Не так страшен “талибан”

В интересах мира и устойчивого развития

Исключение Кыргызстаном “талибана” из списка террористических организаций вызвало эффект кругов на воде. И, что интересно, не столько в республике, сколько за её пределами.

В списках значится и не значится. Впрочем, ещё не вполне ясно, официально он выведен из ряда запрещённых или нет. Одни министерства и ведомства убрали его из “чёрного списка”, другие оставили. Во всяком случае, упоминание о талибах пропало с сайта Генпрокуратуры. МИД также подтвердил, что движение отныне не считается террористическим. А, скажем, в реестрах
Госкомиссии по делам религий и ГКНБ оно по-прежнему числится таковым.

Как бы то ни было, МИД Афганистана уже поблагодарил кыргызстанские власти за этот шаг. Вот дословный перевод заявления афганского дипломатического ведомства:

“Министерство иностранных дел Исламского Эмирата Афганистан высоко оценивает и приветствует решение Республики Кыргызстан исключить движение “талибан”… из списка запрещённых группировок. …Шаг, предпринятый Кыргызстаном, означает растущее политическое признание Исламского Эмирата Афганистан как на региональном, так и на международном уровне, а также устраняет барьер на пути укрепления двусторонних отношений между Исламским Эмиратом Афганистан и другими странами”.

В России также прокомментировали решение Бишкека. По словам пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, Москва относится к этому с “пониманием”. “Киргизия весьма и весьма близка географически к Афганистану, поэтому, разумеется, как соседям, им очень важно выстраивать отношения с де-факто властью… Это необходимо, без этого невозможно выстраивать никакие контакты, а абстрагироваться от этих контактов тоже нельзя. Поэтому мы с пониманием относимся к этой ситуации”, – сказал он.

Казахстан, Кыргызстан… Далее везде?

О намерении Бишкека развивать взаимовыгодное сотрудничество с Кабулом стало известно в январе этого года. Тогда наше правительство направило в Афганистан делегатов для обсуждения вопросов торговли и экономического сотрудничества.

Между тем ранее из списка террористических организаций “Талибан” исключил Казахстан.

Можно считать вопросом времени, когда аналогичное решение примет Узбекистан, который стремительно наращивает двустороннюю торговлю. В скором будущем, вполне вероятно, все страны Центральной Азии выведут талибов из “чёрных списков”. Казахстан и Узбекистан имеют планы на грандиозный проект – строительство Трансафганской железнодорожной магистрали с выходом к Индийскому океану. По этой дороге намечаются, в том числе, поставки нефтепродуктов из Казахстана.

Также у стран ЦА есть нерешённый водный вопрос в связи со строительством Кабулом канала Кош-Тепа, который может нарушить всю систему водоснабжения ЦА. Чтобы дело не дошло до серьёзного конфликта, Афганистан необходимо экономически интегрировать и вовлечь в политико-экономические процессы региона. Это необходимо для того чтобы свести к минимуму возможные угрозы со стороны этого государства в будущем. В целом в Центральной Азии в последнее время заметно улучшилось отношение к афганским властям.

Экономическое “умиротворение”

Интересно, что до последнего времени Бишкек и Кабул практически не контактировали, единственной темой оставались периодические поставки гуманитарной помощи этой стране. Кыргызстан с 2021 года передал несколько партий грузов. Адресатами по большей части выступали этнические кыргызы, живущие в северных провинциях Афганистана. В последний раз Бишкек отправил лекарства и продукты питания пострадавшим от разрушительного землетрясения в конце прошлого года. Теперь, вероятно, двусторонних контактов станет больше.

В соседних странах отношение тоже меняется. Центральная Азия представлена пятью странами, и по отношению к “талибану” они делились на две части. Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан до последнего времени считали движение террористическим и запрещённым, то есть не вели никаких формальных переговоров. Узбекистан и Туркменистан относились к талибам мягче – террористами не считали, хотя их власть в Афганистане тоже не признавали, а контакты ограничивали.

В последнее время, однако, ситуация меняется. Например, Узбекистан начал постепенно налаживать диалог, Ташкент и Кабул стали регулярно обмениваться представительными делегациями. Так, в конце августа афганскую столицу посетил премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов, вместе с ним приехали некоторые министры.

В ходе визита стороны подписали 35 соглашений на общую сумму $2,5 млрд, договорились в том числе отменить таможенные пошлины на некоторые товары. Участники переговоров отметили неуклонный рост взаимной торговли.

Известно, что в первом полугодии нынешнего года товарооборот Узбекистана и Афганистана составил $572 млн, что на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В начале сентября в Ташкенте заговорили о том, что талибам надо помочь в борьбе с терроризмом. “Афганская спецслужба находится на передовой этой борьбы и добивается определённых результатов. Нельзя оставлять наших партнёров наедине с данной проблемой, врага нужно побеждать вместе, исходя из принципа неделимости безопасности”, – заявил глава узбекской СГБ Абдусалом Азизов.

Туркменистан также расширяет контакты. По итогам прошлого года товарооборот между двумя странами составил $481 млн, основной интерес Ашхабада на афганском направлении состоит в том, чтобы сдвинуть с мёртвой точки проект газопровода ТАПИ (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия). По этому поводу стороны проводят регулярные переговоры, в конце августа на госгранице встретились министры иностранных дел.

Среди более непримиримых оппонентов “талибана” тоже есть подвижки. В начале июня Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сообщил, что Астана вычеркнула афганское движение из списка террористов и собирается наладить экономическое сотрудничество. Вице-премьер Казахстана Серик Жумангарин после этого говорил, что в планах – довести товарооборот до $3 млрд в год, для этого в том числе будут проводиться специальные выставки и бизнес-форумы.

Судя по всему, теперь свою позицию поменял Кыргызстан. Таким образом, в жёсткой оппозиции талибам остаётся только Таджикистан. Президент страны Эмомали Рахмон не раз подчёркивал, что Душанбе требует от соседей создать инклюзивное правительство, то есть включить в правящую группу этнических таджиков, которые составляют примерно треть населения Афганистана. При этом определённые экономические контакты сохраняются, главным моментом остаётся экспорт таджикской электроэнергии.

Логическая связь

…Власть в Афганистане сменилась в 2021 году. Американский военный контингент спешно покинул страну, ему на смену пришли талибы. Весь мир тогда облетели кадры из кабульского аэропорта, где отчаявшиеся люди пытались сесть на взлетающие самолёты, а некоторые цеплялись за шасси.

Большую часть иностранных посольств тогда эвакуировали, ни одна страна мира не признала новую афганскую власть. Претензий к талибам было несколько, одна из них – многочисленные нарушения прав человека. Так, женщинам в Афганистане запретили учиться сначала в университетах, а потом и в средних школах, запретили выходить на улицу без сопровождения мужчин, обязали носить паранджу, которая полностью закрывает тело и лицо, даже глаза должна скрывать специальная вуаль.

Спустя три года ситуация сильно не поменялась, напротив, появляются новые запреты. Так, в конце августа афганские власти признали интимным не только женское тело, но и голос, в связи с этим женщинам запретили говорить и петь в общественных местах. На все критические замечания в Кабуле отвечают, что Афганистан не следует сравнивать с другими странами. “Мы хотим, чтобы международные институты, государства и лица уважали наши религиозные ценности”, – отмечают в Министерстве по пропаганде добродетели.

Тем не менее в мире и, в частности, в Центральной Азии отношение к происходящему постепенно смягчается. С одной стороны, за прошедшие три года стало понятно, что “талибан” пришёл к власти в Афганистане всерьёз и надолго. Если сначала казалось, что в республике может вспыхнуть новый виток гражданской войны, то теперь ясно, что там установился хоть и своеобразный, но порядок.

Кроме того, талибы постоянно подчёркивают, что не имеют претензий к соседним государствам, не собираются ни на кого нападать, каких-то конкретных доказательств их причастности к терактам тоже не появляется. Более того, нынешний Афганистан сам страдает от терроризма.

Например, 2 сентября в Кабуле смертник привёл в действие взрывное устройство, погибли шесть человек.

Наконец, без участия Афганистана невозможно реализовать важные торгово-экономические и логистические проекты. Узбекистан вынашивает идею Трансафганской железной дороги, которая соединит республику и всю Центральную Азию с пакистанскими портами на Аравийском море, позволит выйти на рынки Южной Азии. Туркменистан крайне заинтересован в создании трубопровода ТАПИ, чтобы поставлять газ Индии. Кыргызстан и Таджикистан занимаются инициативой CASA 1000, в рамках которой хотят экспортировать на юг электроэнергию. Понятно, что без нормальных отношений с Афганистаном все эти идеи останутся на бумаге.

Экспертиза Казахстанский политолог Рустам Бурнашев считает сближение стран региона с Афганистаном вполне логичным:

– В Казахстане откровенно объясняли свою позицию, Президент Токаев говорил, что для страны важно развивать торгово-экономическое сотрудничество с Афганистаном, а нынешний режим в стране будет, видимо, долгосрочным. От кыргызской стороны мы пока комментариев не слышали, но, вероятно, мотивы такие же. В целом всё очень прагматично: странам Центральной Азии нужны нормальные отношения с Кабулом. Флагманом в этом вопросе пока выглядит Узбекистан, который уже наладил довольно серьёзную торговлю. Думаю, другие страны региона хотят пойти по этому же пути.

Российский востоковед Аждар Куртов тоже называет происходящее закономерным процессом:

– Афганистан остаётся одной из беднейших стран, талибы заинтересованы в расширении международных контактов, налаживании какого-то сотрудничества. Со своей стороны, страны Центральной Азии считают, что Афганистан может стать хорошим рынком сбыта для их продукции. К тому же, в регионе обращают внимание на поведение крупных держав. В начале года Китай принял назначенного талибами посла, обсуждается эта тема и в Российской Федерации…

В Кыргызстане “талибан” находился в списке террористических организаций с 2006 года. Его объявили вне закона на основании решения Первомайского райсуда Бишкека.

А мы не преминём напомнить: в октябре 2021 года в Москве делегация “талибана” провела консультации с руководством МИД РФ. Вторая встреча состоялась в сентябре прошлого года. В ноябре 2021 года уже высокопоставленные делегации США и этого движения провели переговоры в столице Катара Дохе.

Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.