Не стать углеродным аутсайдером

Об экологических проблемах, с которыми сегодня сталкивается наша страна, ежедневно говорят на разных уровнях. В частности, и о том, как изменение климата может сказаться на ведении бизнеса. Тем не менее, независимые эксперты выяснили, что большинство предпринимателей страны либо не владеют до конца информацией о ситуации, либо же считают, что это их не касается.

АВОСЬ ПРОНЕСЁТ

 

Внедрению инновационных технологий в производство была посвящена специальная конференция, которая состоялась в Бишкеке по инициативе международных и общественных организаций.

 

К диалогу приглашены представители госорганов, бизнес-ассоциаций и банковского сектора. К слову, в таком формате встреча проходила уже во второй раз. Впервые же она состоялась в начале сентября этого года. Тогда госструктуры рассказывали бизнесу, что государство предлагает для развития зелёной экономики.

 

Теперь же уже предприниматели объясняли, как они видят в ближайшее время развитие ситуации в этой сфере.

 

Однако, самым неожиданным для всех стало оглашение результатов специального исследования основных причин того, что же мешает бизнесу участвовать в адаптации к изменениям климата.

 

Среди них — отсутствие у бизнеса гражданской позиции, незнание национального законодательства, недостаточная технологическая оснащённость, экономическая незаинтересованность, а также нежелание вкладывать ресурсы в новые технологии, банальная нехватка средств и ряд других.

 

Между тем эксперты уверены, что экологическая повестка должна стать приоритетной не только для органов власти, но и для предпринимателей.

 

— Деловые круги обязаны активно участвовать в разработке стратегических документов по адаптационному плану, — считает руководитель консалтингового консорциума «ЭкоПартнёр», эксперт ПРООН Светлана Борцова. — Сам же бизнес должен иметь чёткую картину того, с какими рисками он может столкнуться, переводя своё производство на «зелёные» рельсы, и быть уверенным в государственной поддержке. Так уж сегодня складывается мировая тенденция, что оставаться в позиции углеродных аутсайдеров, значит просто вести бизнес к банкротству. Я приведу лишь несколько примеров. Возьмём аграрный сектор. Изменение климата напрямую влияет на производство сельскохозяйственных культур, что в свою очередь может повлечь увеличение цен на продукты питания и оказать негативное влияние на доходы компаний, зависящих от растениеводства.

 

Второй момент. Созданные предприятием экологические проблемы приведут к увеличению налогов и штрафов со стороны
госорганов.

 

На снижении уровня доходов компаний также скажется рост затрат на энергоресурсы, а из-за повышения температуры придётся бороться с увеличивающейся влажностью, что тоже стоит немалых денег. Предприятия, где изготовление продукции требует большого количества энергии, такие, как стекло или цемент, могут столкнуться с увеличением затрат на производство.

 

Между тем, как показало исследование, у бизнеса есть масса возможностей адаптировать свои ресурсы к изменению климата. Среди них — привлечение кредитов и грантов на природоохранные мероприятия, освоение малопродуктивных земель, введение системы экологического менеджмента, снижение расходов за счёт ресурсосбережения и уменьшения энергопотерь, недопущение экологического ущерба и другие.

 

По мнению Светланы Борцовой, для того, чтобы предприниматели проявили больше активности в вопросах адаптации, им необходима поддержка властей.

 

Какие именно для этого нужны меры, говорится в рекомендациях экспертов, разработанных для Кабинета министров. Одна из них — вовлечение бизнес-ассоциации в процесс национального планирования экологических мероприятий.

 

ШАНС В КРЕДИТ

 

Ещё один важный момент, который был озвучен на конференции: готов ли субсидировать зелёную экономику банковский сектор?

 

Не секрет, что сейчас у финансово-кредитных учреждений, особенно у тех, где учредители — иностранные лица, всё еще есть опасения попасть под санкции в связи с геополитической обстановкой.

 

Напомним, в июле 2023 года банки уже сталкивались с риском того, что платежи по системе SWIFT могли задержаться на неопределённый срок. При несоблюдении требований финансовых регуляторов США и Евросюза была высока вероятность ввода со стороны банков-корреспондентов ограничений для наших кредитных организаций, зависящих от зарубежного капитала. На конец первого полугодия этого года суммарно в банковском секторе республики более 11 миллиардов сомов принадлежали иностранным учредителям. Причём это на 218 миллионов сомов больше, чем в первом квартале. То есть наблюдается явная тенденция к увелечению иностранного присутствия.

 

В связи с этим возникает вопрос, смогут ли в такой ситуации банки кредитовать долгосрочные проекты, к которым относятся и те, что связаны с защитой окружающей среды?

 

И всё же, если просмотреть официальные сайты ряда комбанков, то можно отметить, что некоторые из них уже практикуют выдачу «зелёных» кредитов, входящих в категорию льготных.

 

— Среди проектов, профинансированных нашим банком, — строительство домов из экологически чистых материалов с применением энергоэффективных технологий, установка зарядных устройств для электромобилей, выдача кредита на возведение очистных сооружений, установка агрегатов по водосбережению и другие, — пояснила представитель одного из комбанков Надира Бирназарова. — В прошлом году мы провели первый форум зелёных инвестиций, где обсуждались вопросы климатического кризиса и смягчения его последствий, а также стандартов устойчивого финансирования, зелёного банкинга и инструментов развития.

 

В самих банках также внедряются экологически чистые технологии. Среди них — «зелёный депозит». Одна из его особенностей заключается в том, что проценты по вкладу будут начисляться на специальную карту, которая на 84 процента выполнена из органических материалов, а именно кукурузы, выращенной для промышленного производства.

 

САМИ С УСАМИ

 

Большинство представителей бизнес-ассоциаций, участвовавших в конференции, частично согласились с выводами экспертов, но высказали свои доводы, а некоторые даже привели конкретные примеры работы «зелёных» технологий в их производстве.

 

— У нас есть ряд решений по адаптации к изменению климата, которые мы можем предложить нашему рынку в настоящее время, — рассказал руководитель компании, вот уже несколько лет применяющей инновационные технологии в производстве, Нурлан Абдуллаев. — Среди них такие, которые уже сегодня могут способствовать уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу. Для нашей столицы, накрытой смогом, это особенно актуально. Кроме этого, у нас есть конкретные предложения, как можно эффективно бороться с вредителями на сельскохозяйственных площадях и удобрять поля. Например, с помощью специальных летательных аппаратов, которые мы разработали. Словом, у нас есть возможность расширять линейку продуктов, но готово ли государство нас в этом поддержать?

 

По мнению представителей бизнес-ассоциаций, важно также учесть, какие из инноваций будут максимально перспективны и как будет выглядеть экоориентированная компания через пять-десять лет?

 

— Очевидно, что «зелёные» технологии нужны, чтобы не только сохранить экосистемы и биоразнообразие, но и обеспечить рост доходов населения, — пояснил глава общественной организации «Независимая экологическая экспертиза» Олег Печенюк. — Поэтому крайне важны законодательные стимулы, как принято в международной практике. Это могут быть налоговые и таможенные льготы, доступное финансирование или что-то ещё. Другими словами, бизнесу должно быть выгодно применение экологически чистых производств.

 

По словам Олега Печенюка, есть эффективные механизмы для стимулирования участия частного сектора в мероприятиях по адаптации к изменению климата. К таким относятся сокращение количества проверок предпринимателей, получение финансовых льгот, государственных заказов, доступ к новым рынкам, защита от конкуренции с теневым бизнесом и продвижение отечественных товаров и услуг.

 

Любовь БОРИСЕНКО.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *