– Почему в провинции нет никакой игры мысли! Например, вот ваша шахсекция. Так она и называется – шахсекция. Скучно, девушки! Почему бы вам, в самом деле, не назвать её как-нибудь красиво, истинно по-шахматному. Это вовлекло бы в секцию союзную массу. Назвали бы, например, вашу секцию – “Шахматный клуб четырёх коней”, или “Красный эндшпиль”, или “Потеря качества при выигрыше темпа”. Хорошо было бы! Звучно!..
– Предмет моей лекции – плодотворная дебютная идея. Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея? Дебют, товарищи, – это quasi una fantasia. А что такое, товарищи, значит идея? Идея, товарищи, – это человеческая мысль, облечённая в логическую шахматную форму. Даже с ничтожными силами можно овладеть всей доской. Всё зависит от каждого индивидуума в отдельности…
А теперь перейдём к Нурлану Шакиеву, спикеру Жогорку Кенеша. К его речи на заседании парламента, когда обсуждался законопроект
“О халал-индустрии Кыргызской Республики”:
– Не халал, а адал… Давайте называть на кыргызском. Все кыргызские слова мы заменили арабскими и русскими. Мы даже имена арабизируем. У нас много хороших кыргызских имён. К примеру, Бакыт, Таалай, Эльмурза, Улукбек, Балбак, Чолпон, Жылдыз, Нурбек, Акылбек… Почему мы не используем их, а ставим имена на арабском, русском и других языках? Это очень важно: если мы не будем называть кыргызскими именами, мало того, у нас язык исчезнет, так и имена исчезнут. Уважаемый представитель Президента, обратите тщательное внимание: в сёлах дети разговаривают на русском, так как они смотрят всё в телефоне на русском языке, в том числе мультфильмы. Кыргызский язык исчезает. Это вам задание (представителю Президента – Авт.): нужно всё на кыргызском сделать.
Мультфильмы на русском и иностранных языках (а русский, стало быть, не иностранный – Авт.) нужно блокировать. Надо будет, необходимо блокировать все передачи. Иначе у нас кыргызский язык исчезнет. Если мы сегодня не сохраним язык, через 10-15 лет мы потеряем его. Мы уже теряем имена: у нас имена на арабском, русском и иностранных языках.
Пришлось депутату Марлену Маматалиеву пояснять спикеру, почему в законопроекте указан стандарт “халал”:
– Есть международные стандарты ISO. Если мы назовём на кыргызском, то никак его не переведём, и наша продукция не выйдет за пределы страны. Есть бренды, которые не сможем поменять.
А депутат Дастан Жумабеков ответил спикеру, что каждый родитель имеет право называть своего ребёнка как захочет:
– Вы неправильно сказали. У нас демократия. Родитель, если захочет, хоть Майклом Джексоном или Роналду назовёт. Мы должны уважать их выбор. Не нужно радикализировать.
ОДНИМ АБЗАЦЕМ (КОММЕНТЫ):
“Нурлан мырза, вы никого не сможете заставить говорить на кыргызском. Да, есть такая проблема с нашим родным языком, вы её правильно поднимаете, но неправильно ставите вопрос. Нужно развивать кыргызский язык, начиная с детсада, с мультиков и всех развлекательных программ до чиновников и духовенства, а не гасить иностранные языки. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Нужно сделать так, чтобы человеку интереснее был кыргызский язык, и выиграть в этой конкуренции. Элементарно кыргызскую озвучку на мультиках посмотрите: противно ушам иногда, всю оранжировку стёрли и на дешёвую озвучку поменяли. А там, к примеру, в оригинальную озвучку миллионы вложены”.
***
“Вас бесят арабские имена, потому что вы не понимаете, что они означают. Имя Мукамбет (Мухаммад) – это имя посланника Всевышнего. Имя Омар (Умар) – ближайшего сподвижника Пророка. Имя Батма (Фатима) – имя дочери Пророка. А Асан/Усон (Хасан/Хусейн) – внуки Пророка. Так что это не арабские имена, а имена людей, близких к Богу. Люди называют такими именами своих детей по причине того, что их сердца открываются в понимании, что жизнь в этом мире не заканчивается, и есть Высший разум. Ваше право – верить или нет в религию. Но заставить людей жить согласно своему мировоззрению – пустая трата времени”.
***
“Надо понимать, что многие кыргызстанцы, называя своих детей, делают акцент не на имени, а на том, на кого они хотят, чтобы были похожи их дети. Когда кто-нибудь даёт своему сыну имя Мухаммад, то это имя не какого-то нефтяного магната из ОАЭ, а имя величайшего человека и посланника Бога. Именно на этом делают упор родители, желая, чтобы их потомок стал похож на этого человека. Тоже самое касается и имён сподвижников Пророка. Это не повтор арабских имён, а желание походить на этих людей. Если в нашей (светской) стране народ в массе своей исповедует Ислам, то как можно удивляться этому. Люди вправе верить или не верить религиозным канонам. Но прежде чем быть недовольными чем-то, надо хотя бы изучить матчасть предмета своего недовольства”.
***
“Те имена, которые он перечислил, хоть сейчас и считаются кыргызскими, но я бы не сказал, что это современные кыргызские имена. И если он за тот многовековой язык, то в нём нет этих имён, которые он перечислил. Откройте эпос Манас и санжыру, нашу родословную, и найдите эти имена. Наши предки носили другие имена. Прежде чем бить в грудь и заявлять что-то, надо хорошо изучить вопрос и знать его”.
Между тем на прошлогоднем втором Народном курултае выступил спикер и напомнил, что Жогорку Кенеш принял закон о государственном языке. Это решение он назвал гордостью парламента:
“На основании этого закона все граждане Кыргызстана, весь кыргызский народ должны говорить на кыргызском языке, думать на кыргызском. Какие бы делегации ни находились в стране или за рубежом, переговоры нужно вести только на кыргызском языке. Парламент возьмёт под контроль исполнение этого закона”.
А ведь Кыргызстан – многонациональная страна. Конституция гарантирует невмешательство государства и чиновников в частную жизнь граждан. Согласно Конституции, государственный язык – кыргызский, а официальный – русский. Закон о госязыке лишь регулирует использование кыргызского языка в работе госорганов, ведение документации. Закон не допускает ущемление прав и свобод граждан по признаку незнания государственного или официального языков и гарантирует представителям всех этносов, образующих народ Кыргызстана, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
МНЕНИЕ ТАНДЕМА
Президент Садыр Жапаров дал свой комментарий госагентству “Кабар” о возможной угрозе существованию кыргызского языка: – Торага Жогорку Кенеша предложил блокировать в интернете весь контент на русском и английском языках и переводить популярные видео на кыргызский. Он пояснил, что дети в регионах больше говорят не на кыргызском, а на русском и английском. Он также обратил внимание, что имена детей чрезмерно арабизированы. Это мнение сейчас широко обсуждается в социальных сетях. Можем ли мы узнать ваше мнение по этому вопросу?
– Конечно, мы все поддерживаем предложение по развитию кыргызского языка. Никто не против. Однако слова Нурлана Шакиева о русском и английском языках – это его личное мнение. Государственная политика совершенно другая. Русский и английский – мировые языки. Среди официальных языков ООН есть русский и английский. Без русского языка невозможно работать в странах СНГ. При совершении официальных визитов не только в страны Содружества, но и в некоторые страны Европы, США и ряд других выступают на русском и слушают синхронный перевод на этом языке. Я видел это много раз за последние три года. И английский используется во всём мире.
Я всегда говорю министру образования: “Если есть возможность, ищите учителей, которые преподают на двух языках”. И было бы хорошо, если бы один педагог учил на русском и английском, не увеличивая число учителей. Нам нужны учителя русского языка, особенно в сельской местности. Я не слышал, чтобы наши дети говорили по-русски с самого детства. Наоборот, бывают случаи, когда ученики бросают школу, не зная ни слова по-русски, и едут в Россию. Они туда едут, и у них возникают проблемы с языком. Поэтому я лично проявил инициативу и попросил Владимира Путина построить для нас девять школ с русскоязычным обучением. Строительные работы начнутся в ближайшее время.
Если есть те, кто хочет построить школу с английским языком обучения, то наши двери всегда открыты. Было бы хорошо, если бы наша молодёжь могла свободно говорить на пяти языках вместо трёх. Чем больше языков будет знать наш народ, тем шире будут кругозор и мировоззрение. Они узнают обычаи, менталитет и знания многих народов. Нам нужно смотреть на мир шире. А наш кыргызский язык никогда не умрёт, будет развиваться и жить вечно. Мы должны благодарить Бога. Как можно говорить, что наш язык находится в том же состоянии, что и в 90-е годы?
В 90-е годы в наших сёлах были люди, которые не говорили по-кыргызски. Сейчас, наоборот, подавляющее большинство жителей регионов не владеют русским языком. Причина в том, что в сёлах не хватает учителей русского языка. Без русского и английского наша молодёжь не сможет выйти за пределы Кыргызстана.
Поэтому мы не должны быть против других языков. Конечно, мы уделяем особое внимание кыргызскому языку. Неужели наш кыргызский язык, который не был потерян в прошлом, может быть потерян сейчас?
Что касается арабских имён, то это дело каждого, как называть своих детей. Главное, в душе и сердце оставаться кыргызом. К примеру, у нас тоже есть имя Мухаммед. У нас много похожих имён…
ОДНИМ АБЗАЦЕМ (КОММЕНТЫ):
“А кто не даёт-то? На русском языке вещают только три канала. Кто мешает перевести замечательные мультики “Союзмультфильма”? Зайцы, волки, чебурашки и в Африке такие же. Зато какое воспитательное, развивающее значение. Была информация, что Ватикан закупил мультики “Союзмультфильма”. Ну если свои пока не получаются, хотя во времена Союза была своя кыргызская студия производства мультфильмов. Её, что, уничтожили? В этом виноват русский язык? Хватит сеять вражду между народами через язык!”
***
“Давайте допустим такой сценарий, как предлагает спикер, – не будет изучения других языков. По сути, будут гонения и цензура. Через 5 лет мало кто будет знать русский. Лишь те, кто будет учиться на курсах, и носители русского языка, которые выучат кыргызский, тоже на платных курсах, ибо бесплатных нет.
РФ, как бы ни хотели некоторые, остаётся и будет оставаться стратегическим партнёром Кыргызстана, и работать мы будем либо там, либо на их рынок. Нам твердят постоянно, что та или иная страна выделила нам квоты на работу и учёбу. Но заострите своё внимание на количестве их квот и сравните с числом наших граждан, фактически работающих в РФ или на их рынок отсюда. Более миллиона наших граждан находятся в РФ. Вы думаете, Евросоюз сможет обеспечить такое количество наших рабочими местами?”
***
“Без РФ нам в экономическом аспекте никуда. Денежные переводы, инвестиции, товарные отношения, по сути, нашу экономику питает Россия. А теперь уберите это всё и попробуйте найти эти ресурсы тут или в другой стране. Дайте сначала конкретную программу, как избавиться от зависимости, а потом уже кидайте такие вызовы публично. Завтра закроют нам ГСМ по сниженной цене или вообще перестанут продавать, вышлют всех наших назад. Есть у нас такое количество рабочих мест? А про изучение кыргызского языка – я обеими руками за. И вместо того, чтобы делать популистские выпады, сделайте изучение кыргызского языка доступным, качественным и бесплатным. Видеоуроки на ютубе, по национальному ТВ, озвучивайте зарубежный и российский контент (качественно), откройте бесплатные вечерние курсы на базе школ и университетов”.
***
“Создайте условия для этого на госуровне. В Южной Корее, к примеру, есть курсы корейского языка совершенно бесплатно. И представьте себе, преподают на английском языке, так как у них он официальный. И никого не заботит наличие английского языка в стране. Ты учишь либо корейский, либо английский. Вот и всё. Где условия для изучения кыргызского языка в нашей стране? Их просто нет. А требовать каждый может. Раз государство не может создать условия для изучения госязыка, значит, оно его не уважает”.
***
“Почему родители стремятся отдать своего ребёнка в 1 класс именно для обучения на русском языке, если даже их чадо совсем им не владеет? Давайте задумаемся почему? Нелегко бывает в этом случае и ребёнку, и учителю. Но попробуйте перевести первоклашек на обучение в другой класс, тем более на другой язык, – жалоба быстро дойдёт до Министерства образования. И, поверьте, наказан будет инициатор такого перевода”.
Отреагировал на скандальное заявление спикера, всколыхнувшее весь интернет, и председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев в интервью “7-му каналу”:
– Я в курсе, какой резонанс в обществе вызвали слова Шакиева. Сегодня и Президент Садыр Нургожоевич тоже выразил своё мнение, а значит, вопрос серьёзный. К вопросу языка нужно подходить с осторожностью. Я прямо скажу, что думаю. По моему мнению, сохранение и развитие кыргызского языка путём ограничения других языков в нашей повседневной жизни – это ошибочное мнение, потому что без других языков и кыргызский не может развиваться. Будущие поколения должны свободно владеть не только кыргызским, но и другими языками, ведь через них они увидят мир, получат образование и могут привести в нашу страну технологии из других развитых стран. Это поможет и нашему государству развиваться, не отставая от внешней цивилизации.
Если говорить о личном опыте, то я уже много лет из своих средств доплачиваю зарплату двум учителям, чтобы они учили сельских детей русскому и английскому языкам. Я бы хотел, чтобы сельские дети знали русский, английский и другие языки и узнавали мир. Я сам после школы поступил в университет в России, и первое время мучился из-за языка. Поэтому очень важно, чтобы подрастающее поколение знало русский язык. Ну а кыргызский язык мы впитываем с молоком матери и всю жизнь будем говорить на нём.
ОДНИМ АБЗАЦЕМ (КОММЕНТЫ):
“Это действительно так. Язык не может развиваться в изолированном обществе. Депутатам стоило бы поручить Минобразованию разработать действенные методики изучения кыргызского языка. Потому что нынешние – это элементарное заучивание текста без понимания сути. Камчыбек Кадыршаевич прав в том, что многоязычие даёт возможность развития. Билингвисты впоследствии быстрее воспринимают и остальные языки, а также намного легче изучают любые науки…”
***
“Если хочет, чтобы дети смотрели мультфильмы на кыргызском, надо их создать, если хочет обучать детей на кыргызском, значит, надо подвести под это базу, а просто запрещать – глупость, которая приведёт такому же результату, какой получил спикер”.
ПОД ТЕКСТ
Шакиев разошёлся не на шутку. Он стал главным ньюсмейкером в нашем информационном пространстве. Такое уже было в недалёком прошлом, когда он собирался переименовывать районы и улицы Бишкека. За что сподобился стать главной медийной персоной в российском информсегменте. На те слова отреагировали даже в Госдуме. Потом пришлось всё переигрывать и объяснять, что его не так поняли. Хотя уж куда понятнее… Но Россия не стала обострять и пригласила спикера в Питер, где он выступил на каком-то форуме на русском языке. Но… Видимо, всё забыл и начал снова. И если он хотел опять “пропиариться”, то ему это удалось: его инициативу обсуждают российские СМИ (Интерфакс, газета RU, РБК).
Кстати, ещё одна его инициатива (а они выскакивают из него, как из рога изобилия) – учить детей до четвёртого класса только на кыргызском языке. Ну, это даже без комментариев. Всё уже описано выше: и тупик вместо развития, и полная изоляция… И если ему хотелось медийной славы в соседнем государстве, то ему это удалось: опять всех удивил, так удивил…
Кстати, это не личное мнение спикера парламента, речи которого звучат в стенах ЖК и разносятся по всему миру. А это, получается, убеждение государственного деятеля, который разъезжает по Европе с официальными визитами, где явно вещает на русском языке с последующим переводом на английский. И чем же тогда наш герой отличается от Остапа Бендера-Задунайского? Только противоположным знаком. Тот строил свои фантазии на переустройстве и возвеличивании Нью-Васюков, а Нурлан наш Шакиев тянет общество своими безапелляционными сентенциями назад, как будто и не было эволюции. И совершенно прав Камчыбек Ташиев, утверждая, что “кыргызский язык мы впитываем с молоком матери и всю жизнь будем говорить на нём”.
Геннадий КУЗЬМИН.
заместитель редактора газеты “Слово Кыргызстана”