Микстура для отрасли

Кыргызстан намерен развивать собственную фармацевтику. Какие возможности для этого есть
и чего не хватает, а главное, кто мешает? Эти вопросы были подняты на встрече заместителя председателя Кабинета министров Бакыта Торобаева с представителями Ассоциации фармацевтической промышленности республики.

 

В критическом состоянии

 

Сейчас доминирующее положение на рынке производства лекарственных препаратов в Центральной Азии занимает Узбекистан. Президент этой страны Шавкат Мирзиёев поручил своему правительству довести количество фармпредприятий до 190. В Казахстане успешно работают около 50 крупных компаний. Кыргызстан же пока в аутсайдерах. Здесь действуют всего 15 предприятий, и крупными их можно назвать с большой натяжкой.

 

Объём отечественного производства лекарств для внутреннего рынка вот уже на протяжении нескольких лет не может превысить трёх процентов. Остальные 97 завозятся в страну из более чем 30 стран. Причём даже из тех, куда Кыргызстан поставляет сырьё, которое впоследствии используется в зарубежной фармотрасли. Например, Индии, занимающей второе место (после России) в списке импортёров медпрепаратов в нашу страну.

 

Если же говорить о международном уровне, то доля кыргызской фармацевтической продукции на рынке того же ЕАЭС составляет менее одного процента.

 

Между тем у Кыргызстана все возможности развивать этот сегмент. Есть лекарственные травы, мёд или, например, знаменитое кыргызское мумиё. По словам медиков, это вещество имеет поразительную способность увеличивать скорость регенерации костной ткани, не говоря уже о других, более подверженных изменениям, органах.

 

Однако имеющийся потенциал не используется в полной мере. Причина тому – слабое развитие местной производственной инфраструктуры, которая должна опираться на научные разработки, а их в республике очень мало. Закупка зарубежных технологий финансово недосягаема.

 

Да к тому же долгое время кыргызские компании – производители лекарств были оставлены наедине с рынком и жёсткой конкуренцией с сильными иностранными производителями.

 

Государство не столько не могло помочь отечественному бизнесу, сколько не знало, как это сделать. Предпринимались разные шаги, начиная от налогового благополучия, заканчивая клятвенными обещаниями помочь с технологиями и рынком сбыта. Все усилия оказались тщетными.

 

Словом, долгое время большая часть имеющихся ценных лекарственных трав уходила за границу, где перерабатывалась, принося прибыль и развитие зарубежным компаниям. И возвращалась в Кыргызстан уже в виде готовых лекарств, цена которых в десятки раз превышала стоимость сырья.

 

16 июня 2023 года глава государства Садыр Жапаров, проводя совещания по ситуации с недофинансированием госпредприятия “Кыргызфарма”, раскритиковал работу Минфина и Миздрава, а Кабинету министров поручил тщательно изучить состояние
отечественной фармацевтики и сделать всё возможное для её поддержки, так как она, по его словам, “имеет важное социальное и экономическое значение для страны”.

 

Собрав кыргызских фармапромышленников, Бакыт Торобаев пообещал, что основной поддержкой государства для них будет принятие своевременных мер, необходимых для защиты отечественного производства качественных лекарственных средств.

 

Однако, по его словам, члены ассоциации сами должны проявлять инициативу и вносить предложения в Кабмин.

 

– Важным моментом для развития отечественной фармаотрасли может стать перенос до 2030 года срока так называемого “обязательного соблюдения требований необходимой производственной практики Евразийского экономического союза”, – пояснил представитель Ассоциации фармацевтической промышленности КР Рахим Бабаев. – Сейчас он установлен до 31 декабря 2025 года. Процедура же эта длительная и затратная, а многие наши компании ощущают сегодня нехватку финансов.

 

Члены ассоциации обратились к Кабмину с просьбой поддержать механизм именно планового выпуска лекарств. Это, как они надеются, даст возможность гарантированного сбыта произведенной продукции. Также они попросили выделить субсидии для внедрения стандартов ЕАЭС и предложили ввести НДС на импорт некоторых видов завозимых лекарств.

 

Бакыт Торобаев поручил Минздраву разработать дорожную карту развития отечественной фармацевтической промышленности. Причём он рекомендовал включить в неё такие меры, как введение НДС при импорте, проработку механизмов обеспечения отечественными препаратами розничной аптечной сети и другие.

 

Самое же главное – Минздраву нужно будет найти способы, как увеличить производство лекарственных средств с доведением объёма с трёх до двадцати процентов, а также разработать программу льготного финансирования отрасли.

 

По жизни в стагнации

 

Развить фармацевтический сегмент пытались не раз ещё в бытность Киргизской ССР, но всегда находились причины, по которым строительство полноценных предприятий по выпуску таблеток и микстур откладывалось. Исключением был завод по производству антибиотиков, но там больше готовились препараты для животных.

