Год назад, а именно 12 июня 2023 года, ушёл из жизни основатель Kaizen Institute масааки Имаи. Этого человека знают во всём мире, у него тысячи последователей. Его концепция непрерывного совершенствования уникальна своей универсальностью. Она применима не только в материальной сфере производства, но и духовной.
Он автор серии книг, ставших бестселлерами. В разные годы мастер подготовил и выпустил “Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний”, “Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества”, “Стратегический кайдзен. Как изменить ДНК и стать лидером отрасли”. Его последняя работа вышла в свет, когда Масааки Имаи был 91 год. В 2011 году благодаря казахским коллегам мне посчастливилось увидеть и даже поговорить с человеком, которого при жизни называли гуру топ-менеджеры крупнейших компаний. Короткое знакомство произвело огромное впечатление. Представляю вашему вниманию свои записи с той памятной встречи.
… По нашим разбитым дорогам колесят сотни тысяч иномарок. Из разных стран и континентов. Но спроси первого попавшегося на пути школьника начальных классов, какой марки автомобиль среди этой массы металла он бы выбрал, тот укажет на “Тойоту”. А обладание “Лексусом” стало своего рода показателем социального статуса и успешности его владельца.
Но ещё каких-то шестьдесят лет назад автомобильный концерн, выпускающий чудо-технику, был на грани разорения. От банкротства его спасли не многомиллиардные вливания, как в “Дженерал моторс”, а новый взгляд на управление производством под названием кайдзен.
Такова сегодня наша жизнь, что даже малыши детсадовского возраста задаются вполне взрослыми вопросами: почему одни люди успешны, а другие нет? Что помогает иным без помощи родственников, связей, материальной базы подняться по карьерной лестнице на самый верх, самому сделать себя? А что мешает другим при наличии всех составляющих не засидеться на старте и, в конце концов, прослыть неудачником? Чем страна и общество несчастнее, тем чаще возникают эти неудобные, сравнительные вопросы.
В нашей стране, которой за последние два десятилетия так не везло с правителями, за что нас некоторые завсегдатаи интернет-форумов прозвали лузерами, они, можно сказать, витают в воздухе. Между тем есть в нашем мире люди, не полагающиеся на случайную удачу, а умеющие достигать успеха на любом месте. Пошагово, с помощью выстроенной философской системы, которую его сторонники считают универсальной.
По твёрдому убеждению основоположника системы кайдзен Масааки Имаи, успех не бывает случайным. Его можно смоделировать, сконструировать, выстроить, cпланировать и, наконец, осуществить. Слово “кайдзен”, что в переводе с японского означает “усовершенствование”, известно во всём мире. Особенно оно популярно у менеджеров.
Нам выпала редкая журналистская удача поговорить со знаменитым японцем, который буквально на один день прилетел в Алматы, чтобы посмотреть, как внедряется его производственная философия на табачной фабрике, принадлежащей японскому гиганту JTI. На беседу с Масааки Имаи организаторы встречи выделили час, и ни минутой больше. Желающих увидеть живую легенду, которому тогда было 85, и, тем не менее, он путешествовал по миру, было больше, чем мог выдержать жёсткий, расписанный по минутам распорядок визита.
– Хочу начать наш разговор с объяснения философии кайдзен, так, как понимаем его я и мои сторонники по всему миру, – тихим голосом, потупив взор, словно уйдя в себя, заговорил Масааки Имаи. – Кайдзен означает мировоззрение или менталитет людей, которые не всегда удовлетворены положением вещей и которые всегда верят, что можно сделать ещё лучше. В английском языке есть выражение: если что-то не сломалось, пусть работает. И это тоже своеобразное мировоззрение, которое распространено в западных компаниях. То есть, если машина или оборудование функционируют, не надо вмешиваться в процесс, пока техника сама не выработает свой ресурс или не сломается. Кайдзен же предполагает иное: вы в гуще событий, постоянно следите за тем, что происходит вокруг вас, ищете любую возможность, чтобы улучшить ситуацию. Может быть, это особенность японского менталитета, всегда чувствовать себя неуверенно, всегда мучиться вопросом: действительно ли я выполнил свою работу на все сто?
По словам Масааки Имаи, в отличие от типичного образа западного менеджера, который самоуверен и знает, казалось бы, ответы на все вопросы, именно присущая японцам способность постоянно сомневаться в результатах своего труда помогла им поднять страну из руин Второй мировой войны и превратить в азиатского дракона.
– Никакие достижения не заставляют нас чувствовать себя полностью удовлетворёнными проделанной работой, мы не почиваем на лаврах. Поэтому, если объяснить вам, что представляет собой дух кайдзен, то скажу так: это ни дня без приключений, – при этих словах казавшийся уставшим старец в элегантном костюме вдруг оживился, в глазах появился огонёк интереса. – Точно так же, как каждое утро вы умываетесь, завтракаете, точно так же каждое утро вы должны практиковать кайдзен. Это как долгое путешествие, которому нет конца, так нет конца и совершенству.
Слушая Масааки Имаи, который романтично обрисовал нам на самом-то деле теорию управления производством и компанией, мы не могли не восхититься его поэтичной речью и умением в обыденном видеть не только глубокий смысл, но и прекрасное.
