Это заранее спланированная Таджикистаном агрессия, заявил на пресс-конференции после минуты молчания по погибшим секретарь Совета безопасности Марат Иманкулов. Пограничники Кыргызстана докладывали, что идёт провокационная подготовка Таджикистаном.
Он отметил, что вооружённый конфликт на кыргызско-таджикской границе начался не 16 сентября, а 14-го.
«Перестрелка между пограничными нарядами началась 14 сентября в 8.10. За три дня до инцидента пограничники Кыргызстана предупреждали своих коллег не заходить на неописанные участки границы. Существовала договорённость. Но таджикская сторона, нарушив её, спровоцировала стрельбу. Затем пограничники РТ применили миномёты, обстреляв и гражданские объекты», — сказал Марат Иманкулов, добавив, что до инцидента спецслужбы Кыргызстана сообщали, якобы таджикская сторона под предлогом празднования Дня независимости РТ, который отмечают 9 сентября, ведёт провокационную подготовку.
«Они начали укреплять свои границы, стягивать дополнительные силы, рыть окопы. Мы видели признаки потенциальной агрессии и были готовы, так как извлекли большой урок из прошлогодней атаки Таджикистана на Баткенскую область», — сказал секретарь Совбеза.
«Ещё 14 сентября, вечером, мы туда направили руководителей силовых структур. А на следующий день там уже находился председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев. В тот же день на месте мы сформировали региональный штаб, изучали обстановку на границе и приводили свои силы и средства к отражению этих атак», — сказал Марат Иманкулов и сообщил, что всё это время не прерывался контакт с таджикской стороной на уровне руководителей местных властей и силовых структур.
Однако 16 сентября, несмотря на достигнутые договорённости, начался обстрел гражданской и военной инфраструктуры и пограничных застав Кыргызстана.
«Я, руководители силовых структур и областей связались со своими коллегами из Таджикистана с требованием прекратить обстрелы. Они нас заверили, что такая команда дана, но стрельба, наоборот, усилилась. Перед нами стояла задача обеспечить безопасность наших граждан. Начали их эвакуировать в безопасные места. Организовали 47 пунктов размещения, число эвакуированных превысило 137 тысяч», — сказал он, подчеркнув, что наши власти надеялись, что Таджикистан не пойдёт на провокацию перед саммитом ШОС в Самарканде.
«14 сентября, когда Президент Садыр Жапаров вылетал на заседание ШОС, он очень переживал. В это время уже началась перестрелка в Баткенской области. Мы рассчитывали, что в период большого международного события таджикские власти не пойдут на провокацию. Но они затеяли масштабную агрессию против нашей страны», — добавил он.
В боевых действиях на кыргызско-таджикской границе, возможно, участвовали представители экстремистско-террористических организаций, сказал Иманкулов. В качестве примера он привёл видео, где группа вооружённых людей в гражданском стоит возле обгоревшего танка.
«Мы заметили среди участников этих боевых действий бородатых людей в гражданской форме и с оружием в руках. Они обстреливали территорию Кыргызстана без разбора. Под обстрел попала военная и гражданская инфраструктура. Кроме того, мы зафиксировали факты истязания наших военнослужащих, которые попадали к ним в плен. Они с особой жесткостью убивали. Раньше мы такого не видели. Конфликты возникали и ранее, солдаты погибали от огнестрельных ранений. Но здесь выявлено издевательство над телами. Это характерно только для членов террористических и экстремистских организаций. Мы добыли неопровержимые доказательства участия граждан Афганистана, которые в составе этих вооружённых формирований напали на Кыргызстан. Их личности установлены. Афганские власти подтвердили нам их гражданство», — сказал Марат Иманкулов.
По его словам, кыргызстанцы выразили намерение воевать наравне с пограничниками.
«Многие сограждане требовали оружие и хотели воевать в одном строю с пограничниками. Мы рассчитываем на собственные силы. Если возникнет необходимость в мобилизации, то объявим об этом. Пока мы не станем, как таджикская сторона, раздавать оружие мирным жителям», — заявил Иманкулов, добавив, что не обвиняет таджикский народ, а лишь определённые политические круги.
«Я не обвиняю таджикский народ, виноваты определённые политические круги. Мы как сотни лет жили в мире, так и продолжим дальше жить. Мы не позволим решать проблемы военным путём», — заключил он.
Привёл Марат Иманкулов и данные по потерям Таджикистана.
«По имеющимся данным, с таджикской стороны убито более 200 военных, ранено около 400 человек», — сообщил он. Отметим, МИД Таджикистана сообщает о 35 убитых и 25 раненых таджикских гражданах.
Иманкулов подчеркнул, что пограничники Кыргызстана первыми не открывали огонь.
«Они вынужденно открывали огонь, но не стреляли в гражданские объекты. А вот таджикская сторона грабила и поджигала населённые пункты, применяла ракетную систему залпового огня. Даже 17 сентября, когда начали обстреливать уже Ошскую область, наши сначала не отвечали. Через час, когда снаряды близко начали попадать, мы тоже стали стрелять. Подавили огневую точку, только тогда прекратили огонь», — добавил он.
«Произошёл вооружённый конфликт. К сожалению, имеются потери среди военных и гражданских. Хотел бы выразить глубокие соболезнования близким погибших. Хочется, чтобы этот конфликт оказался последним», — сказал он.
По его словам, власти проверяют информацию о ситуации с погибшим военнослужащим, который подорвал себя в плену у таджикской стороны.
«Информация озвучена на похоронах. Этот наш военнослужащий погиб как герой. Он помог своим сослуживцам. Мы эту информацию сейчас проверяем», — заявил он. Кроме того, таджикская сторона выдала тела шести убитых военных.
«Тела наших военных сильно истязали. Нам передала таджикская сторона тела шести военных. Возможно, эти цифры не последние. Информации о пленных нет», — добавил он.
«Они зашли в наши сёла, сожгли дома и разграбили магазины. Они брали всё, что хотели, разрушали всё, что могли. Таджикская сторона применяла даже ракетные установки «Град». Эти снаряды долетели до Баткена. Где граница, а где Баткен? Это ли не агрессия?», — задался вопросом секретарь Совета безопасности, подчеркнув, что Президент постоянно контролировал ситуацию, и на высоком уровне координировалась деятельность государственных органов.
«При прежней власти армия была ослаблена, отсутствовало необходимое оснащение. Благодаря своевременно принятым правительством мерам по укреплению Пограничной службы и других правоохранительных органов, оснащению современным вооружением и военной техникой (беспилотными летательными аппаратами, бронированным транспортом), а также координации деятельности нам удалось минимизировать масштабы трагедии.
Президент подписал указ об увеличении денежного довольствия в полтора-два раза сотрудникам силовых структур. Я хотел бы отметить слаженную работу всех государственных органов: правительства, министерств и ведомств, а также местных госадминистраций — по эвакуации мирных жителей в безопасные места, оказанию гуманитарной и медицинской помощи во время вооружённого конфликта», — сказал Марат Иманкулов.
Отдельно он отметил самоотверженность и героизм, проявленные военнослужащими пограничных войск, органов внутренних дел и чрезвычайных ситуаций по обеспечению безопасности граждан и отстаиванию территориальной целостности страны.
— Хочу сказать, что Кыргызстан никогда не имел намерения решать вопросы делимитации границ силовым путём, — заявил Иманкулов. — Это тупиковый путь, который ни к чему хорошему не приведёт. Эти вопросы нужно решать мирным путём по-соседски и по-братски — за столом переговоров. Народ Таджикистана не ведёт провокационных, военных действий, в этом задействованы определённые политические круги, — подчеркнул глава Совбеза. — И кыргызскому, и таджикскому народам нужен мир.
Кроме того, Марат Муканович добавил, что за 30 лет такой масштабной агрессии в истории Кыргызстана не происходило.
«Поэтому мы доводим информацию до сведения всего мирового сообщества о вероломном вторжении соседней страны. При необходимости мы прибегнем и к трибуналу ООН», — заключил он.