Не судите, да не судимы будете

Это событие не было ожидаемым, поэтому высший судебный вердикт оказался сенсационным. 13 февраля коллегия Верховного суда отменила приговор Алмазбеку Атамбаеву по делу вора в законе Азиза Батукаева по вновь открывшимся обстоятельствам. Дело направят в Первомайский райсуд на новое рассмотрение. А через день, 14 февраля, этот же Первомайский суд постановил: “В связи с необходимостью лечения суд разрешает Атамбаеву Алмазбеку Шаршеновичу, обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ст. 319 УК, выезд за пределы страны”. Чем это было вызвано? Национальный центр кардиологии и терапии вынес заключение, что здоровье Атамбаева требует медицинского вмешательства, которое не проводится у нас в стране. И в этот же день Атамбаева выпустили из колонии.

 

НА КРУГИ СВОЯ

 

Гримасы судьбы. В апреле 2013 года Батукаева освободили из колонии, и он вылетел в Россию на частном самолёте. Проводили через vip-зону аэропорта “Манас”. Генпрокуратура тогда возбудила уголовное дело по факту незаконного освобождения этого вора в законе. Однако, не найдя виновных, расследование приостановили. Разве что надзорный орган неоднократно отправлял запросы в Россию об экстрадиции преступника. Но эти попытки не увенчались успехом. Что тогда было, так и осталось для общественности тайной.

 

И всё-таки в январе 2019 года расследование возобновили, а в октябре уголовное дело передали в суд. Обвиняемыми проходили 19 человек. Это – врачи, лаборант, поставившие осуждённому диагноз “рак 4 степени” (неоперабельный), сотрудники ГСИН, ряд высокопоставленных чиновников и бывший глава государства Алмазбек Атамбаев.

 

А 23 июня 2020 года в Первомайском райсуде закончилось разбирательство по делу о незаконном освобождении кримавторитета. Атамбаев отказался выступить с последним словом. Прокуроры просили назначить ему наказание: лишение свободы сроком на 15 лет с конфискацией имущества. В ходе расследования Атамбаеву было вручено уведомление в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 43 и ч. 2 ст. 319 “Организация коррупции в интересах преступной группы”. Выйдя из совещательной комнаты, судья Эмильбек Каипов приговорил Атамбаева к 11 годам и двум месяцам лишения свободы с конфискацией имущества.

 

Но что-то странное происходит с этой конфискацией. После нынешнего освобождения Алмазбек Атамбаев устроил приём и дал пресс-конференцию в своём доме в селе Кой-Таш. Тогда как ранее сообщалось, что эта конфискованная недвижимость была принята в госсобственность по акту приёма-передачи на основании приговора райсуда. Этот приговор подтвердила и вторая судебная инстанция. В особняке должны были открыть детский реабилитационный центр.

 

На одном из сайтов есть такое сообщение: “Девятнадцатого апреля 2022 года Аламединским филиалом ГУ “Кадастр” произведена регистрация права собственности на имущество в лице оздоровительного центра полезной площадью 1 385 квадратных метров на территории 2,7 гектара по адресу: Чуйская область, Аламединский район, село Кой-Таш, контур №706. Конфискованное имущество приказом ФУГИ от 13 июля 2022 года передано в оперативное управление Министерству труда, социального обеспечения и миграции. И оно является балансодержателем. Однако министерство имущество фактически не приняло, так как его представители так и не смогли попасть на территорию объекта”.

 

И что любопытно. На пресс-конференции Атамбаев сообщил, что особняк (поместье, имение, усадьба) остаётся в его собственности. А как насчёт конфискации? “Всё это отменено решением суда”, – ответил на вопрос журналистов бывший президент, не конкретизировав при этом, каким судом, когда именно и по какой статье.

 

По другим же темам на этой пресс-конференции он был куда словоохотливее: “Как уже ранее я говорил, моему освобождению поспособствовал премьер-министр Испании Педро Санчос, председатель Социнтерна. Но если бы не было Президента и Камчыбека Ташиева… С их стороны это было правильное решение. Я же вышел. Откровенно говоря, не верил, что выйду. Родным тоже сказал, чтобы не приходили, потому что в 2020 году так было.

 

 

Верховный суд тогда отменил приговор, но меня не выпустили. Я думал, и на этот раз так будет. По крайней мере, меня в одиночку не посадили, хотя бы шоу за стеклом не делали”, – типа пошутил Атамбаев. И несколько с иронией отозвался о Сооронбае Жээнбекове: “Никогда бы не променял место в камере на место того же моего бывшего друга Соке в резиденции. Наверное, он обидится, но, когда говорят заключённому, что он, как Соке, тот сердится. У людей разные ценности”.

 

О задержании активистов по Кемпир-Абаду: “Отношения с Узбекистаном радуют на самом деле. Но тут надо было как-то по-другому обойтись, без посадок, найти более убедительные доводы. Когда идут посадки, люди думают: видимо, нет доводов. А в целом это, конечно, историческое решение. Хорошо, что теперь у нас сосед не Ислам Каримов, а Шавкат Мирзиёев. Я знаю отношение Мирзиёева к Кыргызстану и к нашему народу, этим надо дорожить”.

 

А вот о своём материальном положении: “Я когда-то говорил, что не миллионер, а мультимиллионер, потому что у меня был не один миллион долларов. На счету у Раи до сих пор есть деньги, но они арестованы. Поверьте, этот дом и земля, которую я купил ещё в 90-х годах, стоят хороших денег. Более того, мечеть, которую построили, расположена на моей территории – моя собственность. Некоторые возмущались (недоумевали, может? – Г. К.), почему я отдал два гектара под мечеть. Предлагали большие деньги. Я на самом деле богатый человек”.

 

А дав вечером, 14 февраля, пресс-конференцию, утром следующего дня он вместе с сыном Кадырбеком вылетел в Дубай. “Он вылетел по маршруту Бишкек – Дубай в 6.34. Затем полетит в Испанию на лечение”, – сообщили медиа близкие Атамбаева. Который обещал вернуться…

 

ПРОСТИ-ПРОЩАЙ?

 

Это событие, облетевшее все местные новостные сайты, а за ними, безусловно, последуют и зарубежные, не могли оставить втуне высшие должностные лица. Президент Садыр Жапаров так прокомментировал освобождение бывшего главы государства: “Нам нужно научиться жить по законам. В прошлом году суд оправдал его по октябрьским событиям, строительству школы и выдаче паспортов гражданам иностранных государств. Мы согласны с решением суда. Есть выражение, что в тюрьме не должны находиться даже детёныши змеи. Бог говорил Пророку: я всегда на стороне прощающих и терпеливых. Мы должны уметь прощать. Наши дела будут идти в гору, если мы будем верить в Бога”.

 

Более, что называется, развёрнутую оценку освобождению бывшего президента, а самое главное – оценку самому Атамбаеву, когда тот возглавлял страну и после, дал на своей странице в “Фейсбуке” заместитель главы Кабмина Эдиль Байсалов: “Алмаз Атамбаев вышел на свободу. По-человечески все рады за его жену и детей. Почти три с половиной года за решёткой в наших условиях – это очень долго. Наше общество должно идти вперёд и не зацикливаться на старых обидах. Власть продемонстрировала стремление перевернуть страницу, начать новую главу в нашей общей истории. Мы должны жить в мире, вместе обустраивать и поднимать страну.

 

Напомню просто факты. Атамбаев ценой неимоверных усилий в нарушение всех писаных и неписаных правил сам выбрал своего преемника и навязал свой выбор народу, поставив страну почти на грань войны с соседями, проведя массовые аресты и пугая тюрьмой альтернативного кандидата. Но его расчёт на то, что Жээнбеков будет номинальным главой, не оправдался. И дело тут не в дружбе. Дело в Конституции – Основном законе демократии. Президентом полноценным должен быть только всенародно избранный глава государства. Никаких других комбинаций Конституция не предполагает.

 

Никто никого не предавал. Это Атамбаев посягнул на основы государства, пытаясь организовать волнения и досрочно изгнать только что избранного народом президента Жээнбекова. Вместо того чтобы наслаждаться отдыхом и своими супермиллиардами, буквально уже через два месяца после выборов он обвинил Жээнбекова в “бакиевщине” и других необоснованных прегрешениях, хотя только что убеждал народ про идеальность его кандидатуры.

 

Многократные попытки Жээнбекова заверить в своём уважении не увенчались успехом, но Атамбаев всем и каждому заявлял о своём намерении совершить переворот. Он об этом сказал и попытавшемуся выступить посредником главе главного стратегического партнёра. Все усилия были тщетны.

 

Он был обязан являться на следственные мероприятия. Но Атамбаев поставил себя выше народа, государства и закона. В результате этого отказа и активного сопротивления с применением огнестрельного оружия мы имеем жертвы. Погиб офицер спецназа Усен Ниязбеков. Стал инвалидом начальник Чуйского УВД генерал Самат Курманкулов. Не будем об этом забывать… Поэтому очень хочется, чтобы мы все сделали правильные выводы. Никто не может ставить себя выше государства и закона. Если мы позволим кому-либо игнорировать повестки, то завтра мы ничем не будем отличаться от Сомали. В стране будут командовать полевые командиры.

 

Не стоит сводить всё к вопросу, кто кого предал, и к личным отношениям. Закон есть закон. Государство не только имеет право, оно обязано заставить любого и каждого подчиниться закону. В интересах народа и каждого из нас.

 

Государство больше не позволит кому-либо бросать вызов власти народа – демократии”.

 

Словом, простить не значит забыть.

 

Геннадий КУЗЬМИН.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *