Пётр Ильич Чайковский, великий русский композитор, оказался прав. Его музыка – гармония высоких чувств и мыслей – покоряет сердца и души всё новых и новых поколений уже третье столетие.
К большому особняку на Арбатской площади съезжались многочисленные экипажи. Предстояло открытие Московской консерватории. Всем запомнилось приветственное выступление князя Одоевского – друга Пушкина и Глинки. Взволнованно, страстно, горячо говорил князь о характере русского напева, узнаваемого “посреди какой бы то ни было музыки, и невольно говорим: “Здесь что-то русское”. И князь предложил тост за “русскую музыку как искусство и науку!” На сцене неожиданно для всех появился Пётр Ильич Чайковский. Раздался гром аплодисментов. Это был знаменательный день. Началась история Московской консерватории, и она окажется связанной с судьбой великого Чайковского. Его из Петербурга пригласил друг – Николай Григорьевич Рубинштейн.
Пётр Ильич постепенно привыкал к Москве и даже полюбил этот город. Москва отличалась от холодного Петербурга. Здесь в праздничные дни звучали народные песни, играли на дудках, балалайках, гармониках.
Вот где ощущалось раздолье для народной музыки! В ней проявлялась душа народа! И Чайковский, молодой музыкант, заслушивался, получая огромное удовольствие. Всё основное время он посвящал занятиям в консерватории. Она стала его творческим домом. Композитор много и плодотворно работал. Из ранних работ выделяется симфоническая увертюра на сюжет драмы А. Островского “Гроза”. Затем прозвучала “Первая симфония” (“Зимние грёзы”). Чайковский отразил в ней свои впечатления и настроения, навеянные родной природой и поэзией русских классиков. Любил Фёдора Ивановича Тютчева. Возможно, композитор читал эти строки, погружаясь в грёзы: “Чародейкою Зимою // Околдован, лес стоит – // И под снежной бахромою, // Неподвижною, немою, // Чудной жизнью он блестит”.
В 60-е годы Чайковский стал уже знаменит. Им создана увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта” – о высокой, чистой любви. “… но нет печальней повести на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте”. “До чего же она вдохновлена! – восклицал Римский-Корсаков, прослушав увертюру. Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть. Это одна из лучших тем всей русской музыки!” Вскоре прозвучали подлинные народные мелодии в песнях Леля и Снегурочки в музыке к весенней сказке А. Островского “Снегурочка”. Композитора всё больше и больше стала привлекать классика. Появляются оперы “Орлеанская дева”, “Мазепа”, “Чародейка”, “Иоланта”, “Пиковая дама”. Его гением созданы балеты “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, знаменитое, всеми любимое “Лебединое озеро” – украшение и профессионально-творческое лицо любого уважаемого музыкального театра.
Судьба композитора всегда оставалась связанной с Россией. Тема Родины, народа, трагедии времени, личные невзгоды прозвучали в “Четвёртой симфонии”, посвящённой верной поклоннице, удивительной женщине Надежде Филаретовне Мекк. “Моему лучшему другу”, – написал композитор на титульном листе.
“…Это музыкальная исповедь души, – признавался Пётр Ильич, – исповедь души, на которой много накипело и которая изливается посредством звуков… подобно тому, как лирический поэт высказывается стихами”. И вновь Ф. Тютчев.
Последняя любовь
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, –
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.
1852 г.
Великий композитор восторгался творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Читал, перечитывал… И на сцене зазвучала “Пиковая дама”. Он любил своё творение. Однако, пожалуй, самая популярная и любимая нами всеми на современной сцене – это опера “Евгений Онегин”. Чайковский создал новый тип русской оперы, и своё оригинальное произведение он назвал “лирическими сценками”. Автором либретто по сюжету пушкинского романа в стихах стал младший брат композитора Модест Ильич – талантливый литератор, драматург, переводчик, юрист, биограф старшего брата. Им созданы либретто и для опер “Пиковая дама” и “Иоланта”. Пётр Ильич в свою очередь посвятил младшему брату, верному другу, 12 пьес для фортепиано. Любимой героиней Пушкина была Татьяна, любимой она осталась и у композитора. Он был поражён искренностью Татьяны и с музыкой страдал вместе с ней.
“…Зачем вы посетили нас? // В глуши забытого селенья, // Я никогда не знала б вас, // Не знала горького мученья…” Духовный мир пушкинской Татьяны был близок и понятен Чайковскому.
“…Татьяна, (русскою душою, сама не зная почему) С её холодною красою любила русскую зиму…”
“Я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясён до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны… Если моя музыка заключает в себе хоть десятую долю той красоты, которая в самом сюжете, то я очень горжусь и доволен этим”, – таковы слова Чайковского. Композитор глубоко и правдиво раскрыл в музыке
внутренний мир пушкинских героев. Языком музыки передал поэтичность гениального Александра Сергеевича Пушкина. Музыка для Чайковского становилась главным смыслом его жизни. Он говорил: “Для меня труд… необходим как воздух. Как только я предаюсь праздности, меня начинает одолевать тоска…
недовольство собой, даже ненависть к самому себе… Единственное средство уйти от этих мучительных сомнений – это приняться за новый труд. Только труд спасает меня”. У великого композитора существовали свои жизненные правила. Он изложил их в письме младшему брату Модесту. “Ты должен только стараться, чтобы настоящее выглядело привлекательно и таково, чтобы ты собою был доволен. А для этого нужно: трудиться, трудиться и избегать праздности; много читать; быть как можно скромнее; быть обыкновенным хорошим человеком, а не гением, для которого закон не писан; не увлекаться желанием нравиться и пленять; не смущаться неудачами; но главное, главное – много не воображать про себя и готовить себя к участи обыкновенного смертного…”
Современники Петра Ильича отмечали его скромность, доброжелательность, удивительную трудоспособность этого гениального человека. Известный русский художник, академик И. Грабарь рассказывал о своей встрече с композитором. Художник высказал мысль, что гений творит “по вдохновению”. Пётр Ильич возразил: “Ах, юноша, не говорите пошлостей! Вдохновения нельзя ожидать, да и одного его недостаточно; нужен прежде всего труд, труд и труд…И чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться… Вдохновение рождается только из труда и во время труда. Я каждое утро сажусь за работу и пишу… Если ничего не получается сегодня, я завтра сажусь за ту же работу снова. Так я пишу день, два, десять дней, не отчаиваясь, если ещё ничего не выходит, а на одиннадцатый день, глядишь, что-нибудь путное и выйдет. Упорной работой, нечеловеческим напряжением воли вы всегда добьётесь своего, и вам всё удастся больше и лучше, чем гениальным лодырям…”.
“Времена года”
Лето Чайковский часто проводил на юге Украины у сестры. Прекрасная южная природа поражала воображение композитора. Здесь и создавался фортепианный цикл “Времена года”, посвящённый племяннику Володе Давыдову. “Времена года” – 12 характеристических пьес – популярное и поэтическое произведение в истории мировой музыкальной культуры. Прозвучали темы “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Зима”. Каждая пьеса-месяц имеет эпиграф, выбранный самим композитором поэтический образ природы и поэтическое настроение человека из лирики русской классики.
Вот звучит тема “Весна”
Всё зеленеет, цветёт, шумит листва. Звенит над полем жаворонок – вестник Весны. Март (“Песня жаворонка”), Апрель (“Подснежник”), Май (“Белые ночи”). И эпиграфы к этому циклу:
А. Майков. Март
“…Поле зыблится цветами, // В небе вьются света волны // Вешних жаворонков пенья // Голубые бездны полны”.
А. Майков. Апрель
“Голубенький, чистый Подснежник-цветок, // А подле сквозистый Последний снежок. // Последние слёзы о горе былом, // И первые грёзы о счастье ином”.
А. Фет. Май
“Какая ночь! На всём какая него! //Благодарю родной полночный край! “/Из царства льдов, из царства вьюг и снега. //Как свеж и чист взлетает май”.
Следует тема “Лето”
Интонации магических обрядовых песен звучат в летних пьесах Чайковского. Июнь (“Баркарола”), Июль (“Песня пахаря”), Август (“Жатва”). И вновь поэтические эпиграфы.
А. Плещеев. Июнь
“…Выйдем на берег, там волны”. //Ноги нам будут лобзать.// Звёзды с таинственной грустью Будут над нами сиять”.
А. Кольцов. Июль
“Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня…”
А. Кольцов. Август
“…Люди с семьями //Принялися жать, //Косить под корень Рожь высокую”.
