Охрана отечественного наследия — приоритетная задача общества

С новой техникой  новые возможности

В настоящее время на общественное обсуждение выставлен закон «Об охране и использовании историко-культурного наследия». Для нашей республики он крайне важен, поскольку со времён палеолита в земле Кыргызстана хранятся памятники прошлого — стоянки древнего человека, курганы-могильники, всевозможные клады, поселения античной эпохи, руины средневековых городов. Учитывая, что по территории Кыргызстана проходила оживлённая международная торговля на Великом Шёлковом пути, местные археологические памятники — важный ресурс для изучения мировой истории и культуры.

 

Интерес к археологическому Клондайку возник в русской науке в конце позапрошлого века, хотя, по меткому выражению основателя археологической школы в Средней Азии академика М. Массона, представлял собой ещё «охоту за древностями». Планомерное изучение археологических памятников началось в тридцатые годы прошлого столетия. В настоящее время их зафиксировано несколько тысяч. Наиболее плотная застройка времён Средневековья отмечена в Чуйской долине. Ранее сообщалось о 18 крупных городах с длинными крепостными стенами и более 50 поселениях меньшего масштаба. Кроме городской застройки в их округе располагались фермы-усадьбы. Современные гиды любят цитировать слова якобы средневекового путешественника, посетившего Чуйскую долину: «Если на одном краю долины на крышу дома посадить кошку, то она пройдёт всю долину, не спускаясь с крыши». Однако уже к концу XIII века путешественники, проезжавшие по этим местам, подчёркивали полное запустение оседло-земледельческой жизни.

 

Подтверждением их слов служат крупномасштабные топографические карты середины прошлого века, плотно покрытые скоплением точек и сопроводительным словом «разв.» — «развалины». Большая часть средневековых поселений за последние полвека спланирована пашнями или занята современной застройкой. Научные раскопки эпизодически проводятся по всей территории Кыргызстана, но изучена только крупица археологического айсберга. Массовое жилищное и промышленное строительство, а также мелиорация пахотных земель привели к перемешиванию культурного слоя и уничтожению многочисленных курганов и даже некоторых городищ.

 

Прежде чем начать говорить об охране богатого археологического наследия Кыргызстана, надо выяснить, что государство берёт под свою защиту, т. е. нужна инвентаризация всех археологических памятников. Перед распадом СССР Академия наук начала работу по Своду археологических объектов, которая не закончена, хотя частично некоторые материалы опубликованы. Современное состояние археологических памятников легко проследить на местности по картам, предоставляемым Google, и их значительно больше, чем включённых в список объектов, охраняемых государством, и многие из них заняты под современные кладбища или распаханы. Если эти объекты всё ещё находятся под охраной государства, то необходимо выделить границы, в пределах которых запрещаются любые виды деятельности. Все объекты, взятые под учёт, следует обозначить на местности и их местоположение довести до местных акимов и жителей, что позволит привлечь общественность к охране археологических памятников. Это большая работа, требующая значительных затрат. Передача функций охраны археологических памятников на усмотрение местных властей приведёт к дальнейшему их уничтожению. Несмотря на строгие ограничения статьи 31 закона о том, что историко-археологические памятники приватизации не подлежат, сегодня большинство городищ находится на приватизированных территориях, и дальнейший их вывод из списка охраняемых лишь дело времени.

 

Археологический надзор при ведении земляных работ остаётся пока благим пожеланием, поскольку ведёт к удорожанию строительства, что невыгодно застройщикам. С другой стороны, нет должного контроля как местных властей, так и надзорных органов отдела по охране памятников, существующего при Министерстве культуры, информации и туризма Кыргызской Республики. Археологический надзор проводится лишь при строительстве крупных объектов. Решением данной проблемы может стать введение в обязанности институтов, проводящих инженерные изыскательские работы перед началом строительства, публикации в отчётах сведений о наличии в районе археологических объектов и доведение до надзорных органов информации об их присутствии.

 

Одной из самых серьёзных проблем стало отсутствие государственного финансирования археологических исследований. Все современные раскопки на территории Кыргызстана финансируются и проводятся совместными международными экспедициями, что привело к утрате собственной археологической школы, на всю республику наберётся десяток профессиональных археологов. В средствах массовой информации практически отсутствуют передачи и статьи о богатом археологическом наследии Кыргызстана. Не издаётся научных сборников с трудами археологов, не доступна информация о результатах археологических раскопок.

 

С начала 2000-х годов республику охватил бум кладоискательства, металлодетекторы для поиска стали общедоступными. Несанкционированные раскопки проводятся на всех неохраняемых городищах. В связи с этим в закон согласно статье 33 предлагается ввести запрет на поиски артефактов с помощью приборов и не выплачивать вознаграждения за находки, обнаруженные с помощью металлоискателей (статья 12).

 

Здесь следует разделить понятия «археологические раскопки» и «поиск артефактов с помощью металлодетекторов». Закон об охране археологических памятников, запрещающий приближаться к городищам с приборами для поиска, не должен распространяться на всю территорию Кыргызстана. За многовековую историю заселения человеком предгорий Тянь-Шаня археологические артефакты могут встречаться в самых неожиданных местах, далёких от археологических объектов. На распаханных территориях под действием удобрений и воды археологический материал быстро разрушается. Его поиск и введение в научное обращение — задача, посильная нескольким сотням любителей археологии с металлоискателями. Вот только взаимоотношения между археологической службой и археологами-любителями необходимо отрегулировать. В западных странах поисковики с металлоискателями признаны добровольными помощниками археологов. К примеру, министр культуры Англии назвал кладоискателей-любителей «невоспетыми героями национального наследия». Английские любители металлопоиска сообщают о своих находках и кладах в местные музеи, а при необходимости специалисты проводят дальнейшие раскопки. Государство имеет приоритетное право купить или нет предоставленные артефакты.

 

В нашем законе согласно Гражданскому кодексу сдатчики получают 50% стоимости сданного артефакта, но отсутствие компетентной комиссии по оценке археологических находок и каких-либо ценников и каталогов, а главное недостаток у музеев финансовых возможностей привели к тому, что за 30 лет в музеи от населения случайно найденные артефакты не поступали. В новом законе повторён тот же не работающий тезис, что случайные находки с помощью металлоискателей безвозмездно должны сдаваться государству. Поэтому артефакты в лучшем случае осядут в частных коллекциях кыргызстанцев, в худшем — уйдут за пределы республики. Запрет на использование металлоискателей не приведёт к желаемому результату, и потому предлагается ввести в статью 33 обсуждаемого закона лицензирование прав на поиск с металлодетекторами и дать её в следующей редакции:

 

Вводится лицензирование права на поиск с металлодетекторами в определённых местах. Купивший годовую лицензию («Открытый лист») обязан пройти обучение правилам и требованиям к проведению металлопоиска. В «Открытом листе» указываются район поиска, перечень запрещённых зон и правила, за нарушение которых следует ответственность согласно закону. В перечень обязанностей металлопоиска должны включаться фиксация мест находок и неукоснительная их публикация на специальном сайте. Все найденные артефакты представляются для изучения экспертной комиссии, где отбираются экспонаты для приобретения музеями с оплатой согласно Гражданскому кодексу. Нарушение установленных правил автоматически приводит к лишению «Открытого листа» и денежному штрафу. Стоимость лицензии на поиски артефактов или «Открытого листа» для работы с металлоискателями предполагается достаточно высокой. Большая часть этих средств должна использоваться экспертной комиссией для приобретения экспонатов для музеев. Оплата лицензии может производиться и артефактами, найденными ранее, стоимость и научную ценность которых назначает экспертная комиссия. В состав комиссии, определяемый статьёй 23, следует включить экспертов антиквариата, ориентирующихся в рыночной стоимости археологических артефактов.

 

В законе, как рудимент от советских времён, в статье 11 остался следующий абзац. «Республиканское общество охраны памятников истории и культуры и его органы на местах оказывают содействие в охране и использовании историко-культурного наследия». К сожалению, давно прекратило своё существование «Общество охраны памятников истории и культуры», созданное легендарной Кулуйпой Кондучаловой. Следует напомнить, что благодаря деятельности этой организации на общественные деньги с привлечением профессиональных специалистов исследованы и отреставрированы гумбез Манаса в Таласе, башня Бурана и музей вокруг неё, Чолпон-Атинский краеведческий музей с богатым наследием наскальных рисунков, Узгенский комплекс XI века, Сулайман Тоо (музей в горе), восстановлен из руин Таш-Рабат. В качества современного примера можно привести активную работу общественного объединения «Мурас кыймылы», локализовавшего место знаменитой Атлахской (Таласской) битвы 751 года и с помощью отечественных и зарубежных спонсоров закрепившего его монументом на местности. Привлекая специалистов-археологов, объединение на общественных началах проводит исследования аварийных археологических объектов в Таласской долине.

 

Считаем, что не запреты и карательные санкции, а воспитание у молодёжи интереса к отечественной истории и привлечение общественности к охране памятников истории и культуры — это основной резерв по их спасению. Только возрождение общественных организаций по изучению и охране памятников истории и культуры в тесном сотрудничестве с учёными позволит сохранить богатое наследие наших предков.

 

Г. Сооронкулов, директор общественного объединения «Мурас кыймылы».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *