“Смогу держать удар! И выиграть: за Пушкина, за русский, за частичку России у нас – далеко, на юге Кыргызстана!” – так я себе мысленно проговаривала, пряча за тёмными очками (благо, солнечная весна) заплаканные глаза…
…Всё началось накануне. Приглашение в горсовет (кенеш). Председатель-русофил, поддержка центра. Собрание у председателя. Участники – 6-8 человек.
Мне предлагают ознакомиться с ксивой. Боги мои! Коллектив школы им. Пушкина просит переименовать учебное заведение – пусть будет Абсамат Масалиев! Подписи явно поддельные. Количество – космическое. Умом понимаю, что нынешний директор – бессловесный, без собственного мнения руководитель. Исполнитель вышестоящих. Но шок!!!
– Буду краткой. Моё мнение вы знаете, – сказала я. – Завтра на сессии горсовета выступаю и постараюсь убедить депутатов не убирать в городе культурного присутствия России.
Все помнят своё состояние перед трудным-неизбежным. Учащённое дыхание, сердцебиение, голова кругом: депутаты… Ни одного русского! Как убедить???
– Уважаемые депутаты! Решаем важный вопрос. Обе личности высоких достоинств и значимости. Одно скажу. Волей истории мы вместе с Россией и вместе… с Пушкиным! И вы, и ваши внуки, деды, прадеды живут с пушкинским: ” И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!” И наши будущие дети, уверена, будут восхищаться Пушкиным! Я не могу решать за вас, могу просить-убеждать: оставим Пушкина в городе, в школе №12, островком великой России! Прошу вас! Решайте!
…Села у выхода: что угодно, но моих слёз сессии не покажу! Сердце выпрыгивает. Выдержу? Без обморока?
– Эжеке! (это сосед рядом). – Вы выиграли! На три голоса…
Выбегаю из зала под лестничную клетку и реву. Истерика! Спустя тёмные очки, бреду счастливая, но обессиленная, опустошённая. Надо приходить в себя!
Были беседы с представителями коллектива, которые с возмущением гремели: “Валентина Анатольевна! За кого вы нас принимаете?! Никакого собрания не было!”
Знаю, убеждаюсь ещё раз. Вспомнила эту давнюю историю, рассматривая счастливые фото нынешнего директора школы им. Пушкина. Приглашена в Питер наряду с другими директорами школ им. Пушкина на 225-летие поэта. И ей, и другим нехудо бы знать эту историю со счастливым концом! Мы вместе, Александр Сергеевич! С юбилеем!
ЦЕНТР РУССКОГО ЯЗЫКА
О работе городского центра русского языка – телеграфной строкой (время диктует). Родился центр во время распада СССР на основе городской методической секции. Руководство – заведующие учебной частью школ: 7 школ по городу и 5 – по посёлкам. Задачи: оказание методпомощи учителям (молодым преимущественно), упрочение русского языка: семинары, профессиональные смотры и языковые фестивали. О фестивалях – особо.
РУССКИЙ – ЯЗЫК ДРУЖБЫ
В СССР была замечательная традиция – ежегодные и посвящённые фестивали: “Русский язык – язык мира и дружбы”. Новое время заставило переосмыслить и вернуться к истокам. “От Пушкина до наших дней” – новый фестиваль с прежними задачами: изучение русского языка, понимание его объединяющих другие народы стран СНГ функций, расширение общего гуманитарного кругозора и его эстетического потенциала. Эти задачи вполне достойно решаются центром уже 31 год – время рождения и становления демократического Кыргызстана. Фестивали три десятилетия проходят по графику с января по май. Имеют самое серьёзное значение и для расширения знаний по русскому языку и русской мировой культуре. Новация – фестивали проходят на русском, английском (языках ООН), кыргызском – государственном языке.
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
Главное по изучению пушкинианы:
– Гордость школы на все времена: два (?!!) ученика включены в мировую книгу (Москва): “Читаем Онегина”. Впечатляет! Количество участников, количество стран – космических масштабов! Гордимся!
– И гордость также вселенского масштаба – золотая медаль выпускницы по пушкинским чтениям в Лондоне! Эмоции зашкаливают.
– Оценка нашей работы – книга избранных произведений Пушкина (Лондон). Мой давний выпускник стал финансистом и, будучи в командировке в Лондоне, выбрал в книжном магазине мне презент – “Пушкин. Избранное”. Подарочное издание с золотым тиснением, демонстрирую ученикам на торжественных мероприятиях.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА “МИРОВОЕ НАСЛЕДИЕ -НОВЫЙ ВЕК”
Кратко. Рождение – конец 90-х годов. Необходимость – новое содержание образования.
Включены рассказы о философии и философах, история мировых религий, искусство.
Программе 30 лет. Историю религий ввели в наших школах в прошлом году, искусство – исключили программу ранее преподаваемого курса “Мировая художественная культура”, юбилейной даты искусства. Изучаем пунктирно жизнь и творчество русских и мировых художников, музыкантов, артистов балета и народного танца, певческое искусство.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ
За 30 лет работы центра созданы: учебное пособие по литературе XX века (за 15 лет до выхода учебника Н. Мурадымова, Н. Ешеновой); авторская программа “Мировое наследие – новый век”; серия статей в журналах “Русский язык и литература в школах Кыргызстана”, “Русское слово в Кыргызстане” и в правительственной газете “Слово Кыргызстана”.
И пара слов о сотрудничестве с КРСУ – Институтом русского языка. Оно долголетнее и плодотворное. Из персоналий: Валентина Алексеевна Воропаева, Марина Михайловна Рудова, Александр Самуилович Кацев и другие. Навсегда останется в памяти членов молодёжного клуба личная встреча с Валентиной Алексеевной Воропаевой – профессиональным историком и знаменитым пушкинистом и её знаменитым супругом – академиком Владимиром Плоских. Члены молодёжного клуба писали эссе по трудам В. Воропаевой “… Я гимны прежние пою! (А. Пушкин). Проблема “примирения непримиримого” в творчестве А. С. Пушкина”.
Марина Михайловна Рудова помогала оснастить нас русской классической литературой и обучаться на курсах повышения квалификации при КРСУ. Александр Самуилович Кацев (редчайшие случаи среди профессуры) проводил по нашей просьбе учебные занятия по литературе XX века.
Так дружим, так трудимся во славу пушкинского Слова и с пушкинским Словом!
С юбилеем нас, уважаемые кыргызстанцы!
В. ЛУКИНА, член правления общества кыргызских преподавателей русского языка и литературы, заслуженный учитель КР.