Отрицательный баланс, или Внешняя торговля Кыргызстана финансирует экономику других стран

Есть несколько важных экономических и финансовых показателей, объективно характеризующих состояние экономики государства: ВВП, ВВП на душу населения, госбюджет и другие. К этому ряду показателей, безусловно, относятся показатели внешней торговли.

 

Действительно, по объёму и структуре экспорта можно оценить состояние внутреннего товарного производства страны, по объёму и структуре импорта – состояние внутреннего товарного рынка и удовлетворение покупательского спроса населения. Можно иначе оценить состояние внешней торговли: рост показателя экспорта способствует поступлению в страну мировой валюты; рост показателя импорта завершается исходом валюты из страны. Очевидно, вариант роста экспорта позитивно характеризует экономику республики; вариант роста, тем более чрезмерного роста импорта, характеризует проблемное состояние экономики.

 

Рост показателя внешнеторгового оборота страны совсем не обязательно позитивно оценивает состояние внешней торговли. Если рост внешней торговли достигнут в результате превышения объёмов экспорта над импортом, то внешнеторговая деятельность успешная и прибыльная для страны, но при превышении импорта над экспортом, в особенности при чрезмерном превышении, результаты могут быть катастрофическими. Следовательно, при оценке состояния экономики через призму внешней торговли главным условием считается не рост показателя общего объёма внешнеторгового оборота, а его структура с превышающим ростом экспорта или превышающим ростом импорта.

 

С 2015 по 2022 год объём внешнеторгового оборота Кыргызстана составил 4,7 млрд долларов. При этом доля экспорта 32,3%, или 15,1 млрд долларов. Доля импорта составляет 67,7% , или 41,6 млрд долларов. Таким образом, за рассматриваемый период 15,1 млрд долларов поступило в республику и 41,6 млрд составил отток валюты. Иными словами, в течение 2015 – 2022 годов наша страна (с довольно скромными экономическими результатами) финансирует экономику Китая, Турции, России и ряд других вполне благополучных в экономическом отношении государств – 26,5 млрд долларов (41,6 – 15,1).

 

Как оценить такой показатель? Для сравнения: за анализируемый период объём прямых иностранных инвестиций составил 7,6 млрд долларов, или почти в 3,5 раза меньше чистого вывода валюты по результатам внешнеторговой деятельности. Настораживают наблюдаемые тенденции изменений показателей внешней торговли. С 2015 по 2022 год экспорт увеличился в 1,5 раза, импорт – в 2,3 раза, а дефицит платёжного баланса – в 2,8 раза.

 

***

 

По данным исследования объёмов внешней торговли государств мира в 2022 г. из печати вышло восьмое издание моей монографии “Эффективность внешней торговли государств мира”: Кыргызстан в 2022 г. по показателю экспорта занял 116-е место среди 121 государства мира, по показателю коэффициента эффективности внешней торговли – 117-е. Исследованию подверглись лишь те государства, объём экспорта которых превысил порог в один млрд долларов.

 

Показатели внешнеторгового оборота объединяют показатели внешнеторговой деятельности регионов страны. Очевидно, чем выше показатели регионов, тем, соответственно, выше результаты республики.

 

По официальным данным Нацстаткома, в последние годы Бишкек остаётся неизменным лидером в экспорте, лишь в прошлом году уступив лидерство Чуйской области. Доля этих двух регионов в экспорте составила в 2022 г. 68,6%. Две самые крупные области с численностью населения более 1,2 млн человек каждая (Ошская и Джалал-Абадская) экспортировали товаров на скромную сумму в 304 млн долларов, или 13,9% от общей суммы экспорта. А 17,5% экспорта страны составляет доля остальных пяти регионов.

 

Согласитесь, когда участие семи регионов в экспорте всего лишь 31,4%, то такое положение не может продолжаться в дальнейшем. Вывод очевиден: регионы, обладая ресурсами и потенциалом товарного производства, имеют возможность более активного участия в экспорте, который в объёме немногим более 2 млрд долларов никак не соответствует производственному потенциалу. Рубеж экспорта в 3 млрд долларов вполне по возможностям регионов страны.

 

Более острые проблемы наблюдаются в импорте регионов. Так, в 2022 г. объём импорта превысил экспорт в Иссык-Кульской области в 37 раз, Ошской – в 3 раза, Чуйской – в 2 раза, в Бишкеке – в 10 раз. При этом столица ввозит товаров на 6,2 млрд долларов с долей 64,5% в импорте республики. На второй позиции Чуйская область с 15,6%. Доля двух регионов – 80,1%. Главная причина столь негативных последствий по импорту в целом и по регионам в отдельности в том, что поступление товаров (и по регионам в особенности) недостаточно контролируется и регулируется Министерством экономики и коммерции, а также муниципальными органами власти на местах.

 

Есть и успешные регионы. Правда, в 2022 г. лишь три из девяти во внешней торговле добились профицита платежей (в млрд долларов): Джалал-Абадская область (+ 47), Таласская (+ 45) и Баткенская (+ 27).
По данным прошлого года, в экспорте страны с долей 58,1% преобладают 4 товарные позиции (в млн долларов): текстиль и текстильные изделия (475), минеральные продукты (360), недрагоценные металлы и изделия из них (236) и продукты растительного происхождения (199).

 

Результаты импорта можно оценить по данным исследования структуры розничного товарооборота. Оказывается, около 95% розничной реализации непродовольственных товаров приходится на долю импортных товаров, в реализации продовольственных – около 63%. Следовательно, как обеспечение продовольственной безопасности населения, так и удовлетворение покупательского спроса зависит от объёмов импорта товаров. И, очевидно, такая зависимость от него не в интересах страны.

 

Эльдар САМИГУЛЛИН,
доктор экономических наук, профессор.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *