследования культуры” в РГПУ им. А. Герцена в Санкт-Петербурге и публикует свои работы в Альманахе Научно-образовательного культурологического общества России “Мир культуры и культурология”.
Совершенно особое место в научной и просветительской деятельности Л. Прытковой занимают труды о творчестве Тургунбая Садыкова – крупнейшего в республике скульптора, народного художника СССР и Кыргызстана, лауреата Ленинской премии, Героя Кыргызской Республики, академика Российской академии художеств, академика НАН КР, профессора и ректора, президента Национальной академии художеств. Многие годы Л. Прыткова оставалась его соратником в деле развития кыргызского изобразительного искусства, написала о нём десятки эссе, статей, выступлений, разделов в разных книгах, а также главную монографию о его жизни и творчестве – “Тургунбай Садыков. Скульптура” (2005 г.). Л. Прыткову можно по праву назвать ведущим “садыковедом”, так как никто в отдельности так систематично, глубоко и профессионально не изучал творчество и общественную деятельность этого выдающегося кыргызского художника с мировой известностью и аутентично, достоверно, постоянно и многоаспектно не писал о нём.
Людмила Александровна Прыткова по мере возможностей трудится до сих пор. Став- весьма масштабной и значительной личностью в сфере науки об искусстве и культуре республики, она живёт и ведёт себя очень скромно, не заботясь о своём престиже, статусе и известности. Её многочисленные труды говорят сами об огромном вкладе Людмилы Прытковой в научное исследование и просветительскую пропаганду богатейшего художественного достояния Кыргызстана и в педагогическую деятельность со студентами в области познания ими истории мирового изобразительного искусства. Полагаю, что искусствоведческие труды Л. Прытковой служат и продолжат служить эталонным примером для будущих поколений искусствоведов и культурологов республики.
Любовь МОСОЛОВА, доктор искусствоведения, почётный профессор Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, действительный член Национальной академии художеств Кыргызской Республики.