С введением безналичной оплаты в общественном муниципальном транспорте Бишкека возникло много проблем. И основная – отказ некоторых пассажиров переходить на ту самую оплату картой “Тулпар”. Отказ полностью обоснован – картой не обеспечили все доступные торговые пункты, у многих водителей её попросту нет в наличии, но нам говорят, что переход на безнал – это великое благо. Только для кого?
Не хотите по-хорошему? Будем бить по кошельку!
Напомним, несколько раз мэрия столицы переходила на полный запрет оплаты бумажными или металлическими деньгами, но инициатива с треском провалилась. Конечно, есть люди дисциплинированные, заблаговременно позаботившиеся о приобретении пластиковой карты. Но оказалось, пассажиров гораздо больше, чем карт. Позже в мэрии ответили, что карты всё-таки доделали и хватит всем, но пользователи социальных сетей так и не могут их найти. Есть также иногородние, которые приезжают в столицу раз в несколько месяцев или реже. Зачем им покупать “Тулпар” за 50 сомов, чтобы проехать всего 2 раза?
Пользователи соцсетей долго подливали масла в огонь и требовали оставить наличную оплату проезда. Тем более это наше право. В Конституции прописано, что граждане могут использовать свою собственную валюту, а с введением карт оплаты у них перестали принимать деньги. По сути деньги – это сомы. Если в кафе и магазинах у нас есть варианты оплаты, то почему на транспорте нас их лишают? Тогда “милостивая” мэрия пошла на уступку и … Да! Оставила право оплачивать сомами проезд, но с одним ма-а-аленьким условием! Тариф для “бескарточных” смертных будет не 11 сомов, как сейчас, а 25! Не хотите по-хорошему переходить на безнал, мы сделаем так, что сами побежите искать и умолять продать вам карту.
Закон? Не, не слышали
По идее, у нас помимо мэрии есть ещё Бишкекский городской кенеш, который утверждает проекты постановлений. Так вот, он с радостью подхватил эту инициативу и понёс в массы. А именно: 18 октября сего года на сайте горкенеша вышел проект постановления о дифференцированной стоимости оплаты за пользование муниципальным общественным транспортом. Простыми словами: внесли предложение сделать не единый тариф в 11 сомов, а добавить ещё 25 для “наличных” пассажиров. Мол, хотели? Получите! А мэрия на радостях, не дожидаясь никаких общественных обсуждений, решила с 1 ноября и вляпать новый тариф.
Какой там регламент?! Какой там месяц обсуждений?! Никто об этом не знает, никто законов не читает, и так пройдёт. Тем более народ у нас богатый. Особенно многодетные семьи, да и военные пенсионеры, которым так и не выдают долгожданные льготные карты “Тулпар”. А не нравится – езжайте на такси. Или пешком! Для ног полезно.
Не 11, а скоро будет 20
Но и это ещё не все сюрпризы для пассажиров. Мэрия не собирается отказываться от плана повысить тариф для всех пользователей транспорта. По словам и. о. вице-мэра по вопросам транспорта и строительства Максата Сазыкулова, нынешняя стоимость провоза пассажиров убыточная и не покрывает все расходы. Подсчитали, покумекали, таблицы нарисовали и поняли, что оптимальная оплата будет 19 сомов 80 тыйынов, округлили – получилось 20 сомов. Красивая цифра. А о пассажирах кто-нибудь подумал? Каково им оплачивать вместо 11 сомов целых 20? А если ещё в семье есть ребёнок, да не один? Общественный муниципальный транспорт потому и нужен, чтобы обеспечивать нужды малообеспеченным гражданам. Не у всех, в отличие от мэра и председателя горкенеша, есть собственное авто. Тем более население Бишкека постоянно увеличивается и заполняемость салонов автобусов и троллейбусов растёт. Почему бы не пойти навстречу горожанам и не сделать повышение тарифа более щадящим? Например, 15 сомов? Чего так задирать сразу?
Статистика – наше всё
В одном из интервью Максат Сазыкулов благодарит жителей, которые участвовали в соцопросе в поддержку повышения тарифов. К большому удивлению мэрии, более 55% горожан с радостью восприняли эту новость.
А всего 41% возмутились предлагаемой стоимостью. По словам и. о. вицэ-мэра, к последним, конечно, тоже придётся прислушиваться. Но, друзья, позвольте! Что за статистика, среди каких граждан проводился соцопрос? Тех, что постоянно сидят на сайте мэрии, или чиновники таки вышли на улицы города и опрашивали прохожих лично? Единственная статистика, которой можно верить, – это перепись населения, и то всегда бывает погрешность. А тут неизвестно, может, отвечали в основном те, кто передвигается по городу на авто. Им вообще всё равно. Надо спросить прямо в салонах троллейбусов и автобусов. Вот там действительно граждане, которые пользуются общественным транспортом. А если опрос проводился на сайте, то любой желающий да хоть с Гондураса, не обязательно горожанин мог его пройти. Это вообще не показатель.
Без телефона ты никто
Каждое муниципальное предприятие идёт в ногу со временем, и постепенно безналичный расчёт плотно входит в нашу жизнь. Но есть те граждане, у которых нет сенсорных сотовых телефонов с экраном. Ну есть такие люди, хоть представители мэрии в это не очень верят. Например, рабочие, сантехники, малообеспеченные граждане. Карта “Тулпар” также имеет своё приложение, которое можно скачать в сенсорный (!) телефон и там просматривать, сколько денег осталось на балансе карты. И всё! Больше вы нигде свой баланс не посмотрите. Хотите ездить на общественном транспорте? Покупайте айфон или смартфон! Нам просто не оставили других вариантов. А пополнить карту “Тулпар” можно в терминалах, которые находятся только в магазинах и банках, да и то там комиссия от 5 сомов и выше за каждое пополнение. Во многих странах терминалы пополнения и проверки баланса на карте расположены прямо на остановках, и никаких комиссий платить не надо. Но забота о горожанах в этом вопросе, видимо, не предусмотрена.
У нас всё новое
Да, позитивные моменты тоже присутствуют. Новые автобусы, закупленные в Китае, смотрятся красиво. Их много, и они на газу. Это, безусловно, радует. Но парк троллейбусов мэрия обновлять не спешит и не будет. А зря! Во-первых, этот вид транспорта наиболее экологичен, во-вторых, они вместительнее.
Новые автобусы греют душу, но невольно вспоминается экс-мэр Тюлеев со своими спасительными одноразовыми транспортными средствами, которые долгое время ржавели на стоянке. Остаётся надеяться, что нынешние автобусы не постигнет та же участь.
Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото автора.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”