От Матфея до Антония

Кыргызстан - Япония:  новая ступень отношений

В Свято-Воскресенском соборе Бишкека прошли ХI международные научно-богословские чтения памяти святого схиархиепископа Антония (в миру Абашидзе) “История христианства в Средней Азии: прошлое и настоящее”. Учёные и богословы из нескольких стран рассказали об истории развития православия в Средней Азии.

 

 

ПО ВСЯТЫМ МЕСТАМ

 

Сегодня в нашей стране около 700 эпических памятников, свидетельствующих, что христианские общины существовали практически во всех городах Семиречья. Это гранитные плиты с изображением несторианских крестов, древние молитвенные тексты и другие.

 

Кроме действующих у нас христианских храмов внимание учёных-религиоведов и историков занимает Курментинский пещерный комплекс, расположенный в Иссык-Кульской области.

 

В начале ХХ века его открыли местные жители, которые занимались поисками так называемого клада Чынгысхана. Кладоискатели вели здесь раскопки на протяжении столетий. Не прекращались они и в советское время, когда отношение к церкви было несколько иным.

 

Причём до сих пор непонятно, что всё-таки ищут: сокровища или какие-то артефакты, принадлежавшие инокам армянского монастыря.

 

Ажиотаж с поисками был настолько велик, что пришлось вмешаться Генеральной прокуратуре СССР. Газета “Правда” за 28 июля 1975 года опубликовала статью “Возвращение к тайне”, где рассказала о создании специальной следственно-оперативной группы по расследованию ситуации близ села Курменты. Известно, что найдено несколько каменных плит с изображением крестов и якобы много человеческих останков. Чем закончилось следствие, неизвестно, но поиски не прекращаются и поныне.

 

Между тем о монастыре упоминается в каталонской карте мира XIV века как о “монастыре братьев-армян”. По легенде, здесь захоронены мощи апостола Матфея. Он, согласно библейским преданиям, претерпел мученическую кончину от рук язычников за проповедь Христа в Сирии. Именно там хранились его нетленные мощи, и христиане поклонялись им.

 

Когда в Римской империи начались гонения, верующие, опасаясь поругания святыни, перенесли мощи святого в Среднюю Азию, где уже существовали многочисленные христианские общины.

 

“Мощи святого евангелиста Матфея хранились в армянском монастыре, располагавшемся близ Иссык-Куля. О местонахождении этой великой святыни знал весь христианский мир. На известной Каталонской карте, датированной 1375 годом, среди архитектурных сооружений заметно выделяются несколько храмов. Один из самых крупных, храм в стиле романской базилики, но с пирамидальным завершением, расположен в той части атласа, которая соответствует территории современной Центральной Азии. Он изображён на берегу озера с продолговатыми очертаниями, отдалённо напоминающего Иссык-Куль. Подписано это изображение так: “Место, называемое Иссикол. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывало тело святого Матфея, апостола и евангелиста. Впоследствии город, где находилась древняя армянская обитель, был затоплен водами озера”, – писал в одном из своих донесений в Русское историческое общество основатель города Каракол барон Александр Каульбарс.

 

Поблизости от затонувшей святыни в 1882 году основан русский Свято-Троицкий мужской монастырь. В 1898 году при нём открыли школу грамоты для местных и русских детей, а также библиотеку, в которой находились книги не только духовного, но и светского содержания. Монахи обучали ребятишек из окрестных сёл чтению, письму, азам землепользования. А 36 мальчиков-сирот жили в детском доме при монастыре. Христианская обитель служила для туркестанской духовной консистории местом ссылки провинившихся членов клира, священников, дьяконов. Вот только планируемой миссионерской деятельности не велось, как и по всей епархии.

 

Сильнейшим испытанием для иноков стало землетрясение 1889 года, которое разрушило все постройки монастыря.

 

“Напуганный игумен Михаил бежал в Россию и увлёк за собой большинство братии”. Рассказывают, что перед началом землетрясения “сами собою” зазвонили колокола. Предупреждённые монахи успели покинуть помещения, и никто из них не пострадал. Церковь была разрушена, но престол, жертвенник, священные сосуды и иконостас остались невредимыми, потому что стены алтаря, где находились все эти святыни, упали наружу. В обители остались всего три монаха из местных жителей”, – говорилось в докладе, подготовленном сотрудником комиссии по канонизации святых Алматинской епархии Максимом Ивашко.

 

В настоящее время от монастыря остались лишь здания трапезной и молельной, выполненные из прочного, морёного в иссык-кульской воде дерева, а также здание храма, построенного после землетрясения 1889 года, перестроенного в советское время под библиотеку.

 

 

ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВО

 

Интересна личность самого схиархиепископа Антония. В миру его звали Давид Ильич Абашидзе. Он появился на свет 12 октября 1867 года в семье грузинских аристократов. По линии матери был родстве с князьями Багратиони. В 1891 году окончил Тифлисскую духовную семинарию, а через месяц принял постриг. Какое-то время преподавал в своей же семинарии, где, кстати, одним из его учеников был Иосиф Джугашвили.

 

Ташкентскую и Туркестанскую епархию он возглавил вначале 1906 года. Своё служение начал с того, что вернул некоторые храмы, переданные его предшественнику, военному протопресвитеру, а также много сделал для возведения новых богоугодных заведений. В числе его заслуг – основание первого в Туркестане церковного печатного издания “Туркестанские епархиальные ведомости”. По его инициативе в епархии стали проводиться съезды духовенства.

 

Однако отношения с генерал-губернаторами Туркестанского края Дином Субботичем и сменившим его Николаем Гродековым не заладились. Жалобы на епископа летели на Высочайшее имя, в канцелярию Патриарха и Священного Синода. Дело дошло до разбирательства ситуации в Государственной Думе.

 

Однако в законодательном органе Российской империи нашлись и сторонники епископа Туркестанского. В ответ на многочисленные жалобы они опубликовали открытое письмо в газете “Туркестанские ведомости”
“Приняв в 1906 г. в управление не вполне устроенную Туркестанскую епархию, он сумел в сравнительно короткий период – четыре года установить в окраинной нашей епархии нормальную жизнь и заслужить глубокое уважение со стороны всего православного населения Туркестана. Основал свой печатный орган, созвал 1-й епархиальный съезд духовенства, организовал по приходам общества трезвости, кассу взаимопомощи, похоронную кассу, религиозно-просветительные общества в Ташкенте и в Верном, пастырские собрания, оживил церковное проповедничество в епархии, учредил уездные соборные храмы, открыл много приходов в городах и сёлах с достаточным материальным обеспечением духовенства, поддержал православную миссию, поднял образовательный ценз духовенства с привлечением лучших сил из Центральной России, возбудил ходатайство перед Священным Синодом об открытии духовной семинарии”, – говорилось в письме.

 

В 1912 году он навсегда покинул Туркестан. Его перевели сначала епископом Таврическим в Симферополь, а после он стал настоятелем Корсунского Богородичного монастыря.

 

Октябрьскую революцию 1917 года встретил уже в Топловском Параскевиевском монастыре Феодосийского уезда. В 1922 году его осудили на год принудительных работ, затем амнистировали. Однако через год снова арестовали и выслали из Крыма. Скончался в 1942 году и похоронен в Киево-Печерской лавре.

 

Любовь БОРИСЕНКО,
Игорь САПОЖНИКОВ.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *