Недавно гражданское общество, активисты и представители депутатского корпуса написали обращение на имя руководства страны, чтобы денонсировать соглашение между правительством Канады и Кыргызстана о строительстве биолаборатории.
Подписание проходило в далёком 2008 году. Но тогда наше сильное гражданское общество не позволило возвести объект на территории Ботанического сада, который по договору ну никак не отвечает интересам нашей страны. Прошло время, и, казалось бы, надо забыть о том документе. Но активисты, внимательно изучив его, пришли к выводу, что некоторые пункты соглашения не имеют срока давности и могут действовать до сих пор. Получается, сам документ просрочен, но не все его пункты.
По словам секретаря Совета безопасности Марата Иманкулова, в настоящее время чрезвычайно высока степень напряжённости в мире в связи с опасностью распространения как известных, так и новых вызовов и угроз. Непрекращающиеся войны в разных точках планеты свидетельствуют о масштабной критической обстановке.
Он напомнил слова из выступления Президента Садыра Жапарова на 79-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке: «Сегодня мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более непредсказуемым и сложным. Конфликты и вооружённые столкновения приводят к разрушению инфраструктуры, падению уровня жизни и массовым миграциям, создавая порочный круг нищеты и нестабильности».
— Действительно, ситуация осложняется тем, что страны — обладатели крупнейших запасов ядерного оружия и технологий в области изготовления оружия массового уничтожения — имеют намерение использовать свои достижения не во благо человечеству, — отметил Иманкулов. — США и Россия начали обновлять свои ядерные доктрины. Наша страна не стремится стать ядерной державой, как и большинство стран Центральной Азии.
Выступая на круглом столе «Глобальные биологические угрозы: возможности Кыргызстана по обеспечению национальной и региональной биобезопасности», организованном центром экспертных инициатив «Ой Ордо», он рассказал, что вопросы биобезопасности стали занимать одну из ключевых позиций в повестке дня на встречах секретарей советов безопасности в формате ЦА, ШОС, СНГ, ОДКБ. По линии последнего уже несколько лет действует координационный совет уполномоченных органов.
На двустороннем уровне в этом направлении Кыргызстаном ведётся перспективная работа с Россией, которая имеет серьёзный опыт в сфере биобезопасности. Он напомнил время пандемии COVID-19, когда ВОЗ не обладала нужными ресурсами и не оправдала возложенных на неё ожиданий:
— В последнее время всё чаще возникает скандал вокруг фармацевтических гигантов, которые использовали пандемию в своих целях ради колоссальных прибылей. Навязывали населению вакцины и препараты, не прошедшие испытаний и проверок. В разных странах и в нашем регионе периодически фиксируются вспышки неизвестных или уже давно забытых заболеваний среди людей и животных. К примеру, в Западной Украине выявлено несколько случаев вспышки лихорадки Западного Нила. Медики обращают внимание, что вакцины от этого заболевания не существует.
Все эксперты круглого стола пришли к выводу, что нашей стране необходима современная биолаборатория гражданского назначения. То есть лаборатория, не связанная с созданием биологического оружия. В прошлом году между Кыргызстаном и Россией подписано соглашение о строительстве на нашей территории научного центра исследований инфекционных болезней. РФ выделит на это финансы.
— В лаборатории появится современная база для подготовки врачей для единой методики контроля. Планируется открытие современных диагностических центров для разработки вакцин, — поделился Иманкулов. — Наши страны не намерены использовать территории своих государств и предоставлять их для использования третьим странам для осуществления деятельности, направленной на нарушение безопасности.
Необходимость денонсировать соглашение с канадской стороной по «биологическому сотрудничеству» обосновал системный аналитик Мурат Мусабаев:
— Говоря о денонсации соглашении, мы видим явное сопротивление с другой стороны. Да, срок его действия истёк, но если так, то почему тогда идёт противодействие со стороны так называемых сторонников строительства военной биолаборатории у нас в стране? Да потому, что та сторона вовсе не отказалась от планов строительства. Они просто ждут подходящего момента. Они всячески начинают гасить альтернативное мнение, задавая вопрос: почему России можно, а Канаде нельзя?
Проект, который наша страна реализует с Россией, — это не про деньги. Это гуманитарный научный проект. Это гражданская лаборатория, нацеленная на защиту населения. Тогда как канадский проект — это военный объект.
— Некоторые сетуют, мол, канадцы хотели вложить $60 млн, а мы их упустили. Но что такое эти деньги, когда речь идёт о благополучии целой страны? Почему тот, кто считает эти деньги, не задумывается: а что получат канадцы? Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Да, у нас были бы деньги, но мы стали бы подопытными кроликами, а страна — испытательным полигоном, — считает эксперт.
Руководитель ОО «Таза табигат» Анара Дауталиева попросила представителей госорганов ускорить рассмотрение общественной инициативы о расторжении соглашения. Она также задалась вопросом, на каком этапе сейчас рассмотрение проекта закона о биологической безопасности, который разработали в прошлом году.
На этот вопрос ответила руководитель секретариата совета по устойчивому развитию в условиях изменения климата Кулира Кубатова. Она подтвердила, что до каникул депутаты успели рассмотреть проект закона только в первом чтении:
— Сейчас идёт процесс согласования с Кабинетом министров. Получены дополнения и предложения от госорганов, которые мы оформили и внесли в проект закона. Передали его аграрному комитету ЖК, который считается исполнителем по продвижению законопроекта. Теперь они должны вынести его на второе чтение. Это произойдёт в ближайшее время.
А депутат, зампредседателя совета по устойчивому развитию в условиях изменения климата Эрнис Айдаралиев отметил, что сегодня биологическая война считается одним из возможных сценариев третьей мировой войны. По его словам, Кыргызстан прилагает все усилия, чтобы обеспечить защиту населения, животного и растительного мира от биологических угроз. Доказательство тому — инициирование депутатами парламента закона по биологической безопасности.
Председатель общественно фонда Green energy Анара Султангазиева задалась вопросом:
— Как мы можем обезопасить себя от инфекций искусственного происхождения, если Конвенция ООН КБТО до сих пор не имеет своего секретариата? То есть органа, который мог бы действительно призывать страны к ответственности в случае угрозы. У России были попытки инициировать такую структуру, но тогда её поддержали всего 2-3 страны, включая Китай. У нас нет механизмов контроля и недопущения разработки и применения биооружия.
Директор ЦЭИ «Ой Ордо» Игорь Шестаков обратил внимание на новейший вызов в сфере биологической угрозы — потенциал искусственного интеллекта:
— На наших круглых столах мы не раз отмечали, что современные технологии зачастую являются не элементами защиты, а, наоборот, новой формой угроз. Неслучайно экспертами цитировались слова экс-замминистра обороны США Мишеля Флурнуа: «Химики предупреждают, что искусственный интеллект может синтезировать химическое оружие, а биологи выразили обеспокоенность, что он может быть использован для разработки новых патогенов или биооружия. Риски настолько серьёзны, что даже сами создатели искусственного интеллекта выражают тревогу.
Поэтому биобезопасность ЦА должна обеспечиваться устойчивой региональной системой. Противодействие биологическим вызовам должно осуществляться совместными скоординированными действиями. Ни одна страна самостоятельно не сможет справиться с этими проблемами.
Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото автора.
корреспондент газеты «Слово Кыргызстана»