Мотив июня – “Баркарола”. Итальянское слово “барка” означает “лодка”. Баркарола – песня лодочников чудесной Венеции.
В народных обрядовых песнях июля и августа звучат интонации надежды, мольбы:
“Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай”. И в избу заносили пучок колосьев – символ Земли-матушки. Так благодарили Землю-кормилицу.
И вновь в музыке великого Чайковского уже поэтический образ Осени. Сентябрь (“Охота”), Октябрь (“Осенняя песнь”), Ноябрь (“На тройке”).
А. Пушкин. Сентябрь
“Пора! Пора! Рога трубят; //Псари в охотничьих уборах //Чем свет уж на конях сидят; //Борзые прыгают на сворах”.
А. Толстой. Октябрь
“…Осень, осыпается весь наш бедный сад, //Листья пожелтевшие по ветру летят…”
(25 октября 1893 года ушёл в иной мир и композитор)
Н. Некрасов. Ноябрь
“Не гляди же с тоской на дорогу, //И за тройкой вослед не спеши, //И тоскливую в сердце тревогу //Поскорей навсегда заглуши”.
И за Осенью последовала Зима: Декабрь (“Святки”), Январь (“У камелька”), Февраль (“Масленица”).
И вновь стихи-эпиграфы русских поэтов
В. Жуковский. Декабрь
“…Раз в крещенский вечерок// Девушки гадали. // За ворота башмачки, сняв с ноги бросали”.
А. Пушкин. Январь
“И мирной неги уголок // Ночь сумраком одела, // В камине гаснет огонёк // И свечка нагорела…”
П. Вяземский Февраль
“…Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пар…”
Масленица – весёлый, задорный народный праздник с грудой роскошных блинов-символов Масленицы – праздника тружеников-хлеборобов – кормильцев. Масленица сопровождается величальными песнями, частушками, пожеланиями, обрядовыми играми. Раздаётся весёлый колокольный перезвон, предвещающий радостную весть. Стремительно мчащаяся тройка со звенящими бубенцами-колокольчиками. Мир праздничной недели Масленицы раскрылся в мелодике – гармонически звучащей музыке великого Чайковского. В цикле “Времена года” прозвучали интонации звукоподражания-аллитерации, характерные действиям жизни природы и народному бытию человека. Музыка для Петра Ильича Чайковского стала исповедью души, которая изливалась в мировое пространство посредством гармонии мелодичных звуков.
Музыка-исповедь на нашей сцене
Музыка-исповедь великого Чайковского для души звучала и продолжит звучать и на нашей театрально-музыкальной сцене. Перелистываем красочно-познавательно оформленный альбом “Государственный ордена Ленина Академический Театр оперы и балета” Кыргызстана. Портреты, фотографии ведущих режиссёров, дирижёров, народных и заслуженных деятелей и артистов республики, истории оперных и балетных постановок. Вот и Пётр Ильич Чайковский, чья музыка звучит с 50-х годов XX века на нашей сцене. Таковы балетные спектакли: “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”. С успехом шли известные оперы “Пиковая дама” с участием Г. Сатаевой (Лиза) и Н. Рузавина (Герман), “Черевички” и “Иоланта” с участием Х. Мухтарова (король Рене) и самая популярная опера “Евгений Онегин”. Партии ведущих персонажей вели Артык Мырзабаев (Онегин), Булат Минжилкиев (Гремин), Токтоналы Сейталиев (Ленский). В опере органично слилось слово великого Пушкина с музыкой Чайковского в познавательно-творческое явление для юного поколения читателей и слушателей. В течение многих десятилетий не сходит со сцены всеми любимый балет Петра Ильича Чайковского “Лебединое озеро”. Блистали Бюбюсара Бейшеналиева, Рейна Чокоева, Уран Сарбагишев, Чолпонбек Базарбаев и другие талантливые солисты оперы и балета, известные поклонникам старшего поколения театра.
Время не стоит. Рождаются новые поколения, новые имена исполнителей, идущих по следам высокого профессионального мастерства предшественников. Есть надежда, что музыка композитора всегда будет звучать на сцене нашего театра оперы и балета. А также продолжит звенеть и светиться в мировом пространстве яркая звезда гения Петра Ильича Чайковского.
Мариям ИРИСОВА,
отличник народного образования,
лауреат Международной премии Клуба
литературы и искусства
Ч. Айтматова.