 

Между тем все предпосылки для создания в Кыргызстане фармагигантов существовали, и главное – собственная сырьевая и научная базы.
В Академии наук даже функционировал отдел фармакологии для космонавтов, который возглавлял член Президиума правления Всесоюзного научного общества фармакологов Арстанбек Алтымышев. Впоследствии за заслуги перед советской космонавтикой он был награждён медалью им. С.П. Королёва.

 

Именно Арстанбеком Алтымышевым опубликованы более 200 научных работ, в том числе 14 монографий по фармацевтике республики. На его счету 40 изобретений. Его книга “Лекарственные богатства Киргизии” выдержала несколько изданий и была переведена на польский, немецкий, английский и болгарский языки.

 

Незадолго до распада СССР, а именно 20 марта 1990 года, Совет министров издал постановление “О создании Республиканского экспериментального научно-производственного центра курортологии и традиционной медицины Министерства здравоохранения Киргизской ССР”. В одном из его пунктов значилось: “В целях более полного удовлетворения потребностей населения республики в растительных лекарственных препаратах, охраны природных запасов и культивирования лекарственного сырья разрешить Республиканскому центру традиционной медицины производство, сбор и переработку лекарственных растений, сырья (в том числе мумиё), производство из них полуфабрикатов или конечных продуктов для использования в медицинской практике, наделив его правами заготовителя, переработчика и поставщика”.

 

В 1991 году документ претерпел некоторые изменения, но основные направления деятельности этой структуры остались.

 

Почему чужое выгоднее

 

Сам по себе мировой рынок фармации очень коварен. Ведь его воротилы прекрасно понимают, что человек за своё здоровье готов платить любые деньги, а, следовательно, чем больше люди болеют, тем богаче те, в чьих руках находится пилюля от недуга.

 

Некоторые конспирологи даже утверждали, что в мире существует некий заговор фармацевтов, которым просто невыгодно развитие этого рынка, где бы то ни было. Для того чтобы этого не произошло в той или иной стране, они находят группу влиятельных чиновников, а те (за определённую сумму, разумеется) начинают лоббировать интересы щедрых хозяев. Например, инициировать такие поправки в законы, которые только усугубят положение в отрасли.

 

Один простой пример. По данным Всемирной организации здравоохранения, доход больших фармацевтических компаний за время пандемии вырос более чем в 30 раз. Создание же в рекордно короткие сроки вакцины против COVID-19 и вовсе поставило под сомнение природность происхождения вируса.

 

Несмотря на прорывы в медицине и фармакологии, до сих пор не изобретены лекарства от многих смертельных заболеваний. Сторонникам конспирологических теорий это кажется странным. Очень похоже на то, что, дабы не потерять источник постоянной прибыли, фармацевтические компании отказываются от разработок эффективных препаратов и вывода их на рынок.

 

Скажем, несмотря на наличие современных технологий, до сих пор не найдено лекарство от диабета. Разве не странно? Уж не потому ли, что оно навсегда излечит человека от болезни и покупать препараты ему больше не придётся. Это грозит производителям потерей прибыли. Вот и не хотят они инвестировать в такого рода исследования. Лучше же, когда больной постоянно находиться на “инсулиновой игле”.

 

После 1991 года в республике хотели наладить собственное производство лекарств. Один из заводов был запущен в свободной экономической зоне “Бишкек”, но проработал он всего пару-тройку лет.

 

***

 

Ещё одно такое предприятие планировали построить близ города Токмока в Чуйской области. Была даже отведена специальная площадка, но проект так и остался нереализованным. Аналогичная попытка предпринималась в 1997 году с участием пакистанских инвесторов, но экономически это оказалось невыгодным.

 

Освоить пока ещё незанятую нишу пытаются и сейчас. В 2021 году в республике начали возводить первый в стране завод по изготовлению инъекций в ампулах. Профинансировал этот проект Кыргызско-Российский фонд развития.

 

В сентября 2023 года в Кара-Балте стартовало строительство фармацевтического завода стоимостью 33 миллиона долларов. Он будет реализован в рамках договорённостей между предпринимателями Кыргызстана и Китая. Доля Кыргызской Республики – 49 процентов, китайской стороны – 51 процент.

 

Тем не менее в фармацевтическом союзе Кыргызстана считают, что без господдержки местным производителям не обойтись. Прежде всего необходимы солидные средства на приобретение оборудования. И второй вопрос – рынок сбыта. По сравнению с другими странами, как ЕАЭС, так и Центральной Азии, потребность Кыргызстана в лекарствах считается слишком мала. Именно поэтому до пандемии считалось, что в страну выгоднее всё же завозить лекарства, чем производить их внутри республики. COVID же наглядно показал, как важно каждой стране иметь свою фармацевтику.

 

И всё же ответ на вопросы: когда кыргызстанцы смогут лечиться отечественными препаратами и случится ли это вообще – пока остаются открытыми.

 

Любовь БОРИСЕНКО.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *