Всемогущий Россельхознадзор временно запретил экспорт молочной продукции, рыбы
и колбасных изделий из Кыргызстана в РФ. В нашей продукции обнаружены болезнетворные микробы, опасные для здоровья человека пищевые добавки и другие «прелести». Сумеют ли теперь перерабатывающие предприятия восстановить свой пошатнувшийся авторитет? Без решительных мер Минсельхоза
и правительства здесь не обойтись.
Скандал №1. Более десяти молочных заводов и комбинатов республики в своё время с большим трудом добивались права экспортировать свою продукцию. В России, Казахстане и Узбекистане, куда поступает наша молочка, работают многоопытные специалисты в области ветеринарии, к тому же, они обеспечены всем необходимым современным оборудованием и любую химию выявили бы в два счёта. Но переработчикам каким-то чудом удалось доказать (можем, если захотим), что диетическая продукция Кыргызстана отменного качества.
В результате, по итогам прошлого года, за кордон отправлено 1 миллион 734 тысячи тонн молочных изделий. Йогурты, кефир, мороженое и молоко, произведённые в Кыргызстане, моментально сметали с прилавков тамошние покупатели. Кстати, в Казахстан отправлялось 78 процентов всей экспортной продукции, в Россию — 20, остальную часть забирал Узбекистан.
Но шло время, и в адрес отечественных переработчиков стали поступать замечания от зарубежных потребителей. Они утверждали, что в нашей продукции выявляются, скажем дипломатично, нежелательные микроорганизмы, да и сами молочные деликатесы уже не те, что были два-три года назад.
Первыми не выдержали россияне. Они сами прибыли на наши молочные комбинаты. Данные после проведённых исследований привели специалистов Россельхознадзора в шок. Вот лишь несколько предложений из справки, написанной по итогам их расследования: «На предприятиях нет эпизоотического контроля и мониторинга качества животноводческой продукции. В планы работ не входят исследования по определению показателей, разработанных в ЕАЭС… Происхождение сырья выяснить невозможно, молоко используется без сопроводительных документов». Ну и далее всё в таком же духе.
Вердикт таков: приостановить экспорт молочных изделий до полного устранения недостатков.
После отъезда представителей Россельхознадзора наши «умники» из числа представителей перерабатывающей отрасли стали говорить о необходимости перенаправления молочного экспорта в Узбекистан. Досталось и россиянам. Дескать, они и до этого проверяли предприятия и никаких замечаний не делали.
Да, не делали, потому что качество молока тогда было относительно высоким. А вот намёки насчёт излишней придирчивости россиян безосновательны. Объёмы кыргызстанской молочки на потребительском рынке громадной страны составляют всего лишь один процент. По существу, россияне предоставили нам возможность неплохо заработать на поставках этой продукции, а мы вон какие фортели выкидываем. Друзья спокойно проживут и без нашей молочки. Сябры (друзья) из Беларуси в одну секунду заполнят нашу нишу.
Но, к счастью, совесть потеряли не все ответственные товарищи республики. Так, министр сельского хозяйства Аскарбек Джаныбеков признался с трибуны Жогорку Кенеша, что некоторые недобросовестные производители приобретают молоко с антибиотиками. А депутат Балбак Тулобаев
разоткровенничался ещё больше: «В последнее время предприятия резко увеличили поставки молочной продукции за рубеж. Откуда они берут сырьё, если удои молока и поголовье крупного рогатого скота остаются на прежнем уровне? Здесь два варианта: скупают молоко у небольших заводов или разводят порошок. В результате сами портят себе репутацию».
Да, конечно, приобретать сырьё у маленьких, не зарекомендовавших себя фирм — рискованное дело, а разбавлять сухое молоко — тем паче, но дело не только в этом.
Лет десять назад в стране развернулась широкая кампания по развитию ветеринарии. Предполагалось, в частности, открыть в стране институт частных ветеринаров. Они должны были работать в каждом селе, зорко следить за здоровьем имеющегося в этом населённом пункте скота: делать своевременные прививки и даже открывать на каждую бурёнку (только не смейтесь!) личное дело. Когда родилась, кто её родители, чем болела, сколько лактаций было. Кроме того, ветеринаров обязывали периодически проверять качество молока каждой коровы и все эти данные в обязательном порядке вносить в личные дела животных, а потом и в электронную базу данных.
Провели также акцию под названием «биркование». К уху каждого животного присоединялся чип с идентификационным номером. Это делалось для отслеживания перемещения каждой бурёнки. Ведь их часто продают, а с помощью номера на чипе можно было бы определить местонахождение больного животного и даже село, в котором местные хитрецы добавляют в молоко антибиотики.
Кадры для реализации этой программы должна поставлять Кыргызская аграрная академия, а повышением профессионального мастерства занималась Ветеринарная палата республики.
Вроде маховик реформ в животноводстве закрутился, ветеринары стали приезжать в сёла, но сейчас всё вернулось на круги своя. Дело застопорилось из-за необходимости оплачивать труд специалистов самим фермерам. С этим крестьяне, как оказалось, согласны не были. Они в лучшем случае приобретали медикаменты в ветеринарных аптеках и сами делали инъекции скоту, а в худшем везли заболевших животных на убой. Ох, и экономны наши фермеры, подчас там, где не нужно.
Не был решён и вопрос логистики, то есть доставки сырья от крестьянского подворья на перерабатывающие предприятия. Этим делом и поныне занимаются случайные люди, которым и в голову не приходит проверить качество закупаемого у крестьян молока, да и сами они, наверное, на любые фокусы способны. Какие именно — нетрудно догадаться.
Одним словом, от реформы в ветеринарии остались рожки да ножки. Некому, оказалось, взять под жёсткий контроль это важное государственное дело.
Сейчас, по нашей информации, постоянно происходят встречи руководителей аграрной отрасли Кыргызстана со своими российскими коллегами. Идёт поиск, как говорят дипломаты, взаимоприемлемых решений. Проверенные годами партнёры, конечно, пойдут нам навстречу, но никто за нас не поднимет отечественную ветеринарию на должный уровень.
Скандал №2. Честно говоря, мало кто из кыргызстанцев знал об экспорте рыбы в Россию. В этой стране своей чешуйчатой продукции предостаточно. Но россияне позволяют и нам завозить к ним рыбу. Как же — горная форель известна во всём мире! Да и законы ЕАЭС о беспрепятственной перевозке товаров никто не отменял. Вот наши новоявленные рыбоводы и стали разводить «царскую рыбу». В год в РФ экспортировалось более трёх тысяч тонн форели — 90 процентов от выращиваемого у нас объёма этой деликатесной фосфорной продукции.
Дела шли неплохо лет пять-шесть. Потом российские контролирующие службы стали отмечать резко возросшие объёмы поставок форели, а вот её качество стало ухудшаться. Тот же Россельхознадзор неоднократно сигнализировал об этом Минсельхозу Кыргызстана, но в ответ получал отписки. Наконец, россияне сами прибыли в рыбоводческие хозяйства Кыргызстана с целью изучения качества нашей форели. Но рыба, выращиваемая на крупных предприятиях, как правило, оказывалась отменного качества. Правильные ихтиологи соблюдают все технологии, приобретают дорогой импортный корм. Словом, дорожат престижем своих фирм. Зарубежные потребители ими очень довольны.
Не сразу россиянам удалось докопаться до истины, но всё же они поняли, откуда ноги растут. Для увеличения объёмов экспорта некоторые наши отчаянные рыбоводы закупают форель в мелких хозяйствах, в которых правилами выращивания рыбы не заморачиваются. То есть с помощью всевозможных запрещённых химических препаратов ускоряют рост форели. Но и это еще не всё! Некоторые ухари приноровились закупать чешуйчатую продукцию в могучей соседней державе, а там уж вовсе никакими антибиотиками не брезгуют.
Но здесь возникает резонный вопрос: а где же наши контролирующие органы? А что им, этим органам, суетиться? Предприятия, которые получили разрешения на экспорт рыбы, сами должны, по мнению рыбных ревизоров, заботиться о качестве выращенной продукции. В принципе они правы, конечно, но вот только к ним присоединяются дикие, не в меру шустрые рыбоводы. Как их вывести на чистую воду? Власти пока не дали ответа на этот вопрос. Может, сами ихтиологи разберутся в своих проблемах. Ведь их имиджу нанесён серьёзный урон. Восстановить его будет очень сложно.
Скандал №3. Россельхознадзор выявил также в отечественной халяльной колбасе молекулы свинины. Такое даже трудно себе представить. Можно только догадываться, какую реакцию вызвало это сообщение у правоверных мусульман. Неслучайно производители этой продукции напрочь опровергли скандальную информацию. «В нашу продукцию, — заявили они, — В ПРИНЦИПЕ не могут попасть молекулы свинины». И переработчикам, между прочим, веришь. Оскорблять верующих — немыслимое дело.
Но, с другой стороны, у Россельхознадзора имеется современная аппаратура, которая не то что молекулы — атомы чужеродных материалов выявит.
В сложившейся ситуации напрашивается единственный вывод: кто-то из недобросовестных поставщиков подсунул мастерам халяльных изделий свинину, а у них не нашлось мощной проверяющей аппаратуры.
Так кто же позаботится о приобретении для наших перерабатывающих предприятий необходимого оборудования? Без него мы можем вляпаться и в другие неблаговидные истории.
Вячеслав АНИКИН.
P. S. Несколько дней назад глава правительства Акылбек Жапаров заявил, что не видит в этих инцидентах никакой политики. Просто нашим переработчикам нужно, по его словам, жёстко контролировать производство своей продукции. Так-то оно так, конечно, а вот что делать с недобросовестностью иных тружеников отрасли? В погоне за лёгкой «деньгой» они подчас идут на любые ухищрения.
Вспоминается в связи с этим один случай. Несколько лет назад удалось побывать в культурной столице Италии — Милане. Рядом с нашей гостиницей неожиданно закрыли обычный продуктовый магазин. Руководитель группы пояснил нам, что в этом шопе обнаружили продукцию с истекшим сроком давности, и теперь хозяева магазина выплатят колоссальный штраф. Провинность миланских работников прилавка по сравнению с нашими ухарями от перерабатывающей промышленности, согласитесь, детская шалость.
А почему мы так любезны со всевозможными прохиндеями от пищевой промышленности? Даже россияне научились дорожить здоровьем своих граждан, а мы как в лесу живём …
И между прочим, возникает ещё один крайне тревожный вопрос: если на экспорт отправляется опасная для человека продукция, то что тогда едим мы?..