– Поскольку “Тойота” считается лучшей кайдзен-компанией, это автоматически означает, что она лучшая в мире. Путешествие компании “Тойота” в кайдзен началось в середине прошлого века, сразу по окончании Второй мировой. После войны “Тойота” была практически банкротом, потому что возник кризис перепроизводства грузовиков. Совпало два события: затоваривание складов компании и начало экономической рецессии. В результате “Тойота” не могла продать свою продукцию, в то же время ни один банк не соглашался давать компании заём для выправления ситуации.
Самый известный в мире кризис-менеджер с удовольствием делился с нами воспоминаниями, как благодаря анализу и исследованию причин банкротства автоконцерна зародилась философия умного, рационального управления.
– В конечном счёте менеджеры пришли к выводу, что такое громоздкое производство не подходит маленькому рынку Японии. – Было решено перепрофилировать завод таким образом, чтобы не производить товара больше конкретных заказов. И с тех пор на “Тойоте” по сей день продолжают совершенствовать кайдзен, известный в мире как система лин. “Лин” в переводе с английского означает “поджарый, худощавый”. Она весьма распространена в Европе. Особенно полюбилась немцам. Наверное, за экономичность, чтобы с помощью минимальных ресурсов добиваться максимальной эффективности.
– Теперь сравните послевоенную ситуацию на заводе “Тойота” с экономическим положением, в котором оказался автогигант “Дженерал моторс”, – продолжал развивать свою мысль японский гость. – Два года назад JM и “Крайслер” были банкротами. Они возродились благодаря финансовой поддержке правительства США.
Сейчас JM называет себя новым “Дженерал моторс”. Но я не думаю, что это так. То, что было сделано, лишь финансовая реструктуризация. Американцы изменили самый верхний уровень менеджмента. Это типично западный подход. Как только возникают проблемы в производстве, они начинают финансовые вливания. А то, что мы сумели сделать, чтобы спасти “Тойоту”, была операционная реструктуризация. Это изменение отношения людей к бизнесу и способ его ведения.
По словам Имаи, на Западе забывают о подключении трудовых ресурсов, в то время как в центре производственной системы лин – люди. Издревле так велось. Это знали даже японские феодалы, которые сравнивали своих крепостных с камнями и рвом, защищающими их. “Поэтому проявление милосердия к людям – очень важный фактор. Фактически милосердие и сострадание -наши активные союзники. Зато ненависть и пренебрежение к ним множат количество наших врагов. Поэтому для японских производителей люди являются самым главным, высокостоимостным активом”, – заявил Масааки Имаи.
Он уверен, что для западных компаний трудовые ресурсы – это затраты в виде зарплаты. Поэтому, когда начинается рецессия, массово сокращаются рабочие места. Японцы же поступают по-другому: не снижают затраты на производство, а сокращают расходы руководства и управления.
Согласитесь, эта простая японская методика сегодня так необходима нашей стране, и мы не преминули спросить господина Имаи, можно ли применить философию кайдзен в управлении государством?
– Можно, – тут же последовал ответ. – Эта система использована в государстве Маврикий. Наши консультанты помогли этой стране выработать новую стратегию выживания. Очень важно, чтобы лидеры страны сами почувствовали кризис. Если они почивают на лаврах, говоря: “У нас всё отлично”, в такой момент может обанкротиться не только компания, но и целое государство. Важны заинтересованность и готовность топ-менеджеров компании или страны к переменам, способность проявить политическую волю.
Вопросов к японскому гостю было множество. И он как человек вежливый и дисциплинированный отвечал бы на все. Однако его заботливые помощники, как рефери, внимательно следили за временем. Отсчитав ровно шестьдесят минут, отведённых на беседу, они увели Масааки Имаи на другую встречу. Мне лишь удалось почти на бегу узнать у его секретаря, что знаменитый создатель кайдзен сейчас работает над новой книгой, которая, возможно, выйдет в свет уже в 2012 году. И не исключено, станет бестселлером, как все другие его печатные труды.
Кайдзен постепенно приживается и в СНГ. Например, как рассказали эксперты в этом вопросе, в России, если предприятия принадлежат западным компаниям, то это обязательное требование. Если на заводе или фабрике сохранились частично принципы советского управления, то там, как правило, считают, что передовой менеджмент у них не приживётся. При этом ссылаются на человеческий фактор: мол, у нас люди другие.
Конечно, это ничто иное, как отговорки. На соседнем предприятии всё работает, функционирует, растёт производительность труда и улучшается качество благодаря грамотному управлению, а тут нет? Просто это косность мышления. Поэтому самая главная задача – изменить его, считает Масааки Имаи.
Стратегия кайдзен предусматривает оптимальную организацию рабочего места: стол, например, находится от пола на высоте метр двадцать. На японских заводах даже очерчены места, где должны находиться ступни рабочего. Всё должно быть под рукой, чтобы сотрудник не делал лишних движений. В арсенале много различных методов и инструментов, благодаря которым можно увеличить производительность труда, улучшить творческий процесс.
Лариса ЛИ.
P.S. В нашей стране тоже делаются попытки внедрить философию кайдзен, но она приживается с трудом. Возможно, потому пока не получается выучить уроки великого японского гуру, что пытаемся его концепцию сдабривать своими местными привычками и отношением к работе, жизни, друг другу. Вот в итоге и результат: что для японцев пройденный этап, у нас только пилотный проект. Но рано или поздно мы должны вступить на путь постоянного, непрерывного совершенствования. Если хотим выжить в конкурентной борьбе.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”