Ровно 23 года назад не стало легенды уголовно-исполнительной системы Кыргызстана (Киргизской ССР) Самаркула Рыспаева. И именно в этом году ему исполнилось бы 100 лет… Меж тем его удивительная жизнь могла бы стать сюжетом как для лихого киносериала, так и достойным примером служения Отечеству для нового поколения силовиков и правоохранителей.
Самаркул Рыспаевич Рыспаев – один из тех, кто заложил фундамент всей уголовно-исполнительной системы республики. В знак уважения к его заслугам в здании Центрального аппарата Службы исполнения наказаний Минюста КР открыт памятный уголок, посвящённый человеку, который более 20 лет возглавлял пенитенциарную сферу нашей республики. Его биография действительно была сложна, многогранна и весьма интересна! Всего не упомянешь, но мы затронем основные вехи удивительной судьбы настоящего героя.
Он родился 27 ноября 1922 года в селе Эпкин Чуйской области в обычной крестьянской семье. Отличался острым умом, наблюдательностью, хорошей памятью, трудолюбием. И уже с юных лет активный комсомолец как мог помогал местным органам: дежурил по ночам, выходил в рейды, охранял порядок…
“Наш человек!” – решили власти и в начале Великой Отечественной войны отправили его в группе из 10 кыргызстанцев учиться в Москву. Там, в Высшей школе НКВД СССР, их готовили для службы во внешней разведке. Послали бы скорей всего в Турцию, в стан союзника фашистской Германии в то время. Либо в “колеблющийся” Иран. Позже наших земляков готовили в качестве военных цензоров. Но затем геополитическая обстановка изменилась, и посланцы Кыргызстана вернулись в родные края. Здесь Самаркул стал курсантом межобластной школы милиции. Отучившись и получив в 1944 году звание лейтенанта, молодой опер-уполномоченный после практики был направлен в Тянь-Шаньскую (ныне Нарынская) область на должность начальника уголовного розыска, где проработал до 1950 года.
Возглавляемая там Рыспаевым группа сыщиков сумела за короткий срок раскрыть множество резонансных дел. Это поимка банд потомственных скотокрадов, угонявших отары и табуны в Андижан по тайным тропам в горах; арест с поличным профессиональных взломщиков сейфов, похитивших из Кочкорского почтового отделения более 20 тысяч рублей; разоблачение масштабно действующей шайки залётных воров, выдававших себя за… гастролирующих артистов Московского цирка!
Но даже в этих условиях С. Рыспаев всё время стремится к новым знаниям: в 1949 году он заочно окончил Алма-Атинскую среднюю специальную школу милиции. С 1950 по 1955 год он уже работал во Фрунзе. И пошли дела об отъявленных преступниках, за которыми числился громкий налёт на склад кожзавода по Васильевскому тракту, грабеже кассы Пишпекского депо, кровавых разборках в городских притонах… Затем наш герой возглавил милицию Иссык-Кульской области, где активно боролся с контрабандистами опия, который выращивали там на совхозных маковых полях и который привлекал внимание криминалитета со всего Советского Союза. Наркотик похищали и граммами, и флягами, шли на подкуп и даже убийства!
В 1959-1960 годах С. Рыспаев возглавил столичное УВД, завершил заочную учёбу в Кыргызском госуниверситете, получив диплом о юридическом образовании, также он был депутатом столичного горсовета. 1960 год стал для Самаркула Рыспаевича судьбоносным. Его назначили начальником Управления мест заключения, позже переименованное в Управление исправительно-трудовых учреждений МВД, где он и проработал до самой пенсии. Безусловно, в УИС существовали разные проблемы. Это и побеги заключённых, конфликты уголовных лидеров и администрации учреждений, групповые беспорядки в колониях, жестокие разборки в тюрьмах, попытки передачи осуждённым наркотиков и оружия, многое иное. Вот чтобы навести порядок в местах лишения свободы, С. Рыспаевым и были начаты коренные реформы.
Началось перевоспитание осуждённых методом трудотерапии. Главная задача – обеспечить спецконтингент работой! И развернулась работа по созданию масштабной инфраструктуры, началось промышленное производство в ИТК, КП, ВТК, ЛТП. Стали появляться свои кирпичные заводы, литейное производство, собственная сельхозпродукция, многое другое, включая даже проектно-конструкторское бюро.
Организовали профессионально-техническое обучение кадров, осуждённые получали неплохую зарплату на свой лицевой счёт. Многие исправительные учреждения добивались перевыполнения производственных планов, умело используя принципы профсоюзного движения по повышению эффективности труда и взаимодействуя с ведущими заводами-фабриками союзных республик. Более того, продукция пенитенциарных учреждений сотен наименований завоевала авторитет не только в рамках СССР, но и экспортировалась в Северную Америку, Европу, Африку и Азию!
Под руководством Рыспаева УИТУ обеспечивало не только нужды ведомства, но и поднимало экономику всей республики. Если вначале объём валовой продукции, выпускавшейся в системе, достигал 3 млн. рублей, то в 1982 году – уже 120 миллионов! Что касается организации охраны режимных объектов, то по её техническому оснащению республика вышла на первое место в СССР! Менялась вся прежняя структура УИС. Появились колонии четырёх типов: общего, усиленного, строгого и особого. Заработала отрядная система перевоспитания… С. Рыспаев уделял много внимания социальной поддержке сотрудников, грамотно выстроенной интернациональной кадровой политике, заботился о соблюдении здорового климата в коллективах ИТУ. Он сочетал требовательность и справедливость к лицам, твёрдо ставшим на путь исправления. Вместе с тем был непреклонен к нарушителям внутреннего распорядка и режима в местах отбытия наказаний, строго требовал дисциплины во всех сферах УИС. Поэтому пользовался огромным уважением не только среди коллег, но даже у спецконтингента.
Самаркул Рыспаевич заслуженно отмечен многими высшими государственными наградами, орденами, медалями, почётными грамотами. Под его началом служили офицеры, которые впоследствии заняли руководящие посты в пенитенциарной системе. Дело продолжили и потомки, неся службу в структуре МВД и УИС. К слову, он был отличный семьянин. Супруга Жуматай, с которой он прожил счастливые годы, подарила ему двух сыновей и четырёх дочерей. Даже выйдя на пенсию и несмотря на последующую тяжёлую болезнь, Самаркул Рыспаевич оставался очень активным. Читал историческую литературу и прессу, играл на комузе, любил фольклор, увлекался шахматами и футболом. К нему, человеку чуткому, честному, отзывчивому, всегда тянулись люди. Особенно когда он, офицер с безупречной репутацией, находился в составе Совета ветеранов МВД нашей страны, являясь живым примером бескорыстного служения правопорядку.
К сожалению, 22 декабря 1999 года Самаркула Рыспаевича не стало… Он всегда был верен присяге, обладал высоким чувством ответственности, полностью отдавался делу всей своей жизни.
Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.
Фото предоставлено
пресс-службой СИН.
корреспондент газеты “Слово Кыргызстана”