Нынешний этап развития художественной культуры Кыргызстана, несомненно, вызывает в памяти имена и творческое наследие художников, которые внесли особенно крупный и весомый вклад в формирование и развитие нашего реалистического искусства. Таким художником, на мой взгляд, является Семён Афанасьевич Чуйков, выдающийся живописец, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии имени Токтогула, а также лауреат международной премии Джавахарлала Неру.
Вышедшая недавно в свет в столичном издательстве “Алтын тамга” монография доктора искусствоведения, заслуженного деятеля культуры КР Байышбека Будайчиева “Семён Чуйков” – первая книга, изданная в нашей республике параллельно на двух языках (кыргызском и русском). В ней достаточно подробно рассматривается творчество мастера, являющегося по праву отцом профессионального изобразительного искусства Кыргызстана.
Семён Чуйков, как известно, стоял у истоков организации Союза художников Киргизской ССР, открытия Картинной галереи (ныне Кыргызский национальный музей изобразительных искусств имени Г. Айтиева), создания Фрунзенского художественного училища (ныне Кыргызское художественное училище имени
С. Чуйкова). В его творчестве наиболее полно отразилась вся жизнь кыргызского народа – история, быт, окружающая природа. Для него эти темы были близкими с детства (ведь он родился в 1902 году и вырос в Пишпеке, который в 1926 году переименовали в город Фрунзе).
В своей книге Б. Будайчиев уделил серьёзное внимание изучению ранних работ художника, написанных им свежо, искренне в период 1917-1920 годов. Эти живописные этюды имели важное значение в становлении творческого пути С. Чуйкова в начале 1930-х годов (уже после завершения им учёбы в Москве в художественном вузе). Во второй половине 1930-х годов поэтическое начало, рано проявившееся в творчестве художника, придало теплоту известным жанровым и портретным композициям (“Счастливое материнство”, 1937, “Мальчик с абрикосами, 1937, “Киргизские дети”, 1937, “Портрет киргизской девочки”, 1937, “Полдень в горах”, 1938, “Охотник с беркутом”, 1938 и другие). Впервые широкому зрителю они были показаны на персональных выставках во Фрунзе в 1938 году, а в Москве в 1939 году. Представленные в экспозиции работы имели большой успех среди общественности страны и говорили о появлении новой яркой индивидуальности в советском многонациональном и кыргызском национальном искусстве.
Стремление раскрыть особую неповторимость, новые черты духовного склада сельских тружеников, величие родной земли проявилось в чуйковских полотнах последующих лет (“Осеннее джайлоо”, 1945, “Утро”, 1947, “Полдень”, 1947, “Вечер”, 1947, “Дочь Советской Киргизии”, 1948, “Дочь чабана”, 1956, и других). Они ознаменовали важный этап в развитии его творчества и стали постоянной классикой в современном национальном искусстве. В 1958 году за картины “Дочь Советской Киргизии” и “Дочь чабана” С. Чуйкову была присуждена золотая медаль на международной выставке в Брюсселе. На протяжении всей жизни живописец делил своё творчество между Москвой и Кыргызстаном (с ранней весны и до поздней осени он находился во Фрунзе, собирая необходимый этюдный материал, а с наступлением зимнего времени – в Москве), неустанно работая над будущими композициями.
Воплощением глубоких раздумий С. Чуйкова о величии природы Кыргызстана, её внутренней неразрывной связи с человеком, его чувствами, мечтами и свершениями стало полотно “Прикосновение к вечности”, 1974 год. В нём ощущаются глубинные пласты жизни кыргызского народа, своеобразие его характера. Помещённые в книге репродукции картин и этюдов часто сопровождаются воспроизведением их фрагментов, что даёт более полное представление о характере произведений, раскрывая самобытный образный мир Семёна Афанасьевича Чуйкова. В составе творческих групп Академии художеств СССР живописец посетил ряд европейских стран: Францию, Италию, Германию, Болгарию, Грецию. Большое впечатление на него произвела поездка в Индию.
Произведения Семёна Чуйкова хранятся в музеях Москвы (в Государственной третьяковской галерее, Государственном музее искусств народов), Санкт-Петербурга (в Государственном Русском музее, Музее этнографии), в Государственном музее искусств Казахстана (Алматы), в Дрезденской картинной галерее, Пражской национальной галерее, в Национальной галерее современного искусства в Дели, Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева, Мемориальном музее-мастерской С.А. Чуйкова в Бишкеке и других художественных собраниях.
Монография Б. Будайчиева о С. Чуйкове существенно дополняет литературу по искусству Кыргызстана. Это ценное и масштабное издание позволяет читателям, в том числе молодым любителям искусства, учащимся художественных школ и училищ, студентам вузов, где готовят художников и дизайнеров, ближе познакомиться с творчеством одного из выдающихся мастеров кыргызского национального изобразительного искусства.
Тургунбай САДЫКОВ, президент Национальной академии художеств КР, народный художник СССР, профессор, академик Академии художеств РФ, Герой Социалистического труда, Кыргыз Эл батыры, лауреат Ленинской и Государственной премии имени Токтогула.