От добра добра не ищут

“Правозащитное движение “Бир Дуйно – Кыргызстан” обратилось к генеральному прокурору Курманкулу Зулушеву с заявлением, в котором просит принять меры
к должностным лицам, которые на разных уровнях нарушают Конституцию страны
и системно инициируют антиконституционные нормативные правовые акты.

 

В частности указывается, что правозащитники и эксперты по правам человека отмечали, что ряд положений предлагаемого проекта изменений Закона “О некоммерческих организациях” противоречат международным стандартам в области прав человека, в том числе принципам Международного пакта о гражданских и политических правах (МIГПП).

 

“В статье 22 МПГП, в пункте 1 указано, “что каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов”. А в силу пункта 2 данной нормы “пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц”, – указывают правозащитники и напоминают, что Кыргызская Республика присоединилась к МПIГТI 7 октября 1994 года. В Экстренном промежуточном заключении Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) сделан вывод о том, что, “учитывая серьёзные недостатки законопроекта, для приведения его в соответствие с принципами прав человека потребуются всеобъемлющие, существенные и фундаментальные изменения, равносильные полной переработке редакции”. Поэтому БДИПЧ призывает инициаторов предлагаемых поправок полностью отказаться от них и не продолжать процесс их принятия.

 

В обоснование новых обременительных инициатив по прозрачности и подотчётности НКО инициаторы ссылаются на часть 4 статьи 8 Конституции, в которой говорится, что “политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения обеспечивают прозрачность своей финансовой и хозяйственной деятельности. Вносимые ограничения к праву на свободу ассоциаций посредством введения дополнительных отчётов и усложнения регистрации НКО с иностранным участием не преследуют обеспечения прозрачности и подотчётности НКО. Любая НКО – открытая, в деятельности которой могут принять участие все заинтересованные лица, а информация о них доступна. Более того, вся их фискальная деятельность подотчётна. Эти ограничения могут использоваться для подавления активных представителей гражданского общества, которые, продвигая и защищая права и свободы человека, часто становятся препятствием для некомпетентных и коррумпированных должностных лиц. Соответственно, следует соблюдать другую норму – статью 36 Конституции Кыргызской Республики, гласящую о праве каждого на свободу ассоциаций. Обременяющие деятельность НКО инициативы противоречат статье 22 МIГШI и являются нарушением прав человека в демократическом обществе”. Однако статья 27 Венской конвенции о праве международных договоров устанавливает, что “частник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора”. Кыргызская Республика присоединилась к Венской конвенции о праве международных договоров Законом КР от 5 июля 1997 года. Соответственно, Кыргызская Республика не может нарушать свои международные договорные обязательства, ссылаясь на нормы Конституции.

 

Указанные выше положения проекта изменений в Закон “O некоммерческих организациях” противоречат принципам, закреплённым в Преамбуле Конституции о справедливости и равноправии, статьи 24 (части 2), о равенстве всех перед законом”, – обосновывают правозащитники.

 

“До 2025 года Кыргызская Республика – член Совета по правам человека и приняла на себя добровольные обязательства и обещания в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N°60/251. В частности, Кыргызская Республика отметила, что “приложит все усилия по защите и поощрению прав человека и основных свобод, обеспечению верховенства права и демократии как на национальном, так и международном уровнях, [а также] продолжит укреплять возможности гражданского общества и работать в партнёрстве с организациями гражданского общества при разработке национальной политики”.

 

В силу статьи 23 Конституции права и свободы человека относятся к высшим ценностям Кыргызской Республики. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Но предлагаемые ограничения права на свободу объединения противоречат смыслу и содержанию деятельности государственных органов и их должностных лиц. Активная гражданская позиция граждан связана с такими правами, как свобода мнений и убеждений, что находится в строгом соответствии с положениями статьи 32 (часть 1, 2) Конституции Кыргызской Республики – “каждый имеет право на свободу мысли и мнения”, “каждый имеет право на свободу выражения своего мнения”.

 

ОО “Правозащитное движение “Бир Дуйно – Кыргызстан” отмечает также и угрозу свободе слова в связи с проектом нового Закона “О СМИ”. Юристы, сделав анализ, отмечают, что его принятие может привести к ликвидации многих СМИ, а журналисты не смогут публиковать многие расследования. Под действие законопроекта могут попасть все веб-сайты.

 

Так, предлагаются изменения в Положение “О порядке отнесения аудиовизуальных произведений к категории порнографических и иных запрещённых видов результатов творческой деятельности”, утверждённое постановлением правительства Кыргызстана от 14 октября 2016 года N° 551. Само Положение и инициируемые изменения обяжут каждого творческого человека предоставлять в государственное учреждение “Государственный киноцентр “Кыргызтасмасы” предполагаемые к прокату и показу аудиовизуальные произведения на фестивалях, семинарах и других мероприятиях для получения государственного удостоверения на прокат и показ. Тем самым устанавливается цензура творческой деятельности. Что противоречит части 2 статьи 10 Конституции, где установлено, что цензура в Кыргызской Республике не допускается. А часть 1 статьи 63 Основного закона запрещает принимать законы, ограничивающие свободу слова, печать и средства массовой информации.

 

“Кыргызская Республика стала полноправным членом Совета по правам человека ООН и заявила миру о своей приверженности к общечеловеческим, универсальным правам и свободам человека, Декларации ООН по правам человека, её 75-летний юбилей мир отметит в декабре 2023 года. Как подчеркнул по итогам миссии в Кыргызстан в 2022 году г-н Оливье Де Шуттер, специальный докладчик ООН по вопросу о крайней нищете и правах человека, “важно объединить усилия для решения его рекомендаций, начиная с сообществ до национальных уровней”, чтобы избежать крайней нищеты в Кыргызстане”, – отмечают правозащитники и призывают генпрокурора взять под надзор неоднократные неконституционные инициативы и намерения. Ведь согласно Конституции, международным обязательствам, частям 1, 2 статьи 4 Конституционного Закона “О прокуратуре Кыргызской Республики”, один из основных принципов её деятельности – защита прав и свобод человека и гражданина.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *