Не замай наших!

Газетные киоски хлопают, как мух

 

– Доченька, ну что, купила газету?
– Мамочка, а киоск убрали, и надо искать другой. Мам, я найду, где продают ваши любимые кроссворды.

 

“Странная картина творится в городе: газетные киоски пропадают куда-то”, – думаю я, обегая весь квартал в поисках газеты для мамы. Она пенсионерка, сидит дома, и её любимое занятие – разгадывание кроссвордов.

 

Мама – бывший чиновник, представитель советской интеллигенции, много читала книг, смотрела все фильмы, видела мир. После мамочки отгадывать там нечего, все клеточки заполнены карандашом маминым почерком. Иногда в шутку она называла их “решайбики”, кто-то из сельских родственников назвал так кроссворды однажды, и слово прижилось.

 

Куда деваются ларьки? Этот вопрос не даёт мне покоя. И вот однажды я разговорилась с одним из киоскёров, и кое-что мне стало понятно, но не всё.

 

Чынара, киоскёр, пенсионерка:

 

– Все киоски по непонятной нам причине убирают из города. Прежде чем это сделать, с нас потребовали реконструкцию ларька и дали эскиз, по которому мы стали реконструировать. На переделку внешнего вида каждый потратил 350 тысяч сомов. Я вяла взаймы и сейчас плачу по 35 тысяч ежемесячно, возвращая долг. А с 7 марта мой киоск на штрафстоянке.

 

А раньше ещё и так бывало: приедут, отключат электроэнергию, а за подключение две тысячи сомов платить надо. Что за государство, если нет киосков? Ну, передислоцировали бы их в другое место. Аргументация такая: надо сеять газон. И это в ноябре? А мы все в кредитах сидим. Кто в банках брал деньги, а кто у частных лиц. Нам работать надо, долги отдавать.

 

Больше половины киосков по городу уже убрали. Например, ближайшие к нам два киоска. Первый возле Госрегистра (Айтматова,1), второй по проспекту Манаса, пересекает Боконбаева). До ноября было оплачено, срок вышел, и ларёк убрали.

 

Или вот ещё случай. На улице Абдрахманова (пересекает Суеркулова) стоял ларёк. Там работал 70-летний Орозбек. Его заставили убрать киоск, и Орозбек перенёс его во двор. Так к нему опять пришли с требованием убрать. Тогда “смилостивился” сам Орунтаев, сказав: “Ну ладно, продолжай работать, старик”.
Среди нас большинство пенсионеры, матери-одиночки. У одной умер сын, теперь три внучки на руках. Вторая возле 3-й больницы живёт прямо в киоске с двумя дочерьми. А что делать? Нет жилья. О простых людях вообще не думают. Главное – у них генплан. А почему тогда раньше молчали? Заранее не предупредили?

 

Мы писали в приёмную Президента, обращались к депутатам. Ответа нет и никакой реакции.

 

* * *

 

Я по работе фонда 18 ноября пришла в столичную мэрию и увидила свою старую знакомую-киоскёра Чынару эже. Она сказала, что сегодня встреча с мэром, и он примет их. Здесь 30 киоскёров и мы хотим получить объяснения, на каком основании удаляют городские газетные киоски. Ко мне подошла одна из киоскёров и попросила записать её мнение.

 

Калича, киоскёр, пенсионерка:

 

– Более 30 лет я работаю в системе “Союзпечать”, потом “Кыргызпечать”. Я на пенсии, она у меня маленькая, со всеми надбавками – 6200 сомов. Как можно прожить на эти деньги? Проблема в том, что хотят убрать киоски. А для чего? Люди же должны читать газеты, журналы, книги. Они покупали всё это у нас. И сейчас они возмущены: почему во всех странах на улицах стоят киоски с газетами и журналами? А у нас что? Ранее в архитектуре нам дали новые образцы киосков, и мы их реконструировали: организованно и цивилизованно. Так почему теперь мешают они, обновлённые?! Чем руководствуются чиновники, когда принимают такие решения? И почему нас хотят убрать?

 

Чтобы по-новому сделать киоск, мы брали деньги под проценты, некоторые ходили по родственникам, копейками собирали. Я, например, на три года взяла кредит, и мне три года выплачивать проценты. Деньги на хлеб есть, а вот на тонкий слой масла уже нет.

 

Нам говорят: ваши, мол, киоски ухудшают интерьер города. Но они после дорогостоящей реконструкции выглядят вполне прилично. Ну и как можно лишить население периодических изданий? В мэрии пообещали, что будут подходить и решать вопрос индивидуально.

 

МЕЖДУ ТЕМ

 

Безусловно, мы поддерживаем и очень переживаем за судьбу киосков и их продавцов: ведь именно у них мы покупаем свежие номера газет и журналов, расстраиваемся, если всё раскупили, и радуемся, что газету любят и читают. И ещё: как ландшафтный дизайнер хочу добавить, что существуют нормы и требования к паркам. Например, в парке культуры и отдыха должны быть скамейки и газетные киоски. Это прописано в СНиП. И ещё это прописано в нашей памяти, где в душе хранится любовь к газетным заметкам и к запаху печатного листа!

 

Элина СТЕЙНБЕРГ.
Фото автора.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *