Не так давно все местные новостные сводки облетела весть, что Россия профинансирует строительство современной биологической лаборатории в нашей стране. Об этом во время видеомоста “Биобезопасность стран ЕАЭС” сообщил экс-главный санитарный врач России, а ныне политик и академик РАН, а также почётный профессор КГМА имени И. Ахунбаева Геннадий Онищенко.
Помимо этого, предусмотрены сотрудничество обеих стран по линии биобезопасности, подготовка врачей, разработка единых методик контроля, а также открытие современных диагностических центров. Как стало известно, закон “О биобезопасности” проходит последние стадии согласования в правительстве и скоро вернётся для окончательного принятия в парламент. О чём он?
Наша страна, как и многие другие, должна выполнять определённые международные обязательства по обеспечению биологической безопасности. Законопроект закрепляет гарантии государства по надлежащему уровню защиты населения и окружающей среды от возможных неблагоприятных последствий воздействия биологических веществ и использования продуктов биотехнологий. В законопроекте определены виды биологических угроз, а также меры по правовому и международному регулированию. Как отметили разработчики, при создании закона изучили опыт соседних стран.
Напомним, на заседании Совета парламентской ассамблеи ОДКБ в декабре 2022 года принято заявление о недопустимости разработки биологического (бактериологического) и токсического оружия. А в 2023 году в устав ОДКБ внесены изменения, из которых следует, что государства – члены объединения взаимодействуют в том числе и в сфере биологической безопасности.
Всё бы ничего, да только рассмотрение отечественного законопроекта порядком затянулось. Понятно, что документ непростой и требует внимательного составления и рассмотрения. Как никогда необходимый нам, он гармонично впишется в обновлённый устав ОДКБ, а на фоне будущего строительства биолаборатории по последним технологиям страной – участницей ОДКБ всё это как нельзя кстати объединится в связку биобезопасности страны и региона в целом.
Эксперт по вопросам радиационной, химической и биозащиты Центра по проблемам нераспространения и экспортного контроля Марат Садыков считает, что власти должны рассматривать вопросы биобезопасности как одно из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности. По его мнению, вектор сотрудничества по этим вопросам со странами Центральной Азии и другими объединениями движется в правильном направлении.
– Распространение и химии, и биологии быстрое, у них нет понятия государственных границ. Эпидемии и вирусы распространяются с огромной скоростью, поэтому нельзя терять время, следует работать на опережение, чтобы избежать трагических случаев, как во время ковида, – считает эксперт.
А кандидат медицинских наук, системный аналитик Бакытбек Саипбаев считает, что возведения одной лаборатории недостаточно. По его словам, к примеру, необходимо изучать сезонную миграцию птиц – переносчиков насекомых. В связи с изменением климата энцефалитный клещ переполз из Сибири не только в европейскую часть России, но и в Центральную Азию:
– Если человека укусил клещ, необходимо как можно скорее выяснить, не заражён ли он опасным заболеванием. Но у нас нет возможности исследовать это даже в столице, чего уж говорить о регионах! Поэтому мы обязательно должны иметь собственную лабораторию, и не одну.
По словам политолога Игоря Шестакова, строительство собственной биолаборатории поможет специалистам в изучении опасных вирусов и предотвращении их распространения:
– Я выступаю целиком и полностью за возведение подобного и нужного объекта в условиях появляющихся то там, то тут новых штаммов вирусов и бактериальных инфекций.
Соглашение о строительстве биолабораторий с Россией в нашей стране уже подписано. Это позволит контролировать деятельность этих объектов именно нашим специалистам.
Естественно, строительство лабораторий в рамках ОДКБ будет отличаться от строительства, например, Пентагоном. Когда все страны-участницы работают сообща над предотвращением эпидемий, здесь гарантируется система собственного контроля. В отличие от опыта Грузии, Армении и Украины, где власти не имели доступа к находящимся на их территории подобным объектам и контроля над ними.
В который раз вспоминается возведение биолаборатории повышенной степени безопасности в селе Гвардейском Республики Казахстан: близость к нашим границам и страх утечки. Хотя на одном из недавних круглых столов Центра экспертных инициатив “Ой Ордо”, где руководитель Национального научного центра особо опасных инфекций при Минздраве Казахстана Зауреш Жумадилова заверила, что никаких особо опасных разработок совместно с американцами они не проводят и в качестве доказательства готовы показать всю деятельность лабораторий заинтересованным людям. А работа будущей лаборатории будет контролироваться исключительно казахскими специалистами:
– Сколько я работала в Минздраве, постоянно слышала одни и те же домыслы о наших биолабораториях. Якобы там будет чуть ли не американская военная база. Но мы на всех площадках объясняем, что Казахстан – член КБТО, и он имеет обязательства в отношении ненаправленности, что отрицает и исключает любые военные разработки и действия распространения биооружия. Но, несмотря на политические заверения Президента, премьер-министра и неоднократные заявления о том, что мы готовы принять сомневающихся и всё показать, люди продолжают задавать вопросы и не верить.
Так почему же возникло сомнение по поводу строительства биолаборатории в Казахстане? Ведь это их внутреннее дело, но скептиков смущает излишняя близость к нашей границе. А чего не построили её в Караганде или Жезказгане? Да и финансируется стройка представительством США. Но мы ж добрые соседи и к тому же члены ОДКБ. Так что успокаиваемся и выдыхаем. Всё будет хорошо! Ведь Касым-Жомарт Токаев на заседании ООН лично предложил принять срочные меры, направленные на снижение биологических рисков. Он выступил за обновление Конвенции о биологическом оружии, которой ни много ни мало 50 лет. И именно он – инициатор создания Международного агентства по биобезопасности.
Поэтому не верить ему нельзя!
Но вернёмся к нашим территориям. Кыргызстан – единственная страна, которая устояла от соблазна возведения лабораторий биологических исследований за счёт Америки да и Запада в целом. Но попытки были: вспомнить хотя бы 2008 год, подписание соглашения с Канадой “О сотрудничестве в области биологической защиты и безопасности”. Тогда мы чуть не разместили в Ботаничексом саду столицы BSL-3 лабораторию, на которую Оттава была готова выделить до $60 млн. И даже с подрядчиком договорились – американской компанией. Всё классно, но было одно малюсенькое условие – Кыргызстану запрещалось вмешиваться во внутренние процессы объекта. Территория ваша, а деятельность наша! Уж простите, ничего личного! И власти уже почти были согласны даже на это, но сильное гражданское общество и апрельская революция сдули не только властную верхушку, но и любые попытки подписания соглашения.
Насмотревшись на ошибки других стран, да и на вирусные вспышки разных заболеваний, наша страна решается на строительство собственной лаборатории в рамках соседних государств – участниц ОДКБ. Тем более что давний стратегический партнёр предложил свои услуги. Как не воспользоваться?
А мы, сторонние наблюдатели, будем и дальше внимательно следить за ходом событий по принятию и утверждению закона, за проектированием и будущим строительством нашей защиты и опоры от биологических вызовов и угроз природы, и не только…
Дарья НЕСТЕРОВА.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”