Обзор кыргызско-китайской дружбы за последние 10 лет

Обзор  кыргызско-китайской дружбы  за последние 10 лет

Алина Маратова студенткой поехала учиться в Китай, а после окончания вуза осталасьтам работать. Организовала свой небольшой торговый бизнес. Она — представитель нового поколения кыргызстанцев, которые за последние 10 лет вышли на новый уровень торговли с Китаем. А такие возможности созданы благодаря вышедшим на новый уровень отношениям двух стран.

 

 

Пожали руки и сфотографировались на память

 

Таких рукопожатий и совместных фотографий между чиновниками высокого ранга кыргызской и китайской сторон за прошедшие 30 лет было 50! Именно столько раз официальные делегации двух стран совершали взаимные визиты.

 

По их итогам подписаны сотни документов: коммюнике, договоры, соглашения. Причём это были работающие документы. Так, первым серьёзным достижением двух стран стало решение вопроса по границе. Сегодня между странами нет пограничных проблем.

 

С 1991 года Кыргызстан посетили все руководители Китая. В 1996 году с государственным визитом нашу страну посетил председатель КНР Цзянь Цземин. Через 13 лет — Ху Цзиньтао, и летом 2019 года с госвизитом в Бишкек приехал Си Цзиньпин.

 

С 1992 по 2021 год объём торговли вырос с $35 миллионов в год до $7,5 миллиарда, увеличившись в 200 раз!
Несмотря на то, что отношения Поднебесной со страной Ала-Тоо развивались динамично, стоит обратить внимание на темп, который взяли страны с 2012 года.

 

Так, в 2013 году между странами подписано соглашение «Об установлении стратегического партнёрства». Спустя пять лет — в 2018 году — соседи установили Всестороннее стратегическое партнёрство, что позволило создать широкую нормативно-правовую базу для развития отношений двух стран.

 

Кыргызстан продолжил свою твёрдую приверженность принципу «одного Китая», поддерживая принципиальную позицию Китая по вопросам, связанным с Тайванем, Синьцзянем и Сянганом. Таким образом, он поддерживает усилия Китая по защите суверенитета, безопасности.

 

Как заметила посол КНР в КР Ду Дэвэнь, «создание Сообщества единой судьбы Китая и Кыргызстана даёт гарантию дальнейшего развития китайско-кыргызских отношений».

 

К чему это привело?

 

Для обывателя Соглашение «Об установлении всестороннего стратегического партнёрства» кажется рядовым и скучным документом с серьёзным названием. На деле же это платформа, на которой и создаётся благоприятная среда для дальнейшего налаживания двусторонних отношений почти во всех сферах: экономика, торговля, культура, образование, инфраструктура.

 

Подписанные документы стали приносить свои плоды довольно скоро. Так, при финансовой и технической поддержке Китая в Кыргызстане получили реализацию энергетические и дорожные проекты.

 

За три года, с 2012 по 2015-й, китайские энергетики построили ЛЭП 500 кВт «Датка — Кемин». Эта линия электропередачи протяжённостью 405 километров, проходящая через горы, соединила подстанцию «Датка» на юге Кыргызстана с подстанцией «Кемин» на севере, таким образом усилив энергетическую безопасность страны. Стоимость проекта составила $389 миллионов.

 

Другой важный энергетический проект — модернизация ТЭЦ столицы Кыргызстана. После обновления её мощность увеличилась в два раза. Для сведения, ТЭЦ Бишкека — единственное предприятие по выработке электроэнергии на севере страны.

 

Одна из болезненных тем в Кыргызстане — качество автомобильных дорог. Но к качеству асфальтных покрытий, уложенных китайскими дорожниками, пока претензий нет. Мало того, они даже в некоторых случаях выручали наш Минтранс, когда при строительстве какого-либо участка важной трассы подводил подрядчик.

 

Как вспоминает заслуженный строитель КР Левон Алибегашвили, в 2000-х одна иностранная компания строила участок дороги Бишкек — Ош в районе города Таш-Кумыра. Она провалила проект. Часть выделенных ей средств потратила. Тогда привлекли китайскую компанию. Она и спасла проект, качественно доделав работу.

 

Или свежий пример. При реализации проекта строительства альтернативной дороги Север — Юг участок от села Эпкин до населённого пункта Башкууганды взяла итальянская компания. В итоге компания так и не приступила к строительству трассы, а жители продолжали мучиться от плохой дороги. А это как-никак 60 километров. В сентябре 2021 года заказчик заключил контракт с китайской компанией. Она оперативно приступила к работе и уже на следующий год уложила 25 километров асфальта.

 

Ровный центр города

 

Продолжая тему дорог, невозможно не отметить тему капитального обновления центральных улиц столицы — Бишкека.

 

Уже на протяжении нескольких лет за счёт китайского гранта строятся дороги в Бишкеке. Мы неслучайно написали «улицы» столицы, а не «дороги». Дело в том, что китайские дорожные строители не только меняют асфальт на дороге, но и обновляют полностью улицы, включая тротуары, арыки, мосты. На некоторых участках укладывается новый вид асфальта — щебёночно-мастичный. Он более качественный, и, соответственно, срок его службы дольше обычного.

 

Уместно отметить, что только на реализацию второй фазы проекта «Развитие улично-дорожной сети города Бишкека» выделено $42 миллиона, по его итогам будет реабилитировано 60 улиц. Причём не только центральных.

 

Сейчас столица в ожидании третьей фазы, в которой китайские инженеры-дорожники будут строить транспортные развязки, что позволит существенно уменьшить количество пробок в городе.

 

Самый крупный автодорожный проект в истории Кыргызстана — трасса Север — Юг. Этот уникальный проект тоже реализуют китайские подрядчики. Путь протяжённостью 433 километра проходит через сложные горные массивы, где на 90 километрах пришлось строить полностью новую дорогу. Уже сданы в эксплуатацию эстакадные мосты, осталось прорыть ещё полкилометра тоннеля на перевале Кок-Арт.

 

Руку поддержки Китай протягивает не только для строительства дорог или энергообъектов. Как рассказала начальник отдела технической политики и инвестиций службы водных ресурсов при Минсельхозе КР Жылдызкан Ашымбаева, в ноябре 2016 года между правительствами Кыргызстана и Китая подписано соглашение, согласно ему китайская сторона выделила $32 миллиона на реабилитацию шести ирригационных систем в Иссык-Кульской, Таласской, Чуйской и Баткенской областях.

 

На первом этапе подрядчики построили три объекта в двух областях, и 2 300 гектаров земель стали орошаемыми, а на 4 180 гектарах улучшился полив. Сейчас идёт реализация второго этапа.

 

Но крупнейший ирригационный проект впереди. Как рассказала Жылдызкан Ашымбаева, во время посещения Президентом КР Садыром Жапаровым зимних Олимпийских игр в Пекине прошли переговоры между правительствами КР и КНР о строительстве обводного Чуйского канала — 2. Правительство Китая готово выделить $52 миллиона на сооружение этого водного объекта. По словам чиновника, с кыргызской стороны подготовлено проектное предложение на $52 миллиона. Если проект получит свою реализацию (протяжённость 22 километра), это сократит потери на 200-300 миллионов кубометров воды в год.

 

Что касается развития торговых отношений, то только в 2017 году экспорт в Китай составил почти $100 миллионов, тогда как в начале девяностых общий объём товарооборота не превышал $35 миллионов.
Данные Нацстаткома КР

 

Сила в знании

 

За последние 10 лет произошли заметные серьёзные продвижения в области образования, медицины, культуры.

 

Так, для помощи кыргызской молодёжи в изучении китайского языка и культуры в Бишкеке, Оше и Джалал-Абаде были открыты четыре Института Конфуция. В их стенах ежегодно знания получают 4 000 молодых кыргызстанцев.

 

Стало престижно учиться в китайских вузах. В настоящее время в университетах Поднебесной обучаются около 5 000 студентов из Кыргызстана. А учреждённая посольством КНР в КР стипендиальная программа «Следуя за китайской мечтой» позволяет десяткам парней и девушек учиться в Китае, получая стипендию.

 

Как рассказала посол Китайской Народной Республики в Кыргызской Республике Ду Дэвэнь во время гостевой лекции в Дипломатической академии, «в настоящее время стороны ведут переговоры о взаимном создании культурных центров, взаимном переводе литературных произведений, взаимном показе фильмов и телепередач». Также в городе Оше построена и введена в экплуатацию современная больница. А школа №95 в Бишкеке стала одной из престижных.

 

Что касается медицины, то в истории остаётся беспрецедентный факт оказания помощи со стороны КНР во время пандемии COVID-19. Китай, сам будучи заложником этой доселе невиданой напасти, не прекращал помощь всему миру в борьбе с пандемией, включая Кыргызстан.

 

В марте 2021 года из Поднебесной прибыла первая партия бесплатной вакцины компании «Синофарм» в объёме 150 тысяч доз на 75 тысяч человек. Таким образом, именно Китай помог начать стране массовую вакцинацию для выработки коллективного иммунитета. Позже, в мае того же года, правительство КНР приняло решение выделить ещё 150 тысяч доз.

 

Необходимо отметить, что в столь сложный для Кыргызстана период правительство КНР дважды пролонгировало долг Кыргызской Республики перед Китаем.

 

Словно знаменуя новый уровень отношений двух стран за последние десять лет, в сентябре 2022 года на полях саммита ШОС в Самарканде (Узбекистан) министры транспортных ведомств трёх стран: Китая, Кыргызстана и Узбекистана — подписали документ о строительстве железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. И как заметила глава дипмиссии КНР в КР Ду Дэвэнь, «железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан станет новым флагманским проектом в совместном строительстве «Один пояс, один путь» и важной частью нового азиатско-европейского трансконтинентального моста и поможет Кыргызстану выявить транзитный потенциал и получить доступ к океану».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *