Мораторий – пряник для бизнеса

Один из первых указов Президента Садыра Жапарова после длительных новогодних каникул – “О введении временного запрета (моратория) на проведение проверок субъектов предпринимательства”. С 9 января 2024 года начинают действовать барьеры между бизнесом и проверяющими из госорганов. Цель закона – стабилизация экономической деятельности субъектов предпринимательства для обеспечения дальнейшего развития бизнес-среды.

 

Как сообщает Минэкономики, “такое действие связано с тем, что на разных площадках бизнес часто жалуется на проверки правоохранительных органов, что проверки эти крайне негативно влияют на ведение бизнеса, его защиту прав и интересов”.

 

Стоит заметить, что такие разговоры ведутся постоянно, несмотря на то, что власть периодически пытается оградить предпринимателей от разного рода ревизоров. И в прошлые времена, когда действовал мораторий, деловые люди высказывали недовольство.

 

В июне 2023 года состоялось заседание Кабинета министров, где главным вопросом повестки дня был отчёт об итогах социально-экономического развития республики за полугодие. Доклад главы Кабмина носил оптимистичный тон. Акылбек Жапаров бодро рапортовал, что, несмотря на сложную ситуацию в мире – повсеместный рост цен на энергоносители, продукты питания, услуги, промышленные товары, новые технологии, – кыргызская экономика демонстрирует устойчивый рост и стабильность. При этом председатель Кабинета министров связывал успехи с плодотворной деятельностью отечественного бизнеса, представители которого тоже участвовали в этом заседании.

 

– Мы все знаем, что предприниматели – движущая сила любой экономики. Ваши предприятия создают и обеспечивают рабочие места, стимулируют экономический рост. Поэтому для Кабинета министров важно знать, с какими проблемами вы сталкиваетесь и какие меры могут быть приняты со стороны государства для облегчения этого процесса, а также создания благоприятной бизнес-среды, – заявил Акылбек Жапаров.

 

 

К слову, это мероприятие было организовано по просьбе лидеров общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей, которые жаловались на усилившееся давление на бизнес и особенно – на участившиеся проверки со стороны надзорных органов. Людей возмущало то обстоятельство, что с начала года в республике действует мораторий на проверки – уже пятый по счету, а жизнь легче не становится почему-то.

 

 

Как гласит Закон “О проверках”, эта мера вводится правительством “в целях улучшения экономического положения, в исключительных случаях”. Первый раз в республике мораторий на проверки был опробован в 2006 году, когда политическая и экономическая ситуация в стране оказалась близка к критической. И тогда такое решение стало оправданным и правильным, действительно помогло представителям малого и среднего бизнеса оправиться от шока и со временем подняться с колен.

 

Четвёртый мораторий ввели для поддержки бизнеса в период пандемии, что тоже понятно. А вот запрет на проверки 2023 года, по словам некоторых членов Национального альянса бизнес-ассоциаций (НАБА), вводить не следовало, так как от него больше вреда, чем пользы.
Президент Садыр Жапаров подписал Указ “О введении временного запрета (моратория) на проведение проверок субъектов предпринимательства до 31 декабря 2023 года” в декабре 2022 года. И связано это, по признанию инициаторов закона, с тем, что “в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности продолжают существовать проблемы, которые негативно отражаются на развитии предпринимательства, бизнеса и способствуют снижению уровня деловой активности населения, инвесторов, в том числе иностранных инвесторов. Одними из таких проблем остаются большое количество проверок и превышение полномочий со стороны правоохранительных органов, налоговых и контролирующих органов, на которые часто поступают жалобы от представителей малого, среднего и крупного предпринимательства”.

 

Таким образом, мораторий нацелен создать лучшие условия для развития частного предпринимательства, способствовать притоку инвестиций, а главное – обеспечить правовую защиту бизнесменам, оградить их от чрезмерного интереса ревизоров разных мастей к их деятельности и компаниям.

 

Для этого определили 15 структур, которым запрещалось проверять предпринимателей в обычной жизни и разрешалось при особых случаях, как-то: уголовные и судебные дела, жалобы от потребителей, грубые нарушения в экономической деятельности и т.д. Но в этом длинном списке не оказалось Государственной налоговой службы, на которую больше и чаще всего жалуются бизнесмены.

 

По словам аудитора, налогового консультанта Гульнары Ускенбаевой, в период моратория увеличивается число внеплановых проверок, которые зачастую являются фиктивными:

 

– Что касается плановых проверок, то бизнесмены относятся к ним с пониманием, так как они их даже дисциплинируют. А вот внезапные посещения ревизоров, которые без повода нагрянули в офис в поисках нарушений и наложения штрафов, предпринимателей раздражают и вызывают протест, так как мешают работе.

 

Руководитель общественной организации JIA Жоодар Ормушев заявил Акылбеку Жапарову, что проверки и давление на бизнес усиливаются и часто заканчиваются заведением уголовных дел.

 

– В отношении многих предпринимателей возбуждены уголовные дела. По итогам они оправданы судом, но в ходе следствия распространяются сведения о задержании бизнесмена, возбуждении уголовного дела в отношении него. А это наносит большой ущерб репутации предпринимателя и предприятия.

 

Действительно, в период моратория, когда идёт ограничение на проверки, число плановых проверок сокращалось, но зато количество внеплановых в разы увеличивалось. Так, в 2018 году ГНС провела около 23,6 тысячи плановых проверок и свыше 4,6 тысячи внеплановых. В 2019 году, когда ввели мораторий, картина диаметрально изменилась: плановых – 144 и внеплановых – 1884. И эта тенденция сохранялась до сих пор.

 

В Кабмине осознавали, что “много случаев необоснованных проверок должностными лицами правоохранительных органов, уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства, а также проверки, совершённые с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности, повлёкшие причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам”, но закрывали глаза на жалобы на ГНС, так как именно на Налоговую службу возложена главная задача по пополнению государственной казны.

 

В последние годы ГНС демонстрирует устойчивый рост по сбору налогов. По словам её руководителя Алтынбека Абдувапова, это происходит благодаря улучшению налогового администрирования, анализу отраслей экономики, выводу бизнеса из тени и цифровизации налоговых процедур. А также работе по совершенствованию налоговых процедур, оптимизации контроля и повышению эффективности взаимодействия с налогоплательщиками.

 

Под “взаимодействием с налогоплательщиками” главный налоговик страны, по всей видимости, имел в виду проверки. В 2022 году фискальные органы провели более 16,6 тысячи проверок, и по их результатам доначислено около 20 миллиардов сомов от сокрытия налогов. Они побывали с рейдовыми проверками в свыше 45,8 тысячи предприятий и компаний, выявили нарушения у 11 768 субъектов. При этом, по признанию Алтынбека Абдувапова, ГНС нередко взаимодействовала с правоохранительными органами и ГКНБ.
– При таком понимании моратория он не имеет смысла, – считали некоторые эксперты от бизнеса, – необходимо менять подход к проверкам. Иначе у нас будет шестой, седьмой, восьмой… мораторий.

 

А вот эксперты Сталбек Акматов и Сергей Пономарёв уверены, что проверки необходимы не только в качестве инструмента для выявления и наказания предпринимателя, а для того, чтобы помочь ему правильно вести бухгалтерию, эффективно управлять бизнесом, видеть свои ошибки. Иначе вместо диалога и взаимодействия бизнес и контролирующие органы будут по разные стороны баррикад.

 

 

***

 

Похоже, власть решила подкорректировать свои действия по поддержке бизнеса. Мораторий-2024, который будет действовать до 31 декабря текущего года, распространяется на все виды проверок, проводимых правоохранительными и уполномоченными органами, имеющими на то право, за исключением проверок, осуществляемых по запросу должностных лиц государственных органов в случае выявления конкретных фактов нарушения субъектом предпринимательства законодательства с приложением документов, материалов и иных подтверждающих сведений.

 

Это означает, что теперь не только 15 госструктур имеют запрет на проверки, но и все остальные министерства и ведомства, включая Налоговую службу.

 

Также Кабинету министров поручено в трёхмесячный срок разработать проект закона, регламентирующего правила проверок субъектов предпринимательства, проводимых правоохранительными, налоговыми и другими уполномоченными органами, исключительно после их регистрации в органах прокуратуры.

 

Усилия государства по созданию комфортных условий для бизнеса в виде моратория на проверки оценят только сами предприниматели уже в ходе реализации указа Президента. Ведь в нашей стране существует практика принятия хороших законов и плохого их исполнения.

 

Но есть ещё один повод для беспокойства: как бы чрезмерная опека власти не привела к вседозволенности бизнеса.

 

Тогда под угрозой оказывается потребитель, которому и пожаловаться-то на плохое качество товара или отвратительное обслуживание будет некому. Мы давно слышим от чиновников, что они из-за моратория и близко боятся подходить к предприятиям и организациям. Однако защита прав потребителя – это злободневная тема для другого разговора.

 

Лариса ЛИ.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *