Онлайн… И немножко больно

Кто книги читает, тот о будущем мечтает или Читающая молодёжь страну в будущее поведёт!

Начало второй учебной четверти в одной из столичных школ в районе центральноймечети ознаменовалось известием об очередной удалёнке. Как всегда бывает, перед началом отопительного периода наши чиновники рапортуют о полной готовности к зиме: всё закупили, всё отремонтировали… Но при включении системы подачи тепла в дома и организации вскрываются большие проблемы. Две школы и два детских сада отключили от теплоснабжения на неопределённый срок.

 

Мы уже настолько привыкли к обучению онлайн, что даже обрадовались. Нет, мы не просим скорее перевести школу на офлайн, пусть проводят ремонт хоть всю вторую четверть. Она традиционно самая трудная и для детей, и для их родителей… Ведь большинство учащихся приезжают в школу из разных частей города. А в это время куча неудобств, мешающих поездкам: рано темнеет, холодно, мокро и грязно, нехватка общественного транспорта, особенно по вечерам. Родители, разумеется, волнуются дважды в день о том, как доехал ребёнок в школу и из школы: вдруг попал в пробку и опоздал на урок, сумел ли втиснуться в троллейбус или маршрутку на обратном пути, особенно после второй смены. Парадокс: последний урок у детей средней школы заканчивается в 19.05, когда большинство взрослых уже успели доехать с работы домой…

 

А какие тяжести носят школьники за плечами: рекомендованные нормы для пятых-шестых классов – 2,5 кг, для седьмых-восьмых – 3,5 кг. Все эти годы слежу за школьным рюкзаком сына – не менее шести килограммов. Почти в два раза перевес. А при дистанционном обучении ничего никуда тащить не надо, это ещё один плюс.

 

Кроме того, режим питания соблюдать намного легче. Дети школьного возраста должны кушать четыре-пять раз в день. На деле же у них получается перерыв между приёмами пищи восемь часов (с полудня до 20.00), редко когда успевают на перемене что-то перекусить. Да и столовая в школе работает максимум до трёх часов дня, то есть надо успеть на первых двух переменах отстоять в очереди, чтобы купить какой-нибудь пирожок/сосиску в тесте. У детей из-за большой нагрузки часто проблемы с пищеварением, которым также способствуют стрессы, случающиеся практически ежедневно в огромных коллективах наших переполненных учебных заведений.

 

Таким образом, плюсов в онлайн-обучении можно найти немало: экономится время на дорогу, ребёнок соблюдает режим питания, не носит тяжёлый рюкзак на спине…

 

Но всё же необходимость социализации и коммуникации никто не отменял – общения с одноклассниками и учителями резко стало меньше, уже через две недели появилось чувство ожидания: ну когда же устранят неполадки и подадут тепло в классы!

 

Онлайн-обучение можно сравнить с домашним образованием, повсеместно практиковавшимся в XIX веке. Тогда гувернёров и репетиторов было много и в европейских странах, и в Российской Империи. Сначала было модно выписывать наставников для детей из Франции, Германии, Англии. Позже в процесс включились отечественные университетские профессора и учителя гимназий, а также студенты и сами гимназисты, которые оказывали образовательные услуги буквально за копейки. Преподавали репетиторы позапрошлого века математику, латынь, иностранные языки (французский и немецкий) и русскую словесность, реже – историю и географию. Специального образования для подобного рода деятельности тогда не требовалось.

 

Так продолжалось до 1917 года. После Октябрьской революции проблема дополнительного обучения надолго перестала быть актуальной: считалось, что школьных знаний вполне достаточно. В 1960-1970-е годы репетиторство снова стало распространяться, правда, полуподпольно. Для поступления в институт иногда требовалось позаниматься с преподавателем из выбранного вуза. И лишь в 1990-е годы репетиторство обрело официальный статус: появилось много объявлений о дополнительных занятиях, размещённых и в газетах, и на столбах около учебных заведений.

 

В наше время профессия репетитора также широко востребована. К их услугам прибегает большая часть будущих выпускников школ с целью поступления на желаемый факультет в престижный вуз. Уроки могут проходить индивидуально или в группе, онлайн при помощи смартфона или компьютера, на дому или в учебном центре. Однако при этом дети, как правило, посещают ещё и обычную среднюю школу, получая знания из нескольких источников. Но на одних сухих знаниях далеко не уедешь… Необходимо общаться, дружить, ссориться, сидеть вместе за партой, списывать друг у друга… И тогда кроме большого багажа знаний останется ещё и багаж совместных воспоминаний на всю жизнь.

 

Рита РУБАН